Шпаргалка ГОСы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:49, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

Классификация обществ: По способу производства и форме собственности формационный подход (К.Маркс). В основу формационной классификации общественного производства заложен классовый подход к анализу его содержания и целей. В соответствии с марксистской трактовкой, целью капиталистического производства выступает получение прибавочной стоимости за счет усиленной эксплуатации работников. Цель производства постиндустриального общества заключена в обеспечении экономического роста, обеспечении занятости, стабилизации уровня цен, справедливом распределении доходов, экономическом обеспечении малоимущих слоев населения и т. д. Общественное бытие – материальные условия жизни людей. Общественное сознание – вся духовная жизнь общества. В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ: Производительные силы (средства производства и людей, с их умениями и навыками; средства производства: – орудия труда; Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности) Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства. От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ. Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом: 1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны). 2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. 3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений. 4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества. Маркс, исследуя способы производства материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, коммунистические). Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ): – политика, право, общественные организации, религия и пр. Смена ОЭФ – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития. Закон классовой борьбы является движущей силой истории.

Типология Даниеля Белла (американский социолог): доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные.1. Традиционное общество, для которого характерно: неспособность или нежелание изменять какие-либо характеристики сложившегося образа жизни, относительная изоляция от других обществ; высокая структурная устойчивость; отношение к собственности детерминировано родовыми отношениями, общиной или феод-ой иерархией; основным способом социальной регуляции выступает традиция, разделяемая абсолютным большинством членов общества; регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; в мировоззрении господствует догматизм. Как правило, для доиндустриальных обществ характерно слияние феноменов власти и собственности при определяющей роли власти, то есть располагающий большей властью, обладал и реальным контролем над существенной частью находившейся в совокупном распоряжении общества собственностью. Для типично доиндустриального общества (за редким исключением) власть - это собственность. На культурную жизнь доиндустриальных обществ решающее влияние оказало именно обоснование власти традицией и обусловленность всех общественных отношений сословными, общинными и властными структурами. Традиционное доиндустриальное общество характеризуется тем, что можно было бы назвать геронтократией: чем старше, тем умнее, чем древнее, тем совершеннее, чем (темпорально) глубже, тем истиннее. 2. Индустриальное общество. Особенности этого типа общества — контраст с традиционным обществом по перечисленным выше характерным чертам. Кроме того, в обществе этого типа преобладает промышленность; частная собственность является базовым, системообразующим институтом. 3. Постиндустриальное общество. Основные черты, отделяющие его от индустриального общества: преобладает сфера услуг; определяющую роль играет информация; базовым, системообразующим институтом является творческое знание. К основным чертам постиндустриального общества относят:  переход экономики от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг; класс профессионалов и специалистов технического профиля превратился в самую крупную группу занятых;  нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания; интеллектуальные институты общества во все большей степени превращаются в ведущие институты;  возник и развивается новый политический класс - класс консультантов, экспертов или технократов. В отличие от индустриального общества ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень. Если для индустриального общества типичным является конфликт «бедные-богатые», то для постиндустриального - «хорошо образованные-плохо образованные».

2. Чикагская  социологическая школа

Чикагская социологическая  школа была определена как направление  научной и практической деятельности исследователей, сотрудничавших на кафедре  социологии (социологическом факультете) Чикагского университета в период между 1892 и 1935 гг. и осуществлявших теоретические и эмпирические проекты. В деятельности школы принято выделять как минимум два этапа - подготовительный и этап активного функционирования, на который приходится пик творчества ее наиболее крупных представителей. Для школы характерны применение количественных подходов в исследовании и строгой методологии анализа данных, а также акцент на проблемах социологии города. Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом городского населения американских городов в начале двадцатого столетия. Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Берджес, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Томас и Знанецки в исследованиях проводившихся между 1918—1920 годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.Наиболее видные представители первой чикагской школы: Нелс Андерсон, Эрнст Берджесс, Рут Шонл Кэйван, Франклин Фрэйзир, Эверет Хьюз, Родерик Макензи, Джордж Герберт Мид, Роберт Парк, Вальтер Реклис, Эдвин Сатерленд, Вильям Томас, Фредерик Зрашер, Луис Вирт, Флориан Витольд Знанецкий.

В 1950-х годах  формируется второе поколение чикагской  школы социологии ядром которой  стали Говард Бекер (Howard Becker), Эрвинг Гоффман, Ансельм Страусс (Anselm Strauss), Гари Файн (Gary Fine) и другие.Подготовительный этап деятельности Чикагской школы Первый, подготовительный, этап охватывает период с 1892-го по 1915 г., т.е. с момента создания социологического факультета Чикагского университета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом на основном этапе ее деятельности. Несмотря на то, что на этом этапе не удалось создать единой исследовательской программы, без чего школы как таковой не существует, решались другие важные задачи ее формирования. Прежде всего, удалось собрать вокруг кафедры социологии и социологического факультета университета немало сторонников соединения теоретических и эмпирических исследований. Далее, начал выходить в свет с 1895 г. первый в мире социологический журнал ("American Journal of Sociology"), было создано в 1905 г. Американское социологическое общество (впоследствии Американская социологическая ассоциация). В 1894 г. А. Смолл и Дж. Винсент издали первый учебник по социологии в виде небольшой по объему брошюры. Руководящую роль на подготовительном этапе деятельности школы играли А. Смолл (основатель социологического факультета), Ч. Хендерсон, Дж. Винсент, У. Томас. Заслуга этих отцов-основателей школы заключалась в привлечении внимания американского общества к социологии, подготовке его к восприятию материалов эмпирических исследований, пропаганде возможностей и перспектив социологической науки. "Большая четверка" активно способствовала превращению либерализма и принципов свободы в основную идейную доктрину социологии в целом, социологического факультета Чикагского университета - в частности. На подготовительном этапе удалось решить проблему, институционализации социологии в США. Так, уже в самом начале XX в. курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах страны. Начали активно проводиться эмпирические исследования и пропагандироваться их результаты. Основной этап деятельности Чикагской школы Второй этап развития Чикагской школы (1916-1935), который можно назвать основным, начинается с того времени, когда Р. Парк и Э. Бёрджесс постарались сформулировать центральные, принципиальные положения, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований. Этап включает в себя проведение значительного количества исследований, публикацию десятков крупных работ, расширяющееся влияние на социологический мир в США и Европе. В это время создается мощное социологическое сообщество единомышленников во главе с признанными ими лидерами Парком и Бёрджессом. Этан завершается кризисом и распадом школы, прекращением ее глубокого влияния па развитие эмпирической социологии. Разумеется, приведенные временные рамки являются условными, равно как и "функционирование" школы, потому что никаких организационных структур конституировано не было, разве что возникшее по инициативе Парка в 1920 г. "Общество социальных исследований". Однако оно имело неформальный характер и было создано для объединении интеллектуальных социологических сил в самом Чикагском университете и за его пределами, охватывая преподавателей, студентов и выпускников университета, работавших в иных городах и штатах страны. По сути дела, это был неформальный теоретический семинар и центр социологического творчества на протяжении 15 лет, вплоть до отъезда Парка из Чикаго в Нэшвилл в 1936 г., явившегося непосредственным формальным поводом для прекращения функционирования школы в том виде, в каком она просуществовала, по меньшей мере, с 1920 г. Поскольку признанными лидерами Чикагской школы были Парк (1864-1944) и Бёрджесс (1886-1966), имеет смысл охарактеризовать в рамках краткого биографического очерка жизненный и профессиональный путь каждого из них и той его части, которая была связана с их совместным творчеством.

БИЛЕТ № 3

1.ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ  ГРУППЫ. КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ  ГРУПП. ОБЩЕСТВО КАК СОВОКУПНОСТЬ  СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.

Социальная  группа — совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентации, устойчивых образцов поведения, благодаря которым у индивидов формируется чувство групповой солидарности (ощущение «мы — группа»).

Признаки: устойчивость, продолжительность существования; определенность и однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; наличие общей система ценностей и социальных норм; осознание своей принадлежности к данной социальной общности; добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп); объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп); способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

3 основных признака  СГ: СГ — это совокупность индивидов,  имеющих общие интересы, групповые  установки и ориентации; она характеризуется  нормат-й регламентацией своей  деятельности; СГ означает совместную деятельность ее членов в рамках собственного пространственно-временного континуума (неразрывной связи деятельности, явлений и процессов во времени и пространстве). На основе этих признаков можно предложить достаточно широкое определение СГ, согласно кот-му она есть совокупность индивидов, характер-ся общими интересами, установками и ориентациями, нормат-й регламентацией совместной деятельности людей в рамках собственного пространственно-временного континуума. Конечно, к этим признакам можно добавить, например, что СГ развив-ся, имеет свою ролевую структуру, выполняет определенные функции в системе обществ-х отношений и др.

Структура СГ:

1. Деятельность группы и каждого ее члена, заданная их местом в системе обществ-го разделения труда. Деятельность группы и ее членов определяет характер всех остальных элементов структуры, в первую очередь, межличностных отношений.

2. Межличностные  отношения сост-т своеобр-й «скелет» группы. Собственно, сама групповая деятельность не знает иных форм своей реализации, кроме межличностных отношений и связей (коммун-й) между членами группы.

3. Коммуникации между ее членами. Эти коммуникациимогут приобретать самый разный харр — в зависти от вида группы. Поскольку из всех видов СГ лучше всего изучены малые группы, то более других известны связи именно между их членами. Всем известна схема типов коммун-й в группе из 5 человек, в ходе которых возникают разл-е результаты групповой деятельности (круг, игрек, штурвал(крест), сложный круг (паутина)).

4  Групповые процессы охватывают все изменения, происходящие в группе, в том числе ее развитие.

5. Ценности. Деятельность группы и Межличностные отношения в ней осуществляются прежде всего на ценностной основе. Конечно, есть универс-е челов-е ценности, широко принятые в О и конкретных СГ (представления о добре, зле, счастье и т.д.). Наряду с ценностями общего характера существует ценности, связанные с конкретными обществ-ми явлениями и выступающие непосред-ми регуляторами деятельности группы. Это могут быть ценности труда, образования , соц-й активности, культуры и т.д. Некоторые из них становятся для конкретных групп определ-ми.

6. Нормы  и санкции. Как и в случае с ценностями, групповые нормы могут быть рассмотрены в широком и узком смысле. В первом случае — это соц-е нормы, действующие в О и явл-ся обязательными для каждой группы и всех ее членов. В узком смысле групповые нормы — это правила, вырабатываемые самой группой и обязательные для выполнения каждым ее членом, без чего совместная деятельность становится невозможной. Следовательно, как и ценности, групповые нормы выступают регулятором деятельности группы. С помощью санкций группа заставляет своего члена соблюдать ее нормы. Для этого она использует два вида санкций — поощрит-е и запретит-е. В большинстве групповых ситуаций использование первых предпочтит-е использования вторых. Рассмотренные элементы групповой структуры дают основание считать их универс-ми, действующими в любых типах и видах СГ.

Основные  классификации СГ.

1. Большая  гр. отличается от малой тем, что она включает в свой состав значит-е число членов, характ-ся отсутствием обязат-х личных контактов между ними и обладает относительно меньшей степенью внутр-й сплоч-ти и организ-ти (в сравнении с малой группой). В качестве примеров больших гр. можно назвать класс, нацию, телевизионную, театральную, киноаудиторию, город и т.д. Под малой гр. понимается немногочисл-я по составу гр. (мин. 2-3 человека, макс. - количество членов, вызванное потребн-ю совместной групповой деятельности), члены которой объединены общей соц-й деят-ю и находятся в непоср-м личном общении, что является основой для возникн-я эмоц-х отношений, групповых норм и групповых процессов. Наиболее типичные малые гр.— семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада и т.д. В малой гр. обществ-е отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

2. Первичная  гр.— это разновидность малой гр., обеспеч-я успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Кули говорил о двух основных функциях первичной гр.: а) формировать моральные нормы, которое человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; б) выступать средством поддержки людей. Первичная гр. возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов гр. и идентификацией их с ней. Характерные образцы первичной гр.— семья, группа друзей, сверстников, соседская общность и др. Вторичные гр. явл-ся разновидностями, как правило, больших и формальных гр. (соц-х институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непоср-е взаимодействие членов этого соц-го образования. Так, для студента его академическая гр. явл-ся первичной, а коллектив университета — вторичной гр. Одно из основных отличий вторичной гр. от первичной состоит в том, что она ориентирована на достижение цели., тогда как первичная — на установление взаимосвязи между ее членами.

Информация о работе Шпаргалка ГОСы по социологии