Развитие эмоционально-нравственной сферы школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности развития эмоционально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является – особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Эмоционально-нравственное воспитание детей школьников 6
1.1 Теоретические аспекты проблемы эмоций в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста 11
1.3. Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. 15
Выводы по 1 главе:............................................................................................16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 22
2.1. Цель, задачи, гипотезы, выборка и методики исследования 22
2.2. Анализ организации и результатов исследования 23
2.3. Цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников 29
Выводы по 2 главе: 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (ИРА).doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

Перспективой исследования является более углублённое изучение теоретической части работы, разработка и апробирование программы по развитию уровня эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

 

Список литературы

 

  1. Анохин П.К. Психология эмоций: Тексты. - М.: Просвещение, 1984. 185 с.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  3. Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей / Под ред. А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович. -М.: «Педагогика», 1950. 162-183с.
  4. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Просвещение, 1979. -180с.
  5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990. -140с.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. -288с.
  7. Вунд В. Психология народов. Пер. с нем. яз. – М., 1978, С. 223.
  8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л.С. Выготский. Изд.2-е. - М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
  9. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Арко, 1985.
  10. Гильбух З.В., Коробко С.Л., Андрющенко Л.Л. Методика распределения первоклассников по классам различных типов. - Киев, 1988. -138с.
  11. Гуткина И.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. -М.: Политиздат, 1991.
  12. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского,  Е. А. Панько – Мн.: Университетское, 1988. - 399с.
  13. Джемс У. Что такое эмоция?//Психология эмоций. - М.: Арко, 1993. -520с.
  14. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987. -188 с.
  15. Закаблук А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми как основания их социальной адаптации. – М., 1985, 160с.
  16. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопросы психологии. 1974. 59-73с.
  17. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. - М.:Изд-во МГУ, 1980. -440с.
  18. Клапаред Э. Чувства и эмоции.//Психология эмоций. - М.: Наука, 1984. -520с.
  19. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с.
  20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001. -464с.
  21. Матвеева Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – СПб.: Питер, 1991. -89с.
  22. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников.- М.: АРКТИ, 1999. -48с.
  23. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.
  24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Монография. - М.: Наука, 1981. -243с.
  25. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. - М.: Наука, 1983. -69с.
  26. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 26.
  27. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -М.: Прогресс, 1979 . -175с.
  28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.: Учпедгиз, изд.2. 1946. -704с.
  29. Селман Р.Л. Рост межличностного понимания. – М.,  1985, -329с.
  30. Симонов П.В. Что такое эмоция?. - М.: Наука, 1966г. -94с.
  31. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1976. -26с.
  32. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений//Вопросы психологии. 1986. 165–171с.
  33. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. - М.: Педагогика, 1989. -160с.
  34. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. – М.., 1987, С. 48.
  35. Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии Текст. / Г.А. Фортунатов // Дошкольное воспитание, 1946. № 1. - С.22-31.
  36. Циген Т. Спенсер Г. Ассоциативная психология. – М.: Изд-во "АСТ", 1998. -544с.
  37. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. - Прага: Авиценум. 1978. -184с.
  38. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  39. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. //Общая психодиагностика. - М.: Наука, 1987. 221-227с.
  40. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Наука, 1966. -228с.
  41. Якобсон П. М. Психология чувств. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -384с.

 

Приложение

Приложение 1.

 

Ф.И.

Класс

Возраст

Состав семьи

Алёна Б.

1

6 лет

Полная

Вероника К.

1

7 лет

Полная

Женя Г.

1

7 лет

Полная

Женя К.

1

7 лет

Отсутствует один из родителей

Женя Ш.

1

6 лет

Отсутствует один из родителей

Катя Ш.

1

7 лет

Полная

Коля М.

1

8 лет

Полная

Костя Б.

1

6 лет

Полная

Кристина П.

1

6 лет

Полная

Лена В.

1

7 лет

Полная

Максим Б.

1

7 лет

Полная

Маша Л.

1

7 лет

Полная

Маша Р.

1

7 лет

Полная

Миша М.

1

7 лет

Полная

Оля Л.

1

7 лет

Полная

Оля П.

1

7 лет

Полная

Рома К.

1

7 лет

Полная

Саша К.

1

7 лет

Полная

Серёжа Ж.

1

8 лет

Отсутствует один из родителей

Юля Ж.

1

7 лет

Отсутствует один из родителей


 

 

Приложение 2.

 

Схема - интерпретация  методики «Рисунок семьи».

 

№№

Оцениваемая характеристика

Кол-во баллов

1

Рисует фигуру первой. Если первой рисует себя, то второй.

1

2

Рисует фигуру около себя. Фигура может быть нарисована как слева, так и справа (балл учитывается, если расстояние между ребенком и фигурой не превышает ширины фигуры).

1

3

Фигура имеет наибольшее количество деталей. Учитывается голова, волосы, уши, ресницы, нос, рот, шея, талия, руки, кисти, пальцы, ноги, ступни.

1

4

Фигура украшена больше всех остальных (самая нарядная одежда, много карманов, шапка, банты и т. д.).

1

5

Для разукрашивания фигуры употреблено  наибольшее количество цветов.

1

6

Стиль рисования фигуры, деталей  ее одежды такой же, как и фигуры рисующего ребенка.

1

7

Изображен физический контакт рисующего  ребенка с фигурой, их совместная деятельность.

1

8

Член семьи изображен только один.

3


 

 

Приложение 3.

 

Таблица баллов по схеме - интерпретации методики «Рисунок семьи».

 

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

Общие баллы

Алёна Б.

+

+

-

+

+

-

+

-

5 баллов

Вероника К.

+

+

-

-

+

-

-

-

4 балла

Женя Г.

+

+

-

-

+

+

+

-

5 баллов

Женя К.

+

+

-

+

+

+

+

-

6 баллов

Женя Ш.

+

-

-

+

-

-

-

+

4 балла

Катя Ш.

+

+

-

-

+

+

+

-

5 баллов

Коля М.

+

+

-

+

-

+

+

-

5 баллов

Костя Б.

+

+

-

+

+

-

+

-

5 баллов

Кристина П.

+

+

-

+

+

+

+

-

6 баллов

Лена В.

+

+

-

-

-

-

+

-

3 балла

Максим Б.

+

+

-

+

+

-

+

-

5 баллов

Маша Л.

+

+

-

+

+

+

-

-

5 баллов

Маша Р.

+

+

-

+

-

+

+

-

5 баллов

Миша М.

+

+

-

-

+

+

+

-

5 баллов

Оля Л.

+

+

-

-

+

+

+

-

5 баллов

Оля П.

+

+

-

+

-

+

-

-

4 балла

Рома К.

+

+

-

-

+

+

+

-

5 баллов

Саша К.

+

+

-

+

-

+

+

-

5 баллв

Серёжа Ж.

-

+

-

-

+

-

+

-

4 балла

Юля Ж.

-

+

+

-

+

+

-

-

3 балла


 

 

Приложение 4.

 

Цвет (в квадрате)

Рисунок

Состояние

Красный

Тетрадь

Парта

Доска

Школьные атрибуты

Активность (активация)

Красный, сочетание красного и желтого

Радуга

Новый Год, елка

Торт, мороженое

Конфеты

Воздушные шары

Радость

Зеленый

Светофор

Беговая дорожка

Жонглер в цирке

Классная доска

Внимание, сосредоточение

Розовый

Робот

Машина

Принцесса

Кукла

Мечтание, фантазирование

Черный

Дождь

Клякса

Ребенок спит за партой

Утомление, усталость

Оранжевый

Цветы

Животные

Ребенок помогает старушке

Дружелюбие, доброжелательность

Желтый

Разбитая ваза

Ребенок с учительницей, мамой

Искренность

Голубой

Душ

Море

Бодрость

Синий

Волейбол

Футбол

Азарт

Синий

Дети с учительницей, со старшими

Уважение

Коричневый

Поле

Скорая помощь

Могилка

Ребенок упал

Сочувствие, сострадание


 

 

Приложение 5.

 

Ф.И.

Цвет

(в квадрате)

Рисунок

Состояние

Алёна Б.

красный

Школьные атрибуты

Активность (активация)

Вероника К.

зеленый

Светофор

Внимание, сосредоточение

Женя Г.

красный

Мяч

Активность (активация)

Женя К.

красный

Школьные атрибуты

Активность (активация)

Женя Ш.

голубой

Море

Бодрость

Катя Ш.

красный

«5»

Активность (активация)

Коля М.

красный

Мяч

Активность (активация)

Костя Б.

желтый

Солнце

Искренность

Кристина П.

голубой

Лебедь

Бодрость

Лена В.

голубой

Речка

Бодрость

Максим Б.

желтый

Светофор

Искренность

Маша Л.

красный

Школьные атрибуты

Активность (активация)

Маша Р.

желтый

Мороженое

Искренность

Миша М.

зеленый

лист

Внимание, сосредоточение

Оля Л.

красный

«5»

Активность (активация)

Оля П.

красный

Воздушные шары

Активность (активация)

Рома К.

Голубой

Море

Бодрость

Саша К.

красный

«5»

Активность (активация)

Серёжа Ж.

зеленый

дерово

Внимание, сосредоточение

Юля Ж.

коричневый

Могилка

Сочувствие, сострадание


 

1 Джемс У. Что такое эмоция?//Психология эмоций. - М.: Арко, 1993, C. 15.

2 Вунд В. Психология народов. Пер. с нем. яз. – М., 1978, С. 223.

3 Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. - М.: Изд-во МГУ, 1980, С. 40.

4 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979, С. 35.

5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, изд.2. 1946, С.264.

6 Якобсон П. М. Психология чувств. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, С.38.

7 Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии Текст. / Г.А. Фортунатов // Дошкольное воспитание, 1946. № 1. - С.22-31.

8  См. : Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979, С. 28 - 34.

9 См.: Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей / Под ред. А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович. -М.: «Педагогика», 1950, С. 162-183.

10 Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопросы психологии. 1974, С. 59-73.

11 Симонов П.В. Что такое эмоция?. - М.: Наука, 1966,  С. 41.

12 Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987, С.90.

13 Анохин П.К. Психология эмоций: Тексты. - М.: Просвещение, 1984, С.25.

14  См.: Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001, С. 124 - 128.

15 Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников.- М.: АРКТИ, 1999, С. 17.

16 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979, С. 199.

17 Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Наука, 1966, С. 32.

18 Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. – М.., 1987, С. 48.

19 Закаблук А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми как основания их социальной адаптации. – М., 1985, С. 53.

20 Селман Р.Л. Рост межличностного понимания. – М., 1985, С. 183.

21  См.: Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990, С. 77 - 80.

22 Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. - М.: Педагогика, 1989, С. 69- 72.

23 См.: Приложение №5

24 Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1976, С. 16.

Информация о работе Развитие эмоционально-нравственной сферы школьника