Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы проанализировать действующий механизм налогового законодательства упрощенной системы налогообложения, оценить эффективность его применения для хозяйствующего субъекта с сравнением с общей системой налогообложения, разработать рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения для ООО «Гарант».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
Проанализировать «субъект малого предпринимательства»;
Проанализировать упрощенную систему налогообложения и анализ ее применения;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические и законодательные основы налогообложения субъектов малого предпринимательства……………………………..6
1.1. Понятие «субъекта малого предпринимательства»……………………6
1.2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства….….9
1.3. Государственная поддержка малых предприятий…………………….15

2. Анализ упрощенной системы налогообложения, опыт применения его в г.Москве………………………………………………………..…..23
2.1 Сущность и характеристика упрощенной системы налогообложения 26
2.2 Инструменты налогового планирования при применении упрощенной системы налогообложения. Налоговая оптимизация…………………...…45
2.3 Доходы государства от применения организациями упрощенной системы налогообложения………………………………………………..…54

Экономическая эффективность применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Гарант»……..……………..…60
3.1 Расчет единого налога по упрощенной системе налогообложения на примере ООО «Гарант»…………………………………………………...…60
3.2 Расчет налоговой нагрузки при общем режиме налогообложения и при применении упрощенной системе налогообложения………….………..…63
3.3 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Перспективы развития………………………………………………….……75
Заключение……………………………………………………………………….84
Список литературы……...…………………………

Файлы: 1 файл

диплом Упрощенная система налогообложения.doc

— 597.00 Кб (Скачать файл)

С целью приблизить момент уплаты налога к моменту получения дохода при упрощенной системе налогообложения установлена обязанность уплаты промежуточных (авансовых) взносов налога. Размер авансового платежа определяется исходя из суммы налога, уплаченного за предшествующий период. На основе фактически полученных доходов и произведенных расходов за предыдущий квартал налогоплательщик рассчитывает сумму авансовых платежей, которые следует уплатить в следующем налоговом периоде.

По окончании отчетного периода проводится расчет фактической суммы налога. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты этой суммы. Недостающая сумма доплачивается. излишне уплаченная - возвращается или засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу.

Существенным элементом юридического состава налога являются сроки уплаты налога. Срок уплаты налога при упрощенной системе налогообложения привязан к сроку подачи налоговых деклараций. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом авансовых платежей, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием доходов, полученного за отчетный период и понесенных расходов.

При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).

Приказом Минфина от 30.12.2005 г. № 167н, (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 № 152н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 26.05.2006 № ГКПИ06-499) утверждена Книга учета доходов и расходов для предпринимателей и фирм, работающих на упрощенной системе налогообложения, и порядок ее заполнения.

Основной структурный раздел Книги учета посвящается учету доходов и расходов. По сколько налоговая база по единому налогу определяется нарастающим итогом, данные по доходам и расходам учитывается налогоплательщиками поквартально и нарастающим итогом до окончания налогового периода.

До начала применения упрощенной системы налогообложения следует заверить в налоговом органе Книгу учета, на титульном листе, который указывается выбранный объект налогообложения. В соответствии с п.1.5 Порядка ведения Книги учета, до начала ее ведения она должна быть прошнурована с указанием на последней странице количества содержащихся в ней страниц; она должна быть подписана индивидуальным предпринимателем и скреплена его печатью (при наличии), а также заверена подписью и скреплена печатью должностного лица налогового органа.

Книга учета может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

 Если книга учета ведется  в электронном виде, то по окончании каждого отчетного и налогового периода ее необходимо выводить на бумажный носитель. По окончании налогового периода все листы Книги учета прошиваются, пронумеровываются, и указывается количество страниц. Эти данные заверяются подписью должностного лица налогового органа и скрепляются печатью налогового органа. Приказом № БГ-3-22/606 не установлен срок, до которого Книга учета, которая ведется в электронном виде, должна быть представлена для заверения в налоговый орган.

2.1.6 Порядок исчисления налога

Обязанность исчислить сумму единого налога по упрощенной системе налогообложения может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо (налогового агента). При упрощенной системе налогообложения налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате.

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема – это некумулятивный метод исчисления налога, который предусматривает обложение налоговой базы по частям. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами - источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом - кумулятивный метод. Задача данного метода - определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и при упрощенной системе налогообложения.

 

2.2 Инструменты налогового планирования при применении упрощенной системы налогообложения. Налоговая оптимизация

Процесс состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов. Еще до регистрации организация должна иметь ответы на общие вопросы стратегического характера.

  • На первом этапе обычно появляется идея об организации бизнеса, формулируются цели и задачи, а также достигается ясность в вопросе о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодательством.

  • Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производства и конторских помещений организации, а также ее филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом, как правило, происходит на третьем этапе. Последующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно пронизывать всю систему управления хозяйствующего субъекта. Одним из важных факторов эффективности налогового планирования является первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Такой контроль предусматривает достоверность учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов, а также соблюдение сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. К основополагающим принципам технологии внутреннего налогового контроля можно отнести следующие:

  • в рамках технологии все решения по налогам принимаются с помощью определенных процедур, что позволяет исключить субъективизм;
  • все налоговые решения уже зафиксированы на этапе внедрения технологий, и никакой субъект (включая руководителя и главного бухгалтера) не может принять ни одного решения; при изменении ситуации налоговое заключение принимает группа экспертов (комиссия);
  • организация должна обозначить круг лиц, имеющих право выполнять определенные действия и процедуры в отношении налогов;
  • любая финансово-хозяйственная операция должна сопровождаться письменным документом определенного образца;
  • для уменьшения риска возникновения налоговой ошибки максимально используются стандартизованные документы; при этом ни один документ не должен существовать в одном экземпляре: должна быть хотя бы еще одна его копия;
  • повседневному контролю подлежит обоснованность применения налоговых льгот к каждой сделке;
  • все бухгалтерские проводки и налоговые расчеты производятся лишь на основе таблицы типовых хозяйственных операций (ситуаций); в первичных документах и бухгалтерских проводках делается ссылка на номер операции этой таблицы;
  • нетипичная ситуация требует оформления карты налоговых решений, которую заполняет только специальная экспертная комиссия по налогообложению.

Наиболее распространенными причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности организаций, являются:

  • отсутствие или неправильное оформление (с позиции требований налогового законодательства) первичных документов;
  • ошибки, обусловленные неверным толкованием действующего налогового законодательства;
  • несвоевременное реагирование на изменения в налоговом законодательстве, особенно в местном;
  • неверные арифметические расчеты;
  • несвоевременное представление отчетной налоговой документации;
  • просрочка уплаты налогов.

Проблема оптимизации налогообложения в настоящее время часто рассматривается в научной литературе, так как она интересует предприятия различных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ш. Монтескье (1689 - 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Вопросы налогообложения актуальны при формировании учетной и ценовой политики, планировании производственной и сбытовой деятельности, поскольку исчисление налогов связано с отвлечением значительных денежных средств из оборота хозяйствующего субъекта.

Многие предприятия стремятся минимизировать платежи, а задача фискальных органов - увеличить доходы бюджетов различных уровней. Но сокращение уплаты одних налогов может привести к росту других, поэтому необходима рациональная система управления финансовыми потоками, включая оптимизацию налогов, применение методов налогового планирования, стратегии и тактики оптимизации, грамотной учетной политики, полного и достоверного бухгалтерского учета, налогового календаря.

Грамотные руководители стремятся применять законные способы налоговой экономии, основанные на нормах законодательства, позволяющие снизить или выгодно распределить платежи в бюджет. Для реализации данной задачи они привлекают внешних специалистов - аудиторов, которые оказывают консультационные услуги в области бухгалтерского учета, а также учета в целях налогообложения и представляют интересы предприятия в спорных случаях толкования действующего закона. На крупных предприятиях создают отделы налогового менеджмента, так как ни одно управленческое решение не может быть эффективным без учета налоговых последствий, вытекающих из него.

Перед руководителями и главными бухгалтерами в области налогообложения можно поставить ряд задач:

- оценка финансово-экономического состояния предприятия;

- оценка состояния бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

- проверка учетной политики  на предмет соответствия ее  принципов требованиям нормативно-правовой  базы и целесообразности выбранных  способов для ведения бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения;

- проверка правильности  расчетов и своевременности уплаты  сумм налогов и других обязательных  платежей в бюджет.

Для организаций торговли в соответствии с НК РФ предусмотрены следующие налоговые режимы (см. рисунок 2):

- общий режим налогообложения;

- специальные режимы налогообложения:

- упрощенная система налогообложения (УСНО);

- единый налог на вмененный  доход (ЕНВД).

 

 

Рис.2. Режимы налогообложения в торговле.

 

В настоящее время понятия оптовой и розничной торговли претерпели изменения. Оптовая торговля представляет собой реализацию товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи или переработки. Розничная торговля - стоимость проданных товаров и услуг, не связанных с предпринимательской деятельностью, с оплатой за наличный или безналичный расчет.

Специальный налоговый режим представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Общие условия применения специальных налоговых режимов установлены разд. VIII.1 НК РФ.

Выбор формы налогообложения - определяющая задача в налоговом планировании правомерной и инициативной деятельности налогоплательщика, направленной на оптимизацию сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Вследствие этого организациям и индивидуальным предпринимателям важно четко представлять порядок применения упрощенной системы для ее обоснованного выбора в качестве альтернативы общему режиму налогообложения (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение общего режима налогообложения со специальными

налоговыми режимами на предприятиях торговли.

Показатель    
сравнения

Общий режим

Специальные режимы

УСНО

ЕНВД

Обязательность    
применения      

Обязательно к    
уплате на всей   
территории РФ  

Добровольный       
порядок при        
соблюдении         
ограничений для    
перехода и         
применения данного 
режима           

Обязательно к       
применению, если    
налог введен        
муниципальными      
органами          

Налогоплательщики

Организации и  индивидуальные предприниматели

Ведение           
бухгалтерского    
учета           

В полном объеме  
в соответствии с 
принятой учетной 
политикой      

Обязательное       
ведение кассовых   
операций, учет     
основных средств и 
нематериальных     
активов (НМА).     
Двойная запись не  
обязательна.       
Учетная политика в 
сокращенном        
варианте         

В полном объеме в   
соответствии с      
принятой учетной    
политикой         

Первичные         
документы       

Оформляются унифицированные формы или самостоятельно    
разработанные формы согласно Федеральному закону от     
08.08.2001 N 129-ФЗ                                   

Бухгалтерская     
отчетность      

Состав           
определен        
ПБУ 4/99       

Баланс и отчет о   
прибылях и убытках 
при условии выплат 
дивидендов в АО  

Состав определен    
ПБУ 4/99          

Налоговая         
отчетность      

По всем налогам, 
плательщиком     
которых          
предприятие      
является       

Уплата единого налога заменяет налог   
на прибыль, НДС (за исключением НДС    
при ввозе товаров на таможенную        
территорию РФ), на имущество, ЕСН (за  
исключением взносов на пенсионное      
страхование).                          
Форма 2-НДФЛ, отчетность по            
пенсионному страхованию

Налоговая          
декларация по      
налогу,            
уплачиваемому в    
связи с            
применением УСНО.  
Книга учета        
доходов и расходов 
не является        
отчетностью      

Налоговая           
декларация по ЕНВД  
для отдельных       
видов деятельности

Налоговая база  

Предприятия      
оптовой торговли 
с численностью   
до 50 человек и  
розничной        
торговли до 30   
человек могут не 
применять        
ПБУ 18/02      

Учет в зависимости 
от объектов        
налогообложения:   
- доходы;          
- доходы и расходы

Налоговой базой     
для исчисления      
суммы единого       
налога признается   
величина вмененного 
дохода,             
рассчитываемая как  
произведение        
базовой доходности  
по определенному    
виду                
предпринимательской 
деятельности и      
величины            
физического         
показателя,         
характеризующего    
данный вид          
деятельности с      
учетом              
корректирующих      
коэффициентов     

Налоговый период

Календарный год

Календарный год  

Квартал           

Доходы и расходы

Метод начисления

Кассовый метод   

Метод начисления  

Информация о работе Упрощенная система налогообложения