Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности развития эмоционально-нравственной сферы детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предметом исследования является – особенности развития эмоциональной сферы младших школьников.
Введение 3
Глава 1. Эмоционально-нравственное воспитание детей школьников 6
1.1 Теоретические аспекты проблемы эмоций в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста 11
1.3. Эмоциональная сфера детей младшего школьного возраста. 15
Выводы по 1 главе:............................................................................................16
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста 22
2.1. Цель, задачи, гипотезы, выборка и методики исследования 22
2.2. Анализ организации и результатов исследования 23
2.3. Цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников 29
Выводы по 2 главе: 33
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 38
У 10% детей (Коля М., Кристина П.) на рисунке присутствует человек не входящий в состав семьи. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье. Примерами могут служить рисунки единственных в семье детей - они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних людей. Выражением потребности в равноправных, кооперативных связях является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам семьи нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь соседа и т. п.). Презентация более маленьких детей указывает на неудовлетворенные аффилиативные потребности, желание занять охраняющую, родительскую, руководящую позицию по отношению к другим детям (такую же информацию могут дать и нарисованные дополнительно к членам семьи собачки, кошки и т. п.). Нарисованные дополнительно к родителям (или вместо них), не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегративности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить потребность ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях - на символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности.
Таблица 1.
Результаты исследования
эмоциональной сферы детей
|
Цвета | ||||
красный |
зелёный |
голубой |
жёлтый |
коричневый | |
Количество детей |
9 |
3 |
4 |
3 |
1 |
Количество детей в % |
45% |
15% |
20% |
15% |
5% |
Исследование психических состояний младших школьников проводилось при помощи цвето-рисуночного теста А.О. Прохорова.
Результаты теста23, показывают, что у младших школьников в учебно-образовательном процессе преобладают состояния активности (красный цвет), радости (желтый цвет), бодрости (голубой цвет), заинтересованности и сосредоточенности (зеленый цвет). Следует отметить, что общая характеристика психических состояний этого возраста будет связана с их быстрой сменой одного другим, повышенной возбудимостью, подвижностью и, вместе с тем, их непрочностью вследствие слабости и утомляемости. Однако психологическое их содержание будет связано, главным образом, с ведущей учебной и все еще присущей этому возрасту игровой деятельностью, что отражено в рисунках школьников.
В среднем, у младших школьников, по результатам исследования преобладают позитивные психические состояния (активность, внимание, бодрость, искренность) 95% над негативными (сочувствие, сострадание) 5%. Педагоги также считают, что у учащихся данного возраста больше позитивных психических состояний, чем негативных.
Таким образом, по методике «Рисунок семьи» было выявлено, что у 70% детей высокий уровень развития эмоциональной сферы, у 30% детей эмоциональная сфера развита не достаточно. По цвето-рисуночному тесту выявлено, что в среднем, у младших школьников, по результатам исследования преобладают позитивные психические состояния (активность, внимание, бодрость, искренность) 95% над негативными (сочувствие, сострадание) 5%. Исходя из полученных результатов, разработан цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
1. Упражнение «Шалтай-Болтай».
Цель — снятие напряжения.
Ведущий: — Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем их еще раз: покажем их еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой.
Шалтай-Болтай
Сидел на стене,
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.
Ведущий: — Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Болтаем руками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали ладошками. Молодцы!.
2. Упражнение «Релаксация».
Цель — снять утомление, расслабление.
«Игра с песком».
Ведущий: — Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.
«Игра с муравьем»
Ведущий: — Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох). Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают 24.
3. Упражнение «Гимнастика».
Цель — мобилизация готовности к деятельности.
Ведущий: — Посмотрели (головой) направо, налево, вверх, вниз (повторить 4 раза). — Подняли плечи — сбросили (4 раза). Кулачок. Потереть по часовой стрелке затылок, погладить затылок и шею сверху вниз. Хорошо. Два кулачка. Потереть по часовой стрелке поясницу. Как следует. Хорошо. — Похлопали в ладошки. Отлично. Молодцы!
4. Упражнение «Поссорились два петушка».
Цель — развитие произвольной активности детей. Формирование их эмоциональной и волевой сфер.
Процедура. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева «Поссорились два петушка»). Дети двигаются по типу «броуновского движения» и слегка толкаются плечами.
Замечание: не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть «по правде» и одновременно держать символизм игры25.
5. Упражнение «Иголка и нитка».
Цель — развитие произвольности.
Процедура. Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку водящий играет роль иголки, а все другие дети — роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) — за ней.
Замечание: если в группе имеется зажатый, аутичный ребенок, то предложите роль «иголки» ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
6. Упражнение «Дракон кусает свой хвост».
Цель — снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Процедура. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать, «хвост», а тот уворачивается — от нее.
Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли «головы дракона» и «хвост» выполнили все желающие.
7. Упражнение «Я не знал!».
Цель — развитие эмоциональной сферы, развитие выразительных движений ребенка.
Процедура. Ведущий выбирает мальчика-незнайку. О чем его ни спросят, он ничего не знает. Дети задают незнайке разные вопросы, а он молчит, разводит руками: «не знаю», «ничего не видел».
Выразительные движения: поднятие бровей, опущение уголков губ, поднятие плеч, разведение руками.
8. Упражнение «Возьми и передай».
Цель — развитие воображения.
Процедура. Дети сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый26.
9. Упражнение «Рисуем настроение».
Ведущие раздают детям наборы восковых мелков или цветных карандашей, большие листы бумаги (формат A3). Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Для выполнения этого задания ведущий предлагает каждому ребенку найти в зале удобное место и занять удобное положение: лежа, сидя. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, ведущий предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.
Далее ведущий просит сесть в круг, он зажигает свечу, и дети должны рассказать, что они хотели сказать своими рисунками и почему выбрали именно тот или иной цвет.
Таким образом, к концу младшего школьного возраста у детей способность к эмоциональной сфере начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем эмоциональная сфера становится непременным условием организации учебной деятельности в школе. Для развития эмоциональной сферы младшего школьника разработан цикл коррекционных занятий.
Выводы по 2 главе:
1. Эмпирическое исследование проводилось на базе Беловодской средней школы №3. В состав испытуемых вошли дети 1 класса в количестве 20 человек, среди них 9 мальчиков и 11 девочек.
2. Для изучения особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста применялись следующие методики: методика «Рисунок семьи» и цвето-рисуночный тест, разработанный А.О. Прохоровым и Г.Н. Генинг.
По методике «Рисунок семьи» было выявлено, что у 70% детей высокий уровень развития эмоциональной сферы, у 30% детей эмоциональная сфера развита не достаточно.
По результатам цвето-рисуночного теста выявлено, что в среднем, у младших школьников, по результатам исследования преобладают позитивные психические состояния (активность, внимание, бодрость, искренность) 95% над негативными (сочувствие, сострадание) 5%.
3. Эмпирическое исследование показало, что у детей младшего школьного возраста способность к эмоциональной сфере начинает интенсивно развиваться. Поэтому в дальнейшем эмоциональная сфера должна стать непременным условием организации учебной деятельности в школе. Для развития эмоциональной сферы младшего школьника разработан цикл коррекционных занятий, направленных на развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Актуальность темы обусловлена тем, что эмоциональная сфера младших школьников как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что дети ощущают, воображают, мыслят, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются.
Целью исследования явилось – изучение особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования были решены следующим образом:
- Раскрыты теоретические аспекты проблемы эмоциональной сферы в психолого-педагогической литературе и описать развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Единого мнения в отечественной и зарубежной психологи в отношении эмоций не существует. Эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. Основная трудность изучения эмоций состоит в их глубоком психологическом содержании.
- Выявлены особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст, это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
- Изучены особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Для изучения особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста, были подобраны методика «Рисунок семьи» и цвето-рисуночный тест. По методике «Рисунок семьи» было выявлено, что у 70% детей высокий уровень развития эмоциональной сферы, у 30% детей эмоциональная сфера развита не достаточно. По цвето-рисуночному тесту выявлено, что в среднем, у младших школьников, по результатам исследования преобладают позитивные психические состояния (активность, внимание, бодрость, искренность) 95% над негативными (сочувствие, сострадание) 5%.
- Разработан цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников. К концу младшего школьного возраста у детей способность к эмоциональной сфере начинает интенсивно развиваться. В дальнейшем эмоциональная сфера становится непременным условием организации учебной деятельности в школе.
Исходя из этого подтвердилась гипотеза о том, что исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста позволит разработать цикл коррекционных занятий направленных на развитие эмоциональной сферы младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключалась в том, что раскрыты теоретические аспекты проблемы эмоций в психолого-педагогической литературе, описано развитие ребёнка в младшем школьном возрасте, выявлены особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость
данного исследования состояла в
том, что изучены особенности
развития эмоциональной сферы детей
младшего школьного возраста, разработан
цикл коррекционных занятий направле
Информация о работе Развитие эмоционально-нравственной сферы школьника