Развитие эмоционально-нравственной сферы школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности развития эмоционально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является – особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Эмоционально-нравственное воспитание детей школьников 6
1.1 Теоретические аспекты проблемы эмоций в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста 11
1.3. Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. 15
Выводы по 1 главе:............................................................................................16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 22
2.1. Цель, задачи, гипотезы, выборка и методики исследования 22
2.2. Анализ организации и результатов исследования 23
2.3. Цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников 29
Выводы по 2 главе: 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (ИРА).doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Тема: Развитие эмоционально-нравственной  сферы школьника

 

 

ПЛАН

 

 

 

 

Введение

 

Эмоциональная сфера - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональная сфера младших школьников как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что дети ощущают, воображают, мыслят, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоциональная сфера связана с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У детей младшего школьного  возраста с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные  проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих детей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоциональная сфера помогает младшему школьнику в его становлении.

Исходя, из этого обнаруживается противоречие между необходимостью изучения эмоциональной сферы детей  младшего школьного возраста, поиском  оптимальных приемов и методов  для оказания помощи младшему школьнику  по развитию эмоциональной сферы и недостаточной практической обеспечиваемостью данного вопроса профессиональной деятельности педагога-психолога.

Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.

Цель курсовой работы – изучить особенности развития эмоционально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста.

Объект исследования  - дети младшего школьного возраста.

Предметом исследования является – особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в том, что исследование эмоциональной сферы младшего школьника позволит разработать цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью и гипотезой в курсовой работе определены следующие задачи:

1.Раскрыть теоретические аспекты проблемы эмоциональной сферы в психолого-педагогической литературе и описать развитие ребенка в младшем школьном возрасте;

2.Выявить особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте;

3.Изучить особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста;

4.Разработать цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников.

Теоретические основы исследования составляют работы (П.К. Анохин, Л.И. Божович, К. Изард, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие) об особенностях развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.

Для решения задач  и проверки гипотезы исследования применялись следующие методики исследования:

- цвето-рисуночный тест, разработанный А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг.

- методика «Рисунок семьи».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты теоретические аспекты проблемы эмоций в психолого-педагогической литературе, описано развитие ребёнка в младшем школьном возрасте, выявлены особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Практическая  значимость данного исследования состоит в том, что изучены особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, разработан цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников. Материалы исследования могут быть применены родителями, воспитателями с целью развития уровня эмоциональной сферы, младших школьников. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы на семинарах и специальных курсах повышения квалификации педагогов-психологов, воспитателей, учителей.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав,  заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1. Эмоционально-нравственное воспитание детей школьников

1.1 Теоретические  аспекты проблемы эмоций в  психолого-педагогической литературе

 

Эмоции - это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Новорожденный уже способен испытывать такие эмоции, как страх, обнаруживающийся при сильном звуке или внезапной потере опоры, неудовольствие, проявляющееся при ограничении движений, и удовольствие, возникающее в ответ на покачивание, поглаживание. Если рассмотреть эмоциональные реакции в качестве индикаторов обусловивших их потребностей, то можно заключить, что врожденной способностью вызывать эмоции обладают: потребность в самосохранении, в свободе движений и в получении особого рода раздражений, свидетельствующих о психической защищенности.1

Эти потребности определяют фундамент  эмоциональной сферы человека. Если у младенцев страх вызывается только сильным звуком или потерей опоры, то уже у младших школьников его причинами может выступать множество не только биологических, но и социокультурных факторов.

За последнее время накоплено  большое количество фактов, систематизировано  множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы.

Первая систематически разработанная  трактовка эмоциональных явлений  принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он же является представителем сенсуалистических теорий, которые связывают эмоции с простейшими психическими процессами и ощущениями. Вундт совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований2.

Физиологические теории эмоций различаются  на том основании, что считать  первичным в эмоции – психическое  или физиологическое. Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный  американский психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции.

В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизится к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека.3

Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.4

Российские психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров), аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев), аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).

Согласно первой точки зрения специфичность  эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает»5. Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. Психические процессы, взятые в конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности

Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Якобсон П.М. считает, что «...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира»6.

Аспект отражения предполагает, что эмоции являются специфической  формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов7 и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам».

Многие российские психологи8, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам9.

С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения»10.

Кроме того, в российской психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов11. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = – П/Н–С) – где П – потребность, Н – необходимость, С – существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции – потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.

По мнению Б.И. Додонов, психология должна изучать не отдельный эмоциональный процесс, а целостную психическую деятельность, насыщенную чувственными оценочными моментами, т.е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная деятельность человека. С этой точки зрения, Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны, эмоция – это оценка, необходимая «...для существования организма и личности, для организации их поведения», с другой стороны – это положительная самостоятельная ценность, т.е. ценность цели деятельности12.

Российские психологи подчёркивают и значение тех физиологических механизмов, которые являются условием возникновения эмоциональных процессов. Крупнейшим специалистом в этой области являлся академик П.К. Анохин, который создал биологическую теорию эмоций. П.К. Анохин подчёркивал, что «...физиологическая характеристика эмоций... связана прежде всего с распространением возбуждения из области гипоталамуса на все эффекторные органы. Область гипоталамуса определяет первичное биологическое качество эмоционального состояния, его характерное внешнее выражение»13.

В работах российских исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности14.

Таким образом, единого мнения в  российской и зарубежной психологии в отношении эмоций не существует. Эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. Основная трудность изучения эмоций состоит в их глубоком психологическом содержании. Российские и зарубежные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень много нерешённых проблем.

1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст (7-11 лет) - начало школьной жизни ребенка. Он соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы.

Ребенок в этом возрасте приобретает:

Информация о работе Развитие эмоционально-нравственной сферы школьника