Шпаргалка ГОСы по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:49, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК ОБ ОБЩЕСТВЕ.
Существуют различные взгляды на социологию и ее предмет.
1. Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества.
2. Социологию можно определить как научное изучение специфики общества и социальных отношений.

Файлы: 1 файл

шпоры.doc

— 1.32 Мб (Скачать файл)

БИЛЕТ № 6.

1.СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.  ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ. ИСТОРИЧЕСКИЕ  И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ.

Социальное  неравенство — условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким соц-ым благам, как деньги, власть и престиж; это — некоторые типы взаимоотношений людей: личностное неравенство, неравенство возможностей достигнуть желаемых целей (неравенство шансов). Социальное неравенство явл-ся причиной и следствием социальной стратификации. Основным измерителем неравенства выступает количество ликвидных ценностей, в совр-ом общ-ве эту функцию обычно вып-ют деньги. Количество денег определяет место индивида или семьи в социальной стратификации. Социальное неравенство во властных отношениях проявл-ся в возможности определенного соц-го субъекта (соц-го слоя, или страты) в своих интересах определять цели и направленность деятельности других соц-ых субъектов (безотносительно к их интересам), распоряжаться матер-ыми, информац-ми и статусными ресурсами общества, формировать и навязывать правила и нормы поведения. Ключевое значение в измерении соц-го неравенства властными отношениями принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе др. людей. Социальное неравенство по уровню образования и престижу соц-го статуса, профессии, должности, роду занятия определяется неравенством стартовых условий или неравноценностью условий развития различных соц-ых слоев и страт (реальной несправедливостью, ущемлением естес-ых челов-их прав, созданием искус-ых соц-ых барьеров, монополизацией условий и правил соц-го производства).

Социальное  неравенство характеризует не столько функциональные сферы общества и их организацию, сколько соотносительное положение отдельных лич-тей и соц-ых групп. Сам по себе такой подход к выделению социальной структуры предполагает сравнение, оценку, конкретизацию и персонификацию субъектов, вследствие чего теории социального неравенства зачастую не лишены идеологической предвзятости, ценностных предпочтений и конфликтологических трактовок авторов. Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское). Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации). Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.В совр общ-ве Профессия стала определ-им критерием социального расслоения и профес-ый статус отдел.о человека или социальной гр. тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы, власть и престиж. Поэтому образование рассм-ется как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорош. профессию, обеспечить более выс. уровень жизни, обрести новый статус.

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих (подразделяющих общество на группы и слои) отношений собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальной структуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти – собственности. От того, кому достается контроль над значимыми общественными ресурсами и на каких условиях, зависят характер формирования элит и характер перелива социального капитала (принудительный или трастовый, эксплуататорский или эквивалентный).

Рассматривая личность как активного творца социума (как  субъекта, производителя, источник постоянных изменений общества), можно представить  неравенство как социальное благо, способ выравнивания стартовых позиций  вследствие конкуренции, как механизм закрепления вновь завоеванного социального положения и сопровождающих его привилегий, систему стимулирования (вознаграждения и наказания), условие приоритета «пассионарности», поддержания потенциала выживания, социальной активности, творчества, инновации.

Неравенство несправедливо, так как все люди имеют равные права; во-вторых, неравенство справедливо, так как позволяет дифференцированно и адресно компенсировать социальные затраты разных людей.

Классики «классики» (О. Конт, Г. Спенсер), «модерна» (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и постмодернистской соц-ии (например, П. Бурдье) прямо говорят о фундаментальности и нерушимости принципа социального неравенства и его высокой функциональной значимости для организации общностей. Видоизменения претерпевают конкретные формы неравенства, сам принцип проявляется всегда. Т. Парсонс концентрирует внимание на уникальных и потому фундаментальных функциях социальной системы, которые по этой причине приобретают характер социальной монополии. Незаменимость, обязательность и качественное различие этих функций предопределяют специализацию и профессионализацию (закрепление) за ними обособленных социальных групп, где энергетически насыщенные (экономические, производящие) общности подчиняются информационно насыщенным (политическим, правоподдерживающим, культуровоспроизводящим). М. Вебер считал, что процесс социального слоения и занятия более выигрышных позиций в обществе организован достаточно сложно, выделяя три координаты, определяющие положение людей и групп в социальном пространстве; богатство, власть, социальный престиж. Такая модель является не просто многофакторной, она знаменует переход от сфокусированного и линейного к пространственному исследовательскому видению проблемы, когда динамика социальных диспозиций фактически рассматривается как система векторных перемещений. В современном мире формируется новая система отношений неравенства в социальном пространстве. Меняются соотношение форм собственности, институты власти, происходит исчезновение одних групп и слоев, возникновение других, дробление третьих, изменение социальной роли и статуса четвертых и т.д.

Тенденции трансформации  социальной структуры в России определяются: 1) преобразованием институциональных основ, прежде всего появлением частной собственности и развитием на ее базе предпринимательства; 2) глубокими переменами в системе занятости (система планового формирования, распределения и использования рабочей силы уступает место не просто свободному, но «дикому» рынку рабочей силы; 3) снижением уровня жизни подавляющей части населения; 4) социальной аномией (разрушением одной ценностно-нормативной системы и несформированностью другой) и 5) социальной депривацией, ограничением либо лишением доступа к материальным и духовным ресурсам, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей.

Основу современной  социальной структуры составляют по-прежнему социальные группы советского общества – рабочий класс, крестьянство, интеллигенция (хотя изменились их социальная роль и количественные показатели); появились и новые социоструктурные слои. Основные тенденции состоят в углублении социального неравенства (экономического, политического, социального) и маргинализации значительной части населения. Углубляется неравенство между регионами, достигая соотношения 1:10.

Процесс формирования новой социальной структуры и  ее состава идет тремя путями, предопределенными базовыми изменениями форм собственности. Первый путь – возникновение новых социальных общностей на основе плюрализации форм собственности: это специфические слои наемных рабочих и инженерно-технических работников, занятых в полугосударственном и частном секторах экономики по трудовым соглашениям или постоянно по договорам найма, работники смешанных предприятий и организаций с участием иностранного капитала и т.д. Второй путь – изменение на базе трансформации государственной формы собственности положения традиционных классово-групповых общностей: их границ, количественно-качественных характеристик, возникновение пограничных и маргинальных слоев и т.д. Третий путь – появление слоев-страт на основе взаимодействия различных форм собственности: менеджеров – нового управленческого слоя, новой элиты, средних слоев и т.д.

Социальная структура  российского общества выглядит как  «придавленный к основанию треугольник» (в отличие от «лимона» в развитых странах или «Эйфелевой башни» –  в латиноамериканских); особое значение в ней приобретает состояние маргинальности, сопровождающее вынужденный переход человека из одной социально-профессиональной группы в другую и существенно изменяющее характеристики социально-профессионального статуса. Появились «новые бедные». И ранее, в советское время, в стране было достаточно малообеспеченных. Но более квалифицированный, более сложный труд оплачивался выше, чем малоквалифицированный. Образование являлось одним из основных структурообразующих факторов. Вузовский диплом был фильтром для продвижения в должностной иерархии. Это, в свою очередь, обусловливало и более высокую оплату труда, а также и долю привилегий в получении дополнительных социальных льгот.

В исследованиях  социальной структуры сейчас преобладают  многомерные стратификационные модели с использованием таких критериев, как имущественное положение и доход, образование, позиция во властной структуре, социальный статус и престиж, самоиндентификация, т.е. комбинация объективных и субъективных критериев.

2. Композиция вопросника. Особенности вопросника для разных видов опросов.

Социологическая анкета представляет собой план или  сценарий беседы с респондентом. Началу такой беседы предшествует вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая. Поясняется техника заполнения анкеты. Затем располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу. Кроме своей прямой познавательной 
задачи они обеспечивают "завязку" беседы, формируют психологическую установку на сотрудничество. Их задача заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых 
проблем. Сложные вопросы, требующие размышлений, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться. Обычно здесь помещают "паспортичку", с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого.

Паспортичкой  называется совокупность демографических, экономических и 
профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты (пол, доход, возраст и др.). Они очерчивают как бы портрет респондента. В нее заносятся те показатели, статистические распределения которых в генеральной совокупности вас интересуют. Имении эти вопросы возраст, профессия выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом, также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.

Вопросы могут  объединяться в блоки по тематическому  и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, "переключателями" внимания. Например: "На этом мы заканчиваем разговор о труде. Теперь несколько вопросов о вашем досуге"

Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих "перекрестки", опасные участки и т. п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или в полях анкеты: сколько вариантов ответов можно отметить - один или несколько; как заполнять вопрос-таблицу - по строчкам или по столбцам.

Серьезное внимание обращают на графическое оформление анкеты: четкий шрифт, достаточное место  для записи свободных ответов, стрелки, указатели переходов от вопроса-фильтра к другим вопросам и т. п. Существенную роль в графическом оформлении играют иллюстративные материалы. Вопросы-иллюстрации помимо своей основной познавательной функции решают еще и методическую задачу: разнообразят технику заполнения анкеты, снижают ее монотонность, уменьшают психологическую нагрузку. 
Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия. Число 
вопросов в анкете обычно не превышает 30-40 (после 45 минут опроса внимание 
респондента снижается). Анкета "хорошая", если соблюдены два основных правила: 
формулировка вопросов должна отвечать исследовательской задаче, а сама анкета -соответствовать возможностям респондента как источник информации (например, нельзя предъявлять непосильных требование к памяти, аналитическим способностям респондента или унижать ею чувство собственного достоинства).

При разработке вопросника необходимо соблюдать следующие правила: Содержание анкеты должно быть подчинено цели и задачам исследования. Каждый из вопросов (их блок) должен работать на определе


Информация о работе Шпаргалка ГОСы по социологии