Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:49, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать действующий механизм налогового законодательства упрощенной системы налогообложения, оценить эффективность его применения для хозяйствующего субъекта с сравнением с общей системой налогообложения, разработать рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения для ООО «Гарант».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
Проанализировать «субъект малого предпринимательства»;
Проанализировать упрощенную систему налогообложения и анализ ее применения;
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические и законодательные основы налогообложения субъектов малого предпринимательства……………………………..6
1.1. Понятие «субъекта малого предпринимательства»……………………6
1.2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства….….9
1.3. Государственная поддержка малых предприятий…………………….15
2. Анализ упрощенной системы налогообложения, опыт применения его в г.Москве………………………………………………………..…..23
2.1 Сущность и характеристика упрощенной системы налогообложения 26
2.2 Инструменты налогового планирования при применении упрощенной системы налогообложения. Налоговая оптимизация…………………...…45
2.3 Доходы государства от применения организациями упрощенной системы налогообложения………………………………………………..…54
Экономическая эффективность применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Гарант»……..……………..…60
3.1 Расчет единого налога по упрощенной системе налогообложения на примере ООО «Гарант»…………………………………………………...…60
3.2 Расчет налоговой нагрузки при общем режиме налогообложения и при применении упрощенной системе налогообложения………….………..…63
3.3 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Перспективы развития………………………………………………….……75
Заключение……………………………………………………………………….84
Список литературы……...…………………………
С целью приблизить момент уплаты налога к моменту получения дохода при упрощенной системе налогообложения установлена обязанность уплаты промежуточных (авансовых) взносов налога. Размер авансового платежа определяется исходя из суммы налога, уплаченного за предшествующий период. На основе фактически полученных доходов и произведенных расходов за предыдущий квартал налогоплательщик рассчитывает сумму авансовых платежей, которые следует уплатить в следующем налоговом периоде.
По окончании отчетного периода проводится расчет фактической суммы налога. Авансовые платежи засчитываются в счет уплаты этой суммы. Недостающая сумма доплачивается. излишне уплаченная - возвращается или засчитывается в счет предстоящих платежей по налогу.
Существенным элементом юридического состава налога являются сроки уплаты налога. Срок уплаты налога при упрощенной системе налогообложения привязан к сроку подачи налоговых деклараций. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом авансовых платежей, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием доходов, полученного за отчетный период и понесенных расходов.
При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
Приказом Минфина от 30.12.2005 г. № 167н, (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 № 152н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 26.05.2006 № ГКПИ06-499) утверждена Книга учета доходов и расходов для предпринимателей и фирм, работающих на упрощенной системе налогообложения, и порядок ее заполнения.
Основной структурный раздел Книги учета посвящается учету доходов и расходов. По сколько налоговая база по единому налогу определяется нарастающим итогом, данные по доходам и расходам учитывается налогоплательщиками поквартально и нарастающим итогом до окончания налогового периода.
До начала применения упрощенной системы налогообложения следует заверить в налоговом органе Книгу учета, на титульном листе, который указывается выбранный объект налогообложения. В соответствии с п.1.5 Порядка ведения Книги учета, до начала ее ведения она должна быть прошнурована с указанием на последней странице количества содержащихся в ней страниц; она должна быть подписана индивидуальным предпринимателем и скреплена его печатью (при наличии), а также заверена подписью и скреплена печатью должностного лица налогового органа.
Книга учета может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.
Если книга учета ведется в электронном виде, то по окончании каждого отчетного и налогового периода ее необходимо выводить на бумажный носитель. По окончании налогового периода все листы Книги учета прошиваются, пронумеровываются, и указывается количество страниц. Эти данные заверяются подписью должностного лица налогового органа и скрепляются печатью налогового органа. Приказом № БГ-3-22/606 не установлен срок, до которого Книга учета, которая ведется в электронном виде, должна быть представлена для заверения в налоговый орган.
2.1.6 Порядок исчисления налога
Обязанность исчислить сумму единого налога по упрощенной системе налогообложения может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или третье лицо (налогового агента). При упрощенной системе налогообложения налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате.
Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема – это некумулятивный метод исчисления налога, который предусматривает обложение налоговой базы по частям. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами - источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.
Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом - кумулятивный метод. Задача данного метода - определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и при упрощенной системе налогообложения.
2.2 Инструменты налогового планирования при применении упрощенной системы налогообложения. Налоговая оптимизация
Выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом, как правило, происходит на третьем этапе. Последующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно пронизывать всю систему управления хозяйствующего субъекта. Одним из важных факторов эффективности налогового планирования является первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб организации. Такой контроль предусматривает достоверность учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов, а также соблюдение сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. К основополагающим принципам технологии внутреннего налогового контроля можно отнести следующие:
Наиболее распространенными причинами налоговых ошибок, возникающих в практической деятельности организаций, являются:
Проблема оптимизации налогообложения в настоящее время часто рассматривается в научной литературе, так как она интересует предприятия различных организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. Ш. Монтескье (1689 - 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.
Вопросы налогообложения актуальны при формировании учетной и ценовой политики, планировании производственной и сбытовой деятельности, поскольку исчисление налогов связано с отвлечением значительных денежных средств из оборота хозяйствующего субъекта.
Многие предприятия стремятся минимизировать платежи, а задача фискальных органов - увеличить доходы бюджетов различных уровней. Но сокращение уплаты одних налогов может привести к росту других, поэтому необходима рациональная система управления финансовыми потоками, включая оптимизацию налогов, применение методов налогового планирования, стратегии и тактики оптимизации, грамотной учетной политики, полного и достоверного бухгалтерского учета, налогового календаря.
Грамотные руководители стремятся применять законные способы налоговой экономии, основанные на нормах законодательства, позволяющие снизить или выгодно распределить платежи в бюджет. Для реализации данной задачи они привлекают внешних специалистов - аудиторов, которые оказывают консультационные услуги в области бухгалтерского учета, а также учета в целях налогообложения и представляют интересы предприятия в спорных случаях толкования действующего закона. На крупных предприятиях создают отделы налогового менеджмента, так как ни одно управленческое решение не может быть эффективным без учета налоговых последствий, вытекающих из него.
Перед руководителями и главными бухгалтерами в области налогообложения можно поставить ряд задач:
- оценка финансово-
- оценка состояния
- проверка учетной политики
на предмет соответствия ее
принципов требованиям
- проверка правильности
расчетов и своевременности
Для организаций торговли в соответствии с НК РФ предусмотрены следующие налоговые режимы (см. рисунок 2):
- общий режим налогообложения;
- специальные режимы
- упрощенная система
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Рис.2. Режимы налогообложения в торговле.
В настоящее время понятия оптовой и розничной торговли претерпели изменения. Оптовая торговля представляет собой реализацию товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для последующей перепродажи или переработки. Розничная торговля - стоимость проданных товаров и услуг, не связанных с предпринимательской деятельностью, с оплатой за наличный или безналичный расчет.
Специальный налоговый режим представляет собой особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. Общие условия применения специальных налоговых режимов установлены разд. VIII.1 НК РФ.
Выбор формы налогообложения - определяющая задача в налоговом планировании правомерной и инициативной деятельности налогоплательщика, направленной на оптимизацию сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. Вследствие этого организациям и индивидуальным предпринимателям важно четко представлять порядок применения упрощенной системы для ее обоснованного выбора в качестве альтернативы общему режиму налогообложения (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение общего режима налогообложения со специальными
налоговыми режимами на предприятиях торговли.
Показатель |
Общий режим |
Специальные режимы | |
УСНО |
ЕНВД | ||
Обязательность |
Обязательно к |
Добровольный |
Обязательно к |
Налогоплательщики |
Организации и индивидуальные предприниматели | ||
Ведение |
В полном объеме |
Обязательное |
В полном объеме в |
Первичные |
Оформляются унифицированные
формы или самостоятельно | ||
Бухгалтерская |
Состав |
Баланс и отчет о |
Состав определен |
Налоговая |
По всем налогам, |
Уплата единого налога заменяет
налог | |
Налоговая |
Налоговая | ||
Налоговая база |
Предприятия |
Учет в зависимости |
Налоговой базой |
Налоговый период |
Календарный год |
Календарный год |
Квартал |
Доходы и расходы |
Метод начисления |
Кассовый метод |
Метод начисления |