Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности развития эмоционально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является – особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Эмоционально-нравственное воспитание детей школьников 6
1.1 Теоретические аспекты проблемы эмоций в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста 11
1.3. Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. 15
Выводы по 1 главе:............................................................................................16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 22
2.1. Цель, задачи, гипотезы, выборка и методики исследования 22
2.2. Анализ организации и результатов исследования 23
2.3. Цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников 29
Выводы по 2 главе: 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 38
Перспективой исследования является более углублённое изучение теоретической части работы, разработка и апробирование программы по развитию уровня эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.
Приложение 1.
Ф.И. |
Класс |
Возраст |
Состав семьи |
Алёна Б. |
1 |
6 лет |
Полная |
Вероника К. |
1 |
7 лет |
Полная |
Женя Г. |
1 |
7 лет |
Полная |
Женя К. |
1 |
7 лет |
Отсутствует один из родителей |
Женя Ш. |
1 |
6 лет |
Отсутствует один из родителей |
Катя Ш. |
1 |
7 лет |
Полная |
Коля М. |
1 |
8 лет |
Полная |
Костя Б. |
1 |
6 лет |
Полная |
Кристина П. |
1 |
6 лет |
Полная |
Лена В. |
1 |
7 лет |
Полная |
Максим Б. |
1 |
7 лет |
Полная |
Маша Л. |
1 |
7 лет |
Полная |
Маша Р. |
1 |
7 лет |
Полная |
Миша М. |
1 |
7 лет |
Полная |
Оля Л. |
1 |
7 лет |
Полная |
Оля П. |
1 |
7 лет |
Полная |
Рома К. |
1 |
7 лет |
Полная |
Саша К. |
1 |
7 лет |
Полная |
Серёжа Ж. |
1 |
8 лет |
Отсутствует один из родителей |
Юля Ж. |
1 |
7 лет |
Отсутствует один из родителей |
Приложение 2.
Схема - интерпретация методики «Рисунок семьи».
№№ |
Оцениваемая характеристика |
Кол-во баллов |
1 |
Рисует фигуру первой. Если первой рисует себя, то второй. |
1 |
2 |
Рисует фигуру около себя. Фигура может быть нарисована как слева, так и справа (балл учитывается, если расстояние между ребенком и фигурой не превышает ширины фигуры). |
1 |
3 |
Фигура имеет наибольшее количество деталей. Учитывается голова, волосы, уши, ресницы, нос, рот, шея, талия, руки, кисти, пальцы, ноги, ступни. |
1 |
4 |
Фигура украшена больше всех остальных (самая нарядная одежда, много карманов, шапка, банты и т. д.). |
1 |
5 |
Для разукрашивания фигуры употреблено наибольшее количество цветов. |
1 |
6 |
Стиль рисования фигуры, деталей ее одежды такой же, как и фигуры рисующего ребенка. |
1 |
7 |
Изображен физический контакт рисующего ребенка с фигурой, их совместная деятельность. |
1 |
8 |
Член семьи изображен только один. |
3 |
Приложение 3.
Таблица баллов по схеме - интерпретации методики «Рисунок семьи».
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Общие баллы |
Алёна Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
5 баллов |
Вероника К. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
4 балла |
Женя Г. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 баллов |
Женя К. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
6 баллов |
Женя Ш. |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
4 балла |
Катя Ш. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 баллов |
Коля М. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
5 баллов |
Костя Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
5 баллов |
Кристина П. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
6 баллов |
Лена В. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 балла |
Максим Б. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
5 баллов |
Маша Л. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
5 баллов |
Маша Р. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
5 баллов |
Миша М. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 баллов |
Оля Л. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 баллов |
Оля П. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
4 балла |
Рома К. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
5 баллов |
Саша К. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
5 баллв |
Серёжа Ж. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
4 балла |
Юля Ж. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
3 балла |
Приложение 4.
Цвет (в квадрате) |
Рисунок |
Состояние |
Красный |
Тетрадь Парта Доска Школьные атрибуты |
Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого |
Радуга Новый Год, елка Торт, мороженое Конфеты Воздушные шары |
Радость |
Зеленый |
Светофор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска |
Внимание, сосредоточение |
Розовый |
Робот Машина Принцесса Кукла |
Мечтание, фантазирование |
Черный |
Дождь Клякса Ребенок спит за партой |
Утомление, усталость |
Оранжевый |
Цветы Животные Ребенок помогает старушке |
Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый |
Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой |
Искренность |
Голубой |
Душ Море |
Бодрость |
Синий |
Волейбол Футбол |
Азарт |
Синий |
Дети с учительницей, со старшими |
Уважение |
Коричневый |
Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал |
Сочувствие, сострадание |
Приложение 5.
Ф.И. |
Цвет (в квадрате) |
Рисунок |
Состояние |
Алёна Б. |
красный |
Школьные атрибуты |
Активность (активация) |
Вероника К. |
зеленый |
Светофор |
Внимание, сосредоточение |
Женя Г. |
красный |
Мяч |
Активность (активация) |
Женя К. |
красный |
Школьные атрибуты |
Активность (активация) |
Женя Ш. |
голубой |
Море |
Бодрость |
Катя Ш. |
красный |
«5» |
Активность (активация) |
Коля М. |
красный |
Мяч |
Активность (активация) |
Костя Б. |
желтый |
Солнце |
Искренность |
Кристина П. |
голубой |
Лебедь |
Бодрость |
Лена В. |
голубой |
Речка |
Бодрость |
Максим Б. |
желтый |
Светофор |
Искренность |
Маша Л. |
красный |
Школьные атрибуты |
Активность (активация) |
Маша Р. |
желтый |
Мороженое |
Искренность |
Миша М. |
зеленый |
лист |
Внимание, сосредоточение |
Оля Л. |
красный |
«5» |
Активность (активация) |
Оля П. |
красный |
Воздушные шары |
Активность (активация) |
Рома К. |
Голубой |
Море |
Бодрость |
Саша К. |
красный |
«5» |
Активность (активация) |
Серёжа Ж. |
зеленый |
дерово |
Внимание, сосредоточение |
Юля Ж. |
коричневый |
Могилка |
Сочувствие, сострадание |
1 Джемс У. Что такое эмоция?//Психология эмоций. - М.: Арко, 1993, C. 15.
2 Вунд В. Психология народов. Пер. с нем. яз. – М., 1978, С. 223.
3 Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. - М.: Изд-во МГУ, 1980, С. 40.
4 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979, С. 35.
5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, изд.2. 1946, С.264.
6 Якобсон П. М. Психология чувств. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, С.38.
7 Фортунатов, Г.А. О чувствах и их развитии Текст. / Г.А. Фортунатов // Дошкольное воспитание, 1946. № 1. - С.22-31.
8 См. : Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979, С. 28 - 34.
9 См.: Божович Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей / Под ред. А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович. -М.: «Педагогика», 1950, С. 162-183.
10 Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка//Вопросы психологии. 1974, С. 59-73.
11 Симонов П.В. Что такое эмоция?. - М.: Наука, 1966, С. 41.
12 Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987, С.90.
13 Анохин П.К. Психология эмоций: Тексты. - М.: Просвещение, 1984, С.25.
14 См.: Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Творческий центр «Сфера», 2001, С. 124 - 128.
15 Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников и младших школьников.- М.: АРКТИ, 1999, С. 17.
16 Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979, С. 199.
17 Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Наука, 1966, С. 32.
18 Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. – М.., 1987, С. 48.
19 Закаблук А.Г. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми как основания их социальной адаптации. – М., 1985, С. 53.
20 Селман Р.Л. Рост межличностного понимания. – М., 1985, С. 183.
21 См.: Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990, С. 77 - 80.
22 Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребёнка. - М.: Педагогика, 1989, С. 69- 72.
23 См.: Приложение №5
24 Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1976, С. 16.
Информация о работе Развитие эмоционально-нравственной сферы школьника