Шпаргалка ГОСы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:49, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

2. Методологический  раздел программы. Специфика составляющих его видов работы.

Методологический  раздел включает в себя описание проблемной ситуации и формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования; формулировка целей и основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта исследования; интерпретация и операционализация основных понятий; выдвижение основных гипотез.

Проблемная  ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не известны (не ясны).

Социологу необходимо перевести  проблемную ситуацию в проблему: 1)  установить реальное наличие данной проблемы: а) существует ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) имеется ли статистическая или иная фактография, позволяющая определить значение и динамику этого показателя; в) насколько достоверна имеющаяся фактура по этому показателю; 2)   выявить такие существенные элементы проблемы, исследование которых входит в компетенцию и предметную сферу социологической науки, а не экономической теории, технологии производства и т. д.  3)   вычленить уже известные из имеющегося собственного опыта, а также опыта коллег, литературы сегменты проблемной ситуации, которые имеют прецеденты успешного разрешения и не требуют специального анализа. Эти сегменты могут рассматриваться как информационная база для изучения оставшихся  сегментов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал); 4)     выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска; 5)  проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить литературу по данному вопросу, провести беседы с  экспертами.

Затем необходимо описать проблему с помощью характеристик: 1) сущность проблемы, ее содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т. д.  2)     объектная область проявления проблемы, ее «физические» и организационные параметры. Речь идет о необходимости четкой идентификации тех организационных подразделений (участков, отделов, филиалов) и физических объектов (заводов, зданий, складов, контор), где была выявлена проблема.  3)     степень проявленности проблемы. Это означает установление того, насколько проблема «открыта» (широко известна, знакома большинству) или закрыта (т. е. известна небольшой группе лиц, узкому кругу специалистов). Необходимо выяснить, какие люди затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении; 4)  абсолютная и относительная величина проблемы. Как выглядит проблема в абсолютных величинах? Насколько она важна в относительном выражении?  5) временные рамки. Установление того момента времени, с которого существует данная проблема. Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется?

Выделяют 2 стороны  проблемы: гносеологическую и предметную. В гносеологическом смысле (с точки зрения познавательного процесса) проблема - это противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных, практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приёмов реализации этих необходимых действий. Предметная сторона проблемы - это социальная дезорганизация, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов. важно уметь увидеть существующую проблему, решение которой может быть лишь через СИ, не должно быть "пустых" проблем.

Формулировка  проблемы предопределяет выбор цели и задач исследования. Для социолога цель представляет собой приемлемую форму конечного результата решения проблемы. Цель исследования ориентирует исследователя на его конечный результат. Задачи исследования представляют собой изложение последовательности этапов научно-исследовательской и практической деятельности, направленных на достижение цели исследования. Совокупность задач раскрывает и конкретизирует содержательную, методическую и организационную стороны достижения цели. Задачи исследования дифференцируют главную цель на множество локальных, достижение которых и реализует ее в полном объеме.

Далее следует  определение объекта и предмета исследования. Объект исследования включает в себя все то, что явно или неявно содержит проблемное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект исследования – определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней, но только ту часть, в которой проявляется интересующая исследователя проблема. Это могут быть физические тела, живые организмы, социальные общности или отдельный человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали и существуют вне зависимости от того, знаем мы что-либо об их существовании или нет. Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые выделены исследователем для непосредственного изучения. Системный анализ объекта исследования – развернутое описание социального объекта как системы, т.е. фиксируются различные стороны, элементы и связи, характерные для изучаемого объекта. Социальный объект рассматривается с двух сторон: как часть целого, характеризуется внешними связями и как целое, состоящее из частей, внутренние связи.

В результате получается гипотетическая модель объекта как  совокупность составляющих его элементов и связей.  Интерпретация основных понятий - это истолкование, разъяснение значения основных понятий. Существуют теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Теоретическая интерпретация – раскрытие содержания понятия через понятие меньшей общности, установление связей с другими понятиями. Эмпирическая интерпретация - это определение эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель, который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить. Эмпирическая интерпретация бывает структурной и факторной. Структурная интерпретация понятий описывает предмет исследования, выделяет те показатели, которые позволят изучить проблему исследования. Факторная интерпретация – определение системы связей изучаемого предмета с внешними объектами и внутренними субъективными факторами. Операциональная интерпретация - совокупность  операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Социолог, опирающийся в своей работе на опыт предыдущих исследователей, пользуется уже сложившимися в науке методиками замеров и индикаторами, имеющими чисто практический смысл.

Следующая важнейшая  часть работы над программой - выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза - главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования. Гипотезы - это научно обоснованные предположения о структуре изучаемых объектов, характере их социальных связей, возможных подходах к решению социальных проблем.    Выделяют гипотезы основные и неосновные. Главное внимание при выдвижении гипотез уделяется основным предположениям, относящимся к центральному вопросу, задаче исследования. Гипотезы делят на первичные и вторичные. Вторичные гипотезы выдвигаются взамен первичных, если те опровергаются эмпирическими данными, полученными в ходе исследования. Иногда первичные гипотезы называют "рабочими" в том смысле, что они используются как строительные леса для возведения более обоснованных гипотез. Хорошее исследование обычно опирается на целую серию альтернативных гипотез, и проверка позволяет получить более высокие основания для принятия тех предположений, которые остаются после отбрасывания альтернатив. Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Описательные - это предположение о свойствах изучаемого объекта, о характере связей между его отдельными элементами. Объяснительные гипотезы содержат предположения о степени тесноты, плотности связей и зависимостей в изучаемых процессах и явлениях. Это наиболее сильные гипотезы, требующие экспериментальной проверки. Прогнозные гипотезы дают представление о возможных тенденциях.

Есть некоторые  общие правила, которым должна удовлетворять  гипотеза: Гипотеза должна соответствовать  целям и задачам. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе  она непроверяема. Гипотеза должна опираться на уже известные социологические теории, истинность которых доказана. Гипотеза не должна противоречить ранее установленным научным фактам. Гипотеза должна быть простой и не обрастать лесом возможных допущений и ограничений. Гипотеза должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследователя.

БИЛЕТ № 5

1.СОЦИАЛЬНЫЕ  ИНСТИТУТЫ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ,  ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ, УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

Социальные  институты — это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые, самовозобновляющиеся виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие нужды, т.е. это процедура социальных действий, которая надежно обеспечивает регулярное, самовозобновляющееся удовлетворение жизненно важных потребностей. Для социальных институтов характерны:1. Четкое распределением функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия. 2 . Разделение труда и профессионализация выполнения функций 3. Соц. Рег-ие взаимоотношений.4. четкий, рацион-ый, жесткий хар-р мех-ов регуляции.5. Наличие учреждений, в рамках кот. Орг-ся деят-сть института, осущ-ся управление, контроль за его деятельностью.

Классификация:По степени формализации: могут быть формальными (взаимодействие между субъектами на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений) и неформальными (дружба, соседство). По выполняемым функциям: Экон-е и., соц. связи в сфере хоз. деят-ти, - макроинституты, зан-ся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда; составными частями явл-ся собственность, управление, конкуренция, ценообразование, банкротство и т.д. Полит. и, связаны с борьбой за власть, ее осуществление и распределение, нацелены на мобилизацию возможностей, обеспечивающих функционирование общества как целостности. Это гос-во, армия, полиция, суд, партии. Институции — митинги, демонстрации, выборы, предвыборные кампании. Институты культуры и социализации - формы взаимодействия с целью укрепления, создания и распространения культуры (системы ценностей), научных знаний, социализации молодого поколения, овладения ими научными знаниями, культурными ценностями общества. К таким институтам относятся образование, наука, искусство, религия. Институт семьи примыкает к институтам социализации.

Функции социальных институтов.Функция – назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. 1.Удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, 2.Осуществление соц-го контроля за поведением людей в обществе. 3.Социализация-индивиды усваивают принятые в данном обществе образцы поведения и способы деятельности.Др. ф-ии: воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств сущ-ия (производство), наведение и поддержание порядка в общ-ве (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).Р. Мертон различал явные и латентные функции соц-ых институтов, которые представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности. Явные функции соц-ых институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Латентные функции институтов –осущ-ся на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение, т.е.нестабильности общества, в котором формальная и реальная структуры существенно различаются.

Соц-ист-е  типы СИ: традиционные (образующие традиционное общество возникли в древнем обществе и существовали до становления индустриального общества в XVI — XVII вв. Основные признаки: доминирование партикуляристски-аскриптивной ориентации «на другого» и слабая специализированности. Группирование по признаку родства. Доминируют социальные институты.Взаимоотношения регул-ся на основе единой матрицы кровно-родственных отношений. По мере расширения семей и родов потребность во взаимод-е с другими, конкуренции – появление норм, отделение управленчески-политической функции. Проблема обеспечения интересов, процветания, стабильности своего рода, семьи в целом - формирование племени, племенных союзов, возникновение совета старейшин, вождей, дружин, других зачатков государства. Выделяются специальные должности, позиции (статусы) вождей, князей, воинов и др. Полностью натуральное хозяйство охотников и собирателей плодов сменяет специализированное хозяйство скотоводов и земледельцев; происходит дифференциация многих видов хозяйственной деятельности (ремесло, строительство, разделение умственного и физического труда и т.д.); возникают города как и организации социальной жизни; возникает обмен между родами, племенами, городом и селом, работниками умственного и физического труда; появляется торговля, подчиняющаяся уже не семейным, а собственным (в основном рационально-рыночным) нормам) и модерные (образующие современное индустриальное общество. Первая группа признаков модерных институтов (индустриального общества), взятых как идеальный тип:• безусловное доминирование во всех основных сферах общественной жизни (кроме семьи) достиженческой регуляции. • развитие института образования, цель которого — распространение компетентности, профессионализма, что становится базовой предпосылкой развития других институтов достиженческого типа. Вторая группа признаков — дифференциация и автономизация институтов, что проявляется:• в отделении экономики и от семьи, и от государства (сохранена лишь налоговая связь государства с экономикой и законодательно-правовое регулирование экономической деятельности).•в ускорении процесса возникновения новых социальных институтов.• в усилении автономии социальных институтов, которая проявляется в относительной независимости организаций, специфичности его правил, норм способности института к саморазвитию, инновациям в целях повышения эффекта;• в усилении взаимозависимости сфер общественной жизни, которая проявляется тем сильнее, чем глубже специализация и автономия институтов.

2.Теоретическая  и эмпирическая интерпретация  понятий в программе исследования. Процедура операционализации.

Теоретическая интерпретация – раскрытие содержания понятия через понятие меньшей общности, установление связей с другими понятиями. Смысл теоретической интерпретации в том, чтобы четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под терминами или понятиями.  1) выделение базовых понятий, отражающих предмет исследования; 2) вычленение понятий меньшей степени общности, установление их связи с базовыми; 3) формирование единой и целостной непротиворечивой системы понятий, отражающей существо предмета исследования.

Эмпирическая  интерпретация - это определение  эмпирических значений основных теоретических понятий, перевод их на язык наблюдаемых фактов. Эмпирически интерпретировать понятие - это значит найти такой показатель, который отражал бы определенный важный признак содержания понятия и который можно было бы измерить. Главная задача эмпирической интерпретации - обеспечить переход к индикаторам, позволяющим получать социологическую информацию, которую можно будет соотносить с исходными априорными представлениями, выработанными до начала исследования. Эмпирический индикатор позволяет: установить, как и в какой форме надо подойти к сбору данных; правильно сформулировать вопросы в различных видах инструментария; определить структуру ответов на вопросы (шкалы, тесты).Эмпирическая интерпретация бывает структурной и факторной. Структурная интерпретация понятий описывает предмет исследования, выделяет те показатели, которые позволят изучить проблему исследования. Факторная интерпретация – определение системы связей изучаемого предмета с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

В результате эмпирической интерпретации должны получиться операциональные определения.

Операциональное определение — это раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению или измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии. В простейшем случае — это указание эмпирического показателя, свидетельствующего о наличии или отсутствии явления, выраженного в теоретическом понятии. Операциональная интерпретация - совокупность  операций, с помощью которых может быть произведен замер эмпирических признаков. Oпeрационализация понятий — это специфическая, научная процедура установления связи между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Она представляет собой технику исследования. Предполагает: выбор или построение наиболее подходящей шкалы измерения для разработанных социологом индикаторов; выбор оптимальных методов сбора первичной социологической информации, которые позволят провести процедуру измерения; подбор техники преобразования и анализа информации. Операциональная интерпретация предполагает также решение вопросов, связанных с обработкой и анализом полученных данных. К процедурам операциональной интерпретации относится и выбор методов анализа информации. Это могут быть различные методы статистического анализа. Они обязательно сопровождаются логическим анализом, содержательной интерпретацией получаемых данных. Операционализация понятий не тождественна операциональным определениям, т.к. определения – чисто логическая процедура.Рассматриваемая процедура состоит из тех же операций, что и процедура построения инструмента исследования. Так, при построении индекса осуществляются следующие операции; перевод понятия в показатели (используются как операциональные, так и не операциональные определения, например описательные); перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы, и если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индекс (выбирается техника конструирования индекса); оценка индекса (производится расчет индексов на надежность и обоснованность).

Информация о работе Шпаргалка ГОСы по социологии