Шпаргалка ГОСы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:49, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Социальные качества конкретной личности представляют собой  сложный комплекс, поскольку в  процессе развития от биологического организма до личности как социального субъекта участвуют различные факторы. Первая группа факторов — социокультурные предуказания. Вторая группа факторов — биологические, врожденные свойства индивида, которые прямо или косвенно обусловливают индивидуальные особенности личности, содействуют или препятствуют ее социальному успеху, достижениям.Третья группа факторов — овладение индивидом коллективного опыта и наработка индивидуального опыта в процессе социализации. Носителями коллективного опыта являются родители, учителя, писатели, работники системы образования, ученые, журналисты и др.

В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью  в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.Социализация личности - процесс формирования личности в определенных соц-ых условиях, процесс усвоения человеком соц-го опыта, в ходе которого человек преобразует соц-ый опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Выделяют следующие стадии социализации: Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18—25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; изменение себя, «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Различают 2 основные формы социализации:

ненаправленная  социализация – стихийное, «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении – кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе, рынке и т. п.;

направленная  социализация – специально разработанная  институтами общества система средств  воздействия на личность с целью  сформировать ее в соответствии с  доминирующими в данном обществе ценностями, идеалами, интересами и целями.

Личность обладает опред-ой социально-психологической структурой. В концепции 3. Фрейда выд-ся 3 структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) – бессознат-ая инстанция, в которой сосредоточены все прир-ые, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию. Это 4 основных влечения - питания, сексуальности, избежания опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей совокупности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбуждениями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не подчиняется логич-им законам мышления. Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с 2-я принципами: 1) рациональности (разумности); 2)реальности. Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида. Если эти 3 подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к услугами психиатров, психоаналитиков. В своих взаимодействиях с др. людьми, для сохранения своей индивид-ти, личность, согласно Эриху Фромму должна одновременно обладать двумя основными качествами: связанностью с другими; свободой от ограничений. Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития соц-ых качеств, составляющих главное соц-ое содержание личности.

Типы  личностей. Теории.

П. Сорокин выделил три основных типа личности в соответствии с типами культуры. Идеациональная личность в своих убеждениях религиозна и непоколебима. Делятся на аскетический подтип - личности, которые предпочитают отшельническую жизнь, подавляют в себе темное начало ради духа (монахи, стоики, пустынники и т.д.) и активный подтип стремится к духовному спасению других людей (основатели новых религиозных движений, миссионеры). Сенситивная личность мало интересуется Богом и душой. Она погружена в мирские заботы, стремится к мирским радостям и успехам, чувственным наслаждениям. Сенситивные личности подразделяются на активные, пассивные и циничные. Личности смешанного типа делятся на идеалистов и псевдоидеалистов. Идеалистические личности решают проблемы, руководствуясь разумом. Они исповедуют высокие идеалы, ведут духовно богатую жизнь, не отрицают житейские блага и чувственные идеалы, но и не делают их главенствующими. У второго подтипа —слабо развита духовная жизнь и не интегрирована ментальность. Ее отличительная черта — тупое, апатичное терпение (рабы, узники, примитивные люди, живущие в условиях нищеты и лишений).

НА. Бердяев, выделив четыре типа личности и соответствующие им социальности:

• человек не одинок и социален — этот тип  самый распространенный, здесь Я  приспособлено к социальной среде, его сознание наиболее объективировано и социализировано;• человек не одинок и не социален — в этом случае Я тоже приспособлено к социальной среде, его сознание также социализировано, однако личность не проявляет социальной активности, равнодушна к судьбам общества и народа;•человек одинок и не социален — представители этого типа плохо приспособлены к социальной среде, они не гармоничны, слабо социализированы и как бы отделены от общества. • человек одинок и социален — представители этого типа всегда обращены к судьбам народа и общества. К ним Бердяев относит Новаторов, реформаторов, революционеров духа.

В западной социологии в соответствии с преобладающими социальными ориентациями выделяют теоретический, политический, экономический, социальный, религиозный, эстетический типы личности. В 1940— 1980-х гг. появилось понятие маргинального типа личности, т.е. личности, оторвавшейся от своей среды и не сумевшей адаптироваться к новой. Макросоциологи, изучающие групповое взаимодействие, считают, что личность является продуктом общества (культуры, истории и т.п.). Этих взглядов придерживались такие крупные ученые, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс.

Р. Линтон Модальная личность — это индивид, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества. Нормативной личностью понимается статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Чем нестабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью.

Р. Мертон пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам:• конформную - личность разделяет цели данной культуры и общества, стремясь осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами;• инновационную-индивид хотя и принимает цели сообщества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными средствами;• ритуализм -отклоняющаяся форма личностной адаптации, когда индивид не признает цели и ценности своего сообщества, но тем не менее соблюдает «правила игры», т.е. ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений;•эскейпизм - отстранение, уход от социальной реальности в свои «экстравагантные» миры. Он характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения; • бунт, мятеж-общепризнанные цели и средства воспринимаются личностью весьма амбивалентно; ее поведение направлено на активное противостояние и опровержение норм общественной организации.

Р. Дарендорф конфликтологическое направление в современной социологии, разработал типологию личностей, основываясь на термине Аристотеля «homo politi-cus» (человек, участвующий в общественной жизни, в управлении). Он выделяет следующие виды:• homo faber — «человек трудящийся»: личность, несущая бремя (крестьянин, воин, политик);• homo consumer — современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом; •homo universalis — человек, способный заниматься разными видами деятельности; •homo soveticus — человек, зависящий от государства. Концепцию «одномерного человека» сформулировал

Г. Маркузе через механизм потребностей формируется новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критическим отношением к обществу, сдерживающим и предотвращающим социальные изменения. Современное общество делает людей одномерными, т.е. личностями с упрощенным социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации.

Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты пришли к выводу, что «нормальной» личностью в современном обществе является невротик. Э. Фромм обратил внимание на эволюцию «социального характера» личности в период с XVI до второй половины XX в. Суть этой эволюции, по его мнению, состояла в переходе от «авторитарного», «накопительского характера» к «рыночному». «Личности с рыночным характером, — писал Э. Фромм, — ...не имеют даже своего собственного «я»,... ибо их «я» постоянно меняется... «Кризис идентичности» — этот кризис современного общества — вызван тем фактом, что члены этого общества стали безликими инструментами, чувство идентичности которых зиждется на участии в деятельности корпораций или иных.гигантских бюрократических организаций». В наст. Вр. «Новый русский», «Новый бедный» + типы личности по соционике.

Интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие). В центре внимания — процесс взаимодействия индивидов. Представители: Джордж Мид, Г. Блумер. Поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Личность утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Взаимодействие — это система коммуникаций и межличностного общения. Чем разнообразнее и шире система взаимодействий личности, тем богаче и своеобразнее реакции, способы деятельности личности. Считали, что соц-ый мир и личность явл-ся продуктом ролевого взаимодействия между людьми. Таким образом, мир наполнен субъективностью и представляет собой организованный мир культуры. Акцентировали внимание на коммуникативных формах — информационных процессах, языке, средствах связи и т. п. Т. зр. интеракционизма противоположна структурному функционализму.

Теория «зеркального «я» — одна из первых концепций личности, исходившая не из внутр-их характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов. Представители: Дж. Мид, Ч. X. Кули. Соц-ое «я» человека сводится к тому каким признают данного человека окружающие. Обязат-ым условием существования соц-го «я» является общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе. Человек имеет столько соц-ых «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Сознательные действия всегда социальны: человек соотносит свои действия с теми представлениями о его «я», которые складываются у других людей. Другие люди — это «зеркала», в которых формируется образ «я» человека. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих. В зависимости от мнений окружающих у человека возникает или гордость (самоуважение) или унижение. «Я» выступает синтезом соц-го и индивид-го в человеке. Кули исходит из признания изначального единства личности и общества. Социальное сознание группы и сознание индивида так же бессмысленно рассматривать по отдельности, как противопоставлять музыку всего оркестра звучанию отдельных инструментов. Личность понимается не как абстрактный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее какие-то социальные роли.

Необихевиоризм (от англ. Eehavior - поведение). Распространен в американской соц-ии. Представители: Э. Толмен, К. Халл и др. Поведение человека описывается совокупностью реакций на те или иные стимулы внешней среды. Меняя стимулы, можно получить опред-ые реакции. Таким образом, поведение человека в значительной степени управляемо. Не проводят качественного различия между поведением человека и животных, считая, что социология и психология должны изучать поведение, доступное для непосредственного наблюдения, а не сознание. Поэтому основными методами исследования, с точки зрения бихевиористов, является наблюдение и эксперимент.

Информация о работе Шпаргалка ГОСы по социологии