Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 18:16, магистерская работа

Описание работы

Цель данной магистерской диссертации – обосновать возможности традиционной игрушки как средства развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей в учебно-воспитательной работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки.
1.1. Особенности и условия развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
1.2. Традиционная игрушка: ее определение, основные функции, принципиальные отличия
1.3. Роль традиционной игрушки в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
2.1. Содержание эмпирического исследования влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста
2.2. Изучение уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент)
2.3. Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционной игрушки (формирующий эксперимент)
2.2.1. Ознакомительный (предварительный) блок
2.2.2. Основной блок (занятия по эмоциональному развитию)
2.4. Динамика уровня развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста (контрольный эксперимент)
Заключение

Файлы: 1 файл

Диссертация - Акимова.docx

— 134.72 Кб (Скачать файл)

Прежде всего, рассмотрим традиционную игрушку, которая занимает особое место в русской культуре, в развитии ребенка. Это кукла. Из истории известно, что еще в первой половине XX века наиболее распространенной была тряпичная кукла. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы обязательно имелись. Интересно, что в куклы играли и девочки и мальчики до 7-8 лет, то есть до того момента, пока женский и мужской костюм (кроме прически) ничем не отличался. В старину не существовало мнения, что кукла – девичья забава. Игрушки и игры начинали строго разделяться лишь тогда, когда мальчик начинал носить порты, а девочка юбку.

 Куклы  были не только тряпичные, их  делали из дерева, лепили из  глины, вертели из соломы. Галина  Дайн пишет: «Для всякого возраста  предназначались свои куклы. В  деревянные болванчики (весомые, устойчивые, прочные) больше играли младшие  дети. Игрушки эти условны и  просты по форме, а часто и  вовсе походят на столбик игральной  “бабки”.

В детском быту простейшие деревянные куклы устраивали ребенка недолго – до тех пор, пока его игровые интересы были связаны в основном с движением, выражались в моторной деятельности. Как только восприятие ребенка становилось более аналитическим и емким, его начинали занимать игрушки более конкретные и детально разработанные по форме. Эти особенности детского развития интуитивно учитывали взрослые, создавая игрушки» [10].

Почему же так важна кукла для развития ребенка? По своей сути, кукла – отражение образа человека. Играя с ней, ребенок включается в мир людей. В игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действие знакомых ему людей. Е.О. Смирнова считает, что в процессе игры с куклой «происходит одновременно два взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой – ребенок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.

С одной стороны, ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли, переживания, то есть она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка, его своеобразным “рупором”. С другой – та же кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях – красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом». В этом заключается основная сущность куклы. Именно поэтому к выбору куклы необходимо относиться с особой серьезностью. Е.О. Смирнова выделяет несколько признаков куклы, подходящей для игры:

1. Детская  внешность, не слишком ярко и  подробно прорисованная.

2. Телесные  признаки пола отсутствуют.

3. Материал, из которого сделана кукла, желательно  натурального происхождения, приятный  на ощупь.

4. Куклу  можно переодевать и переобувать без расчленения тела [23].

В своей статье «Куклы нашего времени», Е.О. Смирнова весьма критично выступает против современных «экспрессивных» кукол, с ярко выраженными эмоциями. Она пишет: «Настроение, эмоциональное состояние, отображаемые куклой, четко и в деталях прорисованы и неизменны. Это тормозит фантазию и делает куклу непригодной для игры, ведь в настоящей игре, благодаря своему воображению, ребенок может представить одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. Именно благодаря этим удивительным силам воображения малыш оживляет куклу, и она наделяется способностью действовать и проявлять характер».

Современные куклы, по мнению Е.О. Смирновой, все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование. «Куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, и поэтому не позволяют ребенку даже создать свой замысел. Игра заменяется манипулированием. Кукла сама диктует ребенку, что с ней надо делать. Заданный образ так силен, что ребенок попадает под его влияние. Тогда как хорошая кукла должна оставлять простор для собственной фантазии ребенка, давать возможность зарождению и воплощению собственных замыслов – то есть быть открытой для игры».

Из всего вышесказанного о кукле, можно сделать вывод, что кукла является центральным персонажем многих детских игр. Особенности ее внешности оказывают непосредственное влияние на сюжет и содержание игр, а значит и на опыт, который ребенок приобретает в процессе игры. Кукла должна давать ребенку максимум возможностей для проявления себя, удовлетворения собственных фантазий, развития воображения. В этом ее истинное предназначение.

Велика роль взрослого в восприятии ребенком куклы. Валерия Мухина считает, что кукла  имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. В своей статье «Дети и куклы: таинство взаимодействия» она пишет: «Взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Ребенок учится сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта. Играя с куклой, ребенок учится рефлексии, отождествлению. Он переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию».

Валерия Мухина обращает внимание на то, что важно психологически правильно создать условия для игры и игрового общения, и тогда ребенок, играя,  сможет перейти в более свободное состояние, его поведение станет непринужденным, он будет в меньшей степени контролировать свои реакции, а значит меньше сдерживать проявления чувств, развивая и обогащая свою эмоциональную сферу. Для этого важно принять во внимание особенности развития детской самодеятельной игры [20].

Согласно исследованиям, проведенным Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, с двух до семи лет дети постепенно овладевают тремя способами построения игры: предметно-действенным, ролевым, сюжетосложением. Расцвет ролевого способа действия приходится на средний дошкольный возраст, поэтому мы рассмотрим его более подробно.

Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию «маленького», стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать взрослым (конечно, понарошку), а значит, стать старше, сильнее, умнее, лучше. Проигрывая роли взрослых или других известных ему героев, ребенок незаметно для себя приобщается к миру взрослых людей, усваивает мотивы и смыслы их действий и лучше осознает самого себя [23].

К ролевым играм относится режиссерская (творческая) игра. В ней ребенок выступает как режиссер, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов. В такой игре может участвовать один ребенок, взяв на себя роли нескольких кукол, самостоятельно разыгрывая между ними разнообразные сюжеты. Он становится творцом своего мира и режиссером событий в нем происходящих. Ценность одиночной игры заключается в том, что, играя, ребенок познает свой внутренний мир, формирует собственный эмоциональный образ, переживает с куклами-артистами события собственной жизни.

В режиссерской игре могут участвовать и несколько детей. Тогда игра приобретает совершенно другой характер. Дети распределяют роли между собой, договариваются о сюжете игры, вместе выстраивают ее содержание. Речь детей носит ролевой характер – при обращении к партнеру ребенок заметно меняет голос, интонацию, выражение лица. Игра приобретает особенно яркую эмоциональную окраску. Дети играют азартно, увлеченно. В их словах и действиях присутствуют элементы собственного творчества. В то же время какое-либо нарушение логики действий отвергается – дети строго следят за соблюдением правил и не допускают отклонений от них. Между куклами разыгрываются вполне реальные события и это свидетельство воображения малышей.

В совместной игре дети учатся учитывать желания партнера по игре, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Такая игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей дошкольного возраста, что способствует формированию социальных эмоций, развитию эмпатии.

Особое значение в организации режиссерских игр приобретает характер используемых кукол. Исходя из выше проведенного анализа современных и традиционных кукол, можно сделать вывод о том, что для творческой игры более подходят традиционные куклы, имеющие лишь намеченные черты лица. Это позволит детям самостоятельно дополнить «дорисовать» образы. Вследствие этого, сюжетов для игр станет больше, их содержание – богаче, игровые действия – разнообразнее. А значит, возрастет развивающий потенциал игры.

Режиссерские игры подразумевают наличие не только кукол, но и атрибутов, а также одежды для них (желательно, сезонной). Дом – важный атрибут деткой игры. С одной стороны, это рукотворное строение, а с другой, кровные люди, в нем проживающие. В нем происходят основные таинства семьи. Валерия Мухина в статье «Предметный мир как жизненное пространство личности» пишет: «Человек в благоприятной ситуации любит свой дом, хочет домой, тоскует о нем, когда находится вдали от него. В норме человек относится к своему дому по законам добра, справедливости и красоты». Подобное отношение к дому возможно воспитывать знакомя детей с обычаями и традициями русского дома, русской семьи. Ведь для наших предков было важно так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

Выводы из третьей части первой главы:

1. Традиционная  игрушка отличается высоким потенциалом  для становления и развития  самодеятельной игры, в частности, режиссерской (творческой). Наибольшей  эффективностью в этом отношении  обладает традиционная кукла, условность  образа которой открывает простор для развития фантазии ребенка, активизирует его игровую активность.

2. В процессе игры с традиционными игрушками (куклами и атрибутами к ним), ребенок учится сопереживать куклам в их игрушечных перипетиях. Через прочувствование эмоциональных переживаний героев ситуаций, ребенок познает свой внутренний мир, формирует собственный эмоциональный образ, учится распознавать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Изучив теоретические основы мы пришли к общему выводу: В природе традиционной игрушки заложен высокий потенциал для становления и развития самодеятельной игры, которая является одним из условий развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Глава II. Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

2.1. Содержание эмпирического исследования  влияния традиционной игрушки  на развитие эмоциональной сферы  детей дошкольного возраста.

Эмпирическое исследование проводилось в ГБОУ Центр образования «Школа здоровья» №1679 ДО гор. Москвы. Выборку составили дети трех средних групп дошкольного отделения Центра образования. Возраст детей – 4-4,5 года. Количество испытуемых – 60 детей, по 20 из каждой группы.

Особого различия между группами не установлено. Все три группы находятся в одном общеобразовательном учреждении, педагоги групп работают по одним и тем же программам: базовая программа «Истоки», вариативные программы – «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова; «Здравствуй мир» А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова и другие. Предметно-пространственная среда во всех группах схожа.

С июля по сентябрь дошкольное отделение закрыто для приема детей.

Все испытуемые дети из благополучных полных семей среднего уровня достатка. Сирот и приемных детей нет.

Эмпирическое исследование включает в себя три этапа:

1. Констатирующий  эксперимент, целью которого является  выявление исходного уровня развития эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.

2. Формирующий  эксперимент, целью которого является  раскрытие потенциала традиционной  игрушки для становления и  развития самодеятельной игры  – необходимого условия развития  эмоциональной сферы детей дошкольного  возраста.

3. Контрольный  эксперимент, целью которого является  определение динамики развития  эмоциональной сферы детей дошкольного  возраста после проведения формирующего  эксперимента.

Подробнее остановимся на содержании педагогической системы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами традиционных игрушек (формирующий эксперимент).

Педагогическая система развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста основана на следующих теоретических положениях:

1) Дошкольный  возраст является сенситивным  периодом для развития эмоциональной  сферы ребенка, структуру которой  составляют различные эмоциональные  переживания, значимое место среди  которых занимают социальные  эмоции и эмпатия (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова, Т.П. Авдулова и др.).

2) Приобретение  эмоционального опыта ребенком  происходит в его ближайшем  социуме, при взаимодействии со  сверстниками и взрослыми (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.И. Козлов,  Т.А. Березина, Н.Ю. Комкина и др.).

3) Игра  – ведущая деятельность, с одной  стороны, задает основную траекторию  эмоционального развития, а с  другой стороны, является его  необходимым условием (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова, Т.П. Авдулова, Т.А. Березина, Н.Ю. Комкина и др.).

4) Использование  комплексного метода педагогической  поддержки детских самодеятельных  игр благотворно влияет на  становление и развитие самодеятельной  игры в условиях ДОУ (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Е.В. Трифонова, Т.А. Качанова  и др.).

5) Высоким  потенциалом для становления  и развития самодеятельной (творческой) игры обладает традиционная игрушка, в частности, кукла, условность образа  которой открывает простор для  развития воображения ребенка, побуждает  его к активной игре (Н.Д. Бартрам, В.Я. Соловьев, Г.Л. Дайн, В.В. Абраменкова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.).

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния традиционной игрушки на развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста