Эмоциональная сфера личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:56, реферат

Описание работы

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Файлы: 1 файл

Эмоциональная сфера личности.docx

— 36.90 Кб (Скачать файл)

Эмоциональная сфера личности

Эмоции  и их роль в жизни  человека

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые 'чистые' эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это, как мы уже видели, относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Сравнительно недавно  проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и  человек, способны не только 'читать' по лицу эмоциональные состояния своих  сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие же эмоции, как и то животное, которому они  сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена  была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая  при этом испытывала внешне ярко проявляемое  состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические  функциональные изменения были обнаружены и в организме 'наблюдателя' - той  обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую. Однако врожденными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему-либо.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без  ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или  иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о  состоянии говорящего и его отношении  к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния  на того, кто является субъектом  восприятия эмоционально-выразительных  движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

Физиологические механизмы эмоций 

Физиологические механизмы  эмоций представляют собой сложную  картину. Они состоят как из более  древних процессов, протекающих  в подкорковых центрах и в  вегетативной нервной системе, так  и из процессов высшей нервной  деятельности в коре головного мозга, при господстве последних.

Эти механизмы могут  быть представлены в следующем виде: нервные возбуждения, вызванные  в коре головного мозга теми или  другими внешними и внутренними  раздражителями (а также остаточные возбуждения, лежащие в основе воспоминании), широко захватывают при этом область  подкорковых центров и вегетативной нервной системы. Это приводит к соответствующим изменениям вегетативных процессов, вызывая сосудо-двигательные реакции, побледнение или покраснение лица, отлив крови от внутренних органов, выделение продуктов внутренней секреции и т. д. Вегетативные изменения, со своей стороны, через афферентные проводники снова передаются в кору головного мозга, наслаиваются на имеющиеся там возбуждения и создают сложную картину нервных процессов, которые и составляют основу того или иного эмоционального состояния.

Подкорковые механизмы эмоций. Все эмоциональные переживания в очень большой степени обусловлены физиологическими процессами, протекающими в подкорке и в вегетативной нервной системе, которые являются нервными механизмами сложных безусловных рефлексов, называемых инстинктами.

Особую роль в  эмоциональных реакциях организма  играет зрительный бугор и расположенные  рядом с ним в промежуточном  мозге corpus striatum(тело полосатое) и центры вегетативной нервной системы. В зрительный бугор приходят афферентные возбуждения от всех внешних и внутренних рецепторов и от него через центростремительные нейроны передаются к проекционным полям коры больших полушарий головного мозга. От зрительного бугра, полосатого тела и вегетативных центров отходят центробежные нервные пути к железам внутренней секреции, гладким мышцам внутренних органов и поперечно-полосатым мышцам скелетной мускулатуры. При инстинктивно-эмоциональных реакциях, связанных с низшими эмоциями — боль, пассивный (страх) и наступательный (гнев) защитные рефлексы,— замыкание рефлекторных дуг происходит в подкорковых центрах, вызывая указанные выше характерные для эмоциональных состояний реакции внутренних органов и мимические движения.

Однако в этой своей функции подкорковые центры не автономны: их деятельность сдерживается или усиливается центральными процессами в коре в связи с проекцией  в ней всего, что совершается  в подкорковых центрах. Кора больших  полушарий головного мозга играет главенствующую роль в нервных отправлениях человека; ее деятельность путем сложнейших условнорефлекторных связей влияет на нервные процессы, протекающие в вегетативной нервной системе и в подкорковых центрах. Кора головного мозга является тем высшим отделом нервной системы, который держит в своем ведении все явления, происходящие в теле.

Роль  вегетативной нервной  системы. Многочисленными исследованиями доказано, что эмоции тесно связаны с деятельностью возбуждаемых через вегетативную нервную систему органов внутренней секреции. Особую роль при этом играют надпочечные железы, выделяющие адреналин. Попадая даже в очень небольших количествах в кровь, адреналин оказывает сильное воздействие на органы.В результате возникают характерные для эмоций сердечно-сосудистые и вазомоторные реакции, усиление и ослабление сердечной деятельности, сужение и расширение кровеносных сосудов, расширение зрачков, характерные кожные реакции, убыстрение свертывания крови при ранениях, нарушается деятельность органов пищеварения, происходит отток крови от органов брюшной полости, и, наоборот, усиленный приток ее к сердцу, легким, центральной нервной системе и конечностям, усиливается распад углеводов в печени и в связи с этим увеличивается выделение печенью сахара и т. д.

Доказано, что при  эмоциях возбуждения, боли и т. п. вегетативная нервная система стимулирует  функцию надпочечных желез, в  связи с чем происходит увеличенное выделение адреналина и значительное повышение процента содержания сахара в крови. По данным Кенона, быстрота появления сахара в крови прямо пропорциональна интенсивности эмоционального возбуждения.

Все эти явления  указывают на большое биологическое  значение эмоций в борьбе животных за существование. Эмоции боли, страха, ярости, испытываемые животными при  появлении опасности, всегда вызывают усиленную мышечную деятельность (бегство  от опасности или, наоборот, борьба с врагом).

Такая эмоциональная  реакция оказывается весьма целесообразной, так как сахар является главным  источником энергии для мышц. Во время работы мышцы потребляют в 3,5 раза больше содержащегося в крови  сахара, чем в состоянии покоя.

В целом эмоции возбуждения  имеют динамогенное значение, сопровождаясь огромным увеличением нервно-мышечной силы и энергии. Этим объясняется тот факт, что в состоянии сильного эмоционального возбуждения человек способен проявить мышечную энергию, далеко превосходящую ту, которая обычна для него в спокойном состоянии. Этот факт объясняется тем, что в состоянии эмоционального возбуждения за счет снижения деятельности внутренних органов в результате оттока от них крови к мышцам, легким и центральной нервной системе мобилизуются значительные резервы сахара, необходимые для усиленной мышечной деятельности.Этому способствует также быстрое снижение под влиянием адреналина мышечного утомления (в страхе и гневе человек не чувствует усталости), усиление сердечных сокращений и приведение в действие гораздо большего числа эффекторных нейронов, чем это возможно при волевом усилии в спокойном состоянии.

Корковые  механизмы эмоций. Связанные с эмоциями нервные процессы в подкорке и в вегетативной нервной системе не могут рассматриваться как самостоятельные. Главной физиологической основой эмоций у человека являются процессы высшей нервной деятельности, совершающиеся в коре больших полушарий головного мозга.

Особое значение при этом имеют процессы формирования, переделки и разрушения образующихся в коре динамических стереотипов  нервной деятельности. Эмоциональные  переживания являются субъективными  отражениями этих сложных нервных  процессов в коре.

Эмоции являются по своей природе субъективными  отражениями легкости или трудности  протекания нервных процессов при  переходе от одного динамического стереотипа к другому, противоположному. Именно в характере физиологических  процессов, связанных с формированием  и разрушением динамических стереотипов, необходимо видеть физиологическую  основу эмоциональных переживаний  трудности и легкости, бодрости и  усталости, удовлетворенности и  огорчения, радости и отчаяния и  т. д.

Большую роль в возникновении  и течении эмоций играют временные  связи второй сигнальной системы, благодаря  которым те пли иные эмоциональные состояния могут быть вызваны не воздействием непосредственных раздражителей, а словами.

У человека механизмы  второй сигнальной системы приобретают  первенствующее значение в эмоциональных  процессах. Благодаря им резко меняется характер и сложность эмоциональных  переживаний. Вторая сигнальная система  оказывает следующее влияние  на развитие эмоций у человека:

  1. Через вторую сигнальную систему эмоции входят в сферу сознания человека и перестают быть только биологическими процессами, свойственными животным.
 
  1. Расширяется область  эмоциональных переживаний, в которую  включаются не только элементарные, физические чувства, как у животных, но и высшие человеческие эмоции — интеллектуальные, эстетические, моральные.
 
  1. Чувства человека приобретают общественный характер, поскольку через вторую сигнальную систему человек усваивает содержание, характер и способы выражения  эмоций, сформировавшиеся у человека в процессе его общественно-исторического  развития; в эмоциях получают отражение  общественные отношения людей.
 
  1. Повышается  в эмоциональных процессах роль представлений и понятий, в связи с чем совершенствуется и приобретает особый, человеческий характер эмоциональная память; эмоции начинают играть большую роль в деятельности воображения.
 
  1. Оказывается возможным  целенаправленная передача эмоционального опыта, а в связи с этим воспитание и развитие эмоций.

Классификация эмоций

Классификация эмоций ставит задачу навести хоть какой-то порядок в сфере эмоций и чувств, дать возможность исследователям и  практикам более точно говорить, о каких эмоциях и чувствах они говорят в том или ином контексте.

Замечание: как в  жизни, так и в психологической  практике чувства и эмоции разделяют  не всегда и чаще объединяют в одну категорию (эмоции-чувства), и в данной статье, если мы говорим "эмоции", мы подразумеваем и "чувства". О различии эмоций и чувств см.

Разнообразие классификаций  эмоций/чувств велико. Вероятно, что  универсальной классификации эмоций создать вообще невозможно и классификация, хорошо служившая для решения  одного круга задач, неизбежно должна быть заменена на другую при решении иного круга задач.

Основные критерии классификаций, это врожденность, отношение  к инстинктам, плотность нейронной  активности, отношение к адаптивным биологическим процессам, возможность  управлять и т.д.

Характеристики  эмоций (чувств)

Эмоции (чувства) бывают глубокими и поверхностными, однозначными и амбивалентными, положительными и отрицательными, разной степени осознанности и существенно в разной степени контролируемые. Подробнее об этом см.

Классификация чувств по сферам деятельности

Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные  их подвиды по сферам деятельности, в которых они проявляются. Соответственно, различаются чувства социальные, интеллектуальные, нравственные, познавательные, религиозные, родительские, эстетические и другие. См.

Элементарные  и составные чувства (эмоции)

Учитывая, что как  в жизни, так и в психологической  практике внутренние чувства и эмоции объединяются в одну категорию (эмоции-чувства), достаточно важным является различение элементарных и составных чувств (эмоций).

Информация о работе Эмоциональная сфера личности