Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 19:49, курсовая работа
Цель данной работы проанализировать действующий механизм налогового законодательства упрощенной системы налогообложения, оценить эффективность его применения для хозяйствующего субъекта с сравнением с общей системой налогообложения, разработать рекомендации по применению упрощенной системы налогообложения для ООО «Гарант».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
Проанализировать «субъект малого предпринимательства»;
Проанализировать упрощенную систему налогообложения и анализ ее применения;
Введение…………………………………………………………………………..3
Теоретические и законодательные основы налогообложения субъектов малого предпринимательства……………………………..6
1.1. Понятие «субъекта малого предпринимательства»……………………6
1.2. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства….….9
1.3. Государственная поддержка малых предприятий…………………….15
2. Анализ упрощенной системы налогообложения, опыт применения его в г.Москве………………………………………………………..…..23
2.1 Сущность и характеристика упрощенной системы налогообложения 26
2.2 Инструменты налогового планирования при применении упрощенной системы налогообложения. Налоговая оптимизация…………………...…45
2.3 Доходы государства от применения организациями упрощенной системы налогообложения………………………………………………..…54
Экономическая эффективность применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Гарант»……..……………..…60
3.1 Расчет единого налога по упрощенной системе налогообложения на примере ООО «Гарант»…………………………………………………...…60
3.2 Расчет налоговой нагрузки при общем режиме налогообложения и при применении упрощенной системе налогообложения………….………..…63
3.3 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Перспективы развития………………………………………………….……75
Заключение……………………………………………………………………….84
Список литературы……...…………………………
Соответственно, налоговая нагрузка при общем и упрощенном режимах налогообложения, рассчитанная по предложенным показателям, будет следующая (таблица 6).
Таблица 6.
Расчет налоговой нагрузки при общем
и специальном режимах налогообложения
Наименование показателя |
Система налогообложения | ||
общая |
упрощенная с объектом | ||
Д - Р |
Д | ||
Выручка от продаж без НДС |
2 955 593 |
2 955 593 |
2 955 593 |
НДС с продаж |
532 007 |
||
Расходы |
2 758 360 |
||
Себестоимость |
2 317 594 |
2 255 729 |
2 255 729 |
Налог на прибыль |
91 577 |
||
НДС, подлежащий уплате |
255 782 |
||
Налог на имущество |
4 828 |
||
Единый социальный налог |
171 025 |
||
Взносы в Пенсионный |
92 090 |
92 090 | |
Пособия по временной |
17 070 |
17 070 | |
Налоговая нагрузка |
44,72 |
19,82 |
28,83 |
Исходя из данных таблиц 5 и 6, можно сделать вывод о том, что ООО "Гарант" выгодно применять упрощенную систему налогообложения с объектом - доходы, уменьшенные на величину расходов.
Окончательный вывод о более выгодном режиме налогообложения можно сделать только после сравнения показателей чистой прибыли и рентабельности продаж.
Прибыль до налогообложения, рассчитанная в условиях применения упрощенной системы (П усн ), отличается от прибыли до налогообложения, исчисленной в общем режиме налогообложения (П), на суммы единого социального налога, налога на имущество, которые увеличивают прибыль до налогообложения в случае применения упрощенной системы, а также на суммы пособий по временной нетрудоспособности, страховых взносов в Пенсионный фонд, НДС по приобретаемым товарам, основным средствам и нематериальным активам, которые уменьшают прибыль до налогообложения в случае применения упрощенной системы.
Исходя из этого, чистая прибыль при общем режиме налогообложения может быть рассчитана по следующей формуле:
ЧП усн = П усн - ЕН = (П + ЕСН + НИ - СВ - ВН - НДС вх ) - ЕН, (5)
где ЧП усн - чистая прибыль при упрощенном режиме налогообложения;
П - прибыль (убыток) до налогообложения при общем режиме;
П усн - прибыль до налогообложения, исчисленная в условиях применения упрощенного режима;
ЕН - сумма единого налога при упрощенной системе;
НДС вх - сумма НДС по приобретаемым ценностям.
Если чистая прибыль субъекта, находящегося на общем режиме налогообложения, меньше чистой прибыли, рассчитанной для упрощенного режима, тогда экономическому субъекту выгодно переходить на упрощенный режим, то есть экономическая эффективность достигается при соблюдении неравенства:
ЧП < ЧП усн ,
П - НП < П + ЕСН + НИ - СВ - ВН - НДС вх - ЕН, (6)
где ЧП - чистая прибыль при общем режиме налогообложения;
НП - налог на прибыль организаций.
Математически преобразовывая данное неравенство, можно сделать вывод о том, что выполнение условия неравенства означает, что выигрыш от экономии на налогах является достаточно очевидным при выборе упрощенной системы налогообложения:
СВ + ВН + НДС вх + ЕН < НП + НИ + ЕСН. (7)
То есть сумма всех налогов, уплачиваемых при упрощенной системе налогообложения, должна быть меньше суммы налогов, уплачиваемых при общем режиме налогообложения.
Рентабельностью продаж в классическом понимании признается отношение прибыли от продаж к выручке. Однако для целей экономического обоснования выбора режима налогообложения показатель прибыли от продаж не является достаточным, поскольку к основным факторам его формирования не относятся такие налоги, как налог на имущество, налог на прибыль, единый налог в упрощенной системе. Только на основе чистой прибыли - конечного финансового результата можно оценить влияние налогов, финансируемых из разных источников. Исчисление рентабельности продаж на основе показателя чистой прибыли обеспечивает зависимость рентабельности продаж от налоговых расходов на 1 руб. продукции, а именно в снижении таких расходов и проявляется эффективность управления налогообложением. Рентабельность продаж рассчитывается при различных вариантах формирования стоимости реализуемой продукции в условиях применения упрощенной системы налогообложения.
В условиях общего режима рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
ЧП
Р = --,
В
где Р - коэффициент рентабельности продаж.
В условиях специального режима рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
ЧП усн
Р усн = -----.
В
Выгодность применения упрощенной системы определяется следующим условием:
ЧП усн
Р < -----.
В
Данное условие выполнимо, если при переходе на упрощенную систему у налогоплательщика возникает экономия по налогам.
Ситуация 2. Исходя из условия ситуации 1, можно произвести расчет по формуле (7):
92 090 + 17 070 + 255 782 + 29 585 < 91 577 + 4828 + 171 025.
364 942 > 267 430, то есть ООО "Гаранту" невыгодно применять упрощенную систему налогообложения. Это подтверждается и коэффициентом рентабельности продаж.
Показатель рентабельности определяется также в пределах самой упрощенной системы налогообложения при анализе выбора объекта. При расчете показателя рентабельности выгодность выбора объекта налогообложения зависит от следующих моментов.
1. Если расчетная рентабельность
составит более 40%, то в качестве
объекта налогообложения
Ситуация 3. Доходы ООО "Гарант" составили 1 500 000 руб., расходы - 750 000 руб.
Рентабельность составляет:
1 500 000 - 1 275 000
Р усн = --------------------- x 100% = 15%.
1 500 000
При объекте налогообложения "доходы" сумма налога составит:
1 500 000 руб. x 6% = 90 000 руб.
При объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" налогооблагаемая база исчисляется следующим образом:
(1 500 000 руб. - 750 000 руб.) x 15% = 112 500 руб.
2. Если показатель расчетной рентабельности составит менее 25%, то наиболее выгодно применять показатель "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Ситуация 4. Доходы ООО "Гарант" составили 1 500 000 руб., а расходы – 1 275 000. руб.
Рентабельность составляет:
1 500 000 - 1 275 000
Р усн = --------------------- x 100% = 15%.
1 500 000
При объекте налогообложения "доходы" сумма налога составит:
1 500 000 руб. x 6% = 90 000 руб.
При объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" налогооблагаемая база исчисляется следующим образом:
(1 500 000 руб. - 1 275 000 руб.) x 15% = 33 750 руб.
3. Если исчисленный показатель
рентабельности составляет
Ситуация 5. Доходы ООО "Гарант" составили 1 500 000 руб., а расходы – 1 050 000. руб. Взносы в Пенсионный фонд РФ перечислены в сумме 30 000 руб., выплата пособий по временной нетрудоспособности составила 22 500 руб.
Рентабельность составляет:
1 500 000 - 1 050 000
Р усн = --------------------- x 100% = 30%.
1 500 000
Для определения более выгодного показателя по исчислению объекта налогообложения ООО "Гарант" производит следующие расчеты:
1) по объекту налогообложения "доходы" сумма налога составит:
1 500 000 руб. x 6% = 90 000 руб.;
2) по объекту налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" налог должен быть уплачен в сумме:
(1 500 000 руб. - 1 050 000 руб.) x 15% = 67 500 руб.;
3) в обоих случаях необходимо
учесть сумму взносов в
4) сумма налога от показателя "доходы" составит:
90 000 руб. x 50% = 45 000 руб.
45 000 руб. < 52 500 руб., следовательно, в бюджет уплачивается 45 000 руб.;
5) сумма налога от показателя "доходы, уменьшенные на величину расходов" составит:
(1 500 000 руб. - 1 050 000 руб.) x 15% = 67 500 руб.
Если организация, ведущая торговую деятельность, предполагает, что полученные доходы и произведенные расходы равновелики, а соответственно, и сумма налога будет равновелика как при объекте налогообложения в виде доходов, так и при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, выбор объекта налогообложения осуществляется следующим образом:
1) составляется равенство
исчисленных сумм налога при
разных объектах
Д x 6% (Д - Р) x 15%
------ = -------------, (11)
100% 100%
где Д - полученные организацией или индивидуальным предпринимателем доходы;
Р - произведенные организацией или индивидуальным предпринимателем расходы;
2) решается уравнение:
6Д = 15Д - 15Р, -> 9Д = 15Р, --> - = -, --> - = 0,6, то есть
если расходы составляют 60% доходов, то приемлемым является объект налогообложения как в виде доходов, так и в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
В настоящее время переход на упрощенную систему налогообложения более выгоден для организаций, чем для индивидуальных предпринимателей, поскольку организации, в отличие от индивидуальных предпринимателей, не уплачивают налог на прибыль (24%, с 2009 г. 20% изм. в НК РФ), налог на имущество (2,2%) и единый социальный налог (26%), а индивидуальные предприниматели не уплачивают налог на доходы физических лиц (13%), но уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Определение перспектив применения упрощенной системы налогообложения также должно опираться на результаты маркетингового анализа. С помощью маркетинга можно определить, насколько чувствителен спрос к изменению цены, а затем использовать эту взаимосвязь при корректировании ценовой политики в условиях упрощенной системы.
Таким образом, проанализировав размер налоговой нагрузки по данным за предыдущие налоговые периоды (или на основании прогнозных значений) и влияние иных факторов, можно принять оптимальное решение по выбору налогового режима для организации.
3.3 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. Перспективы развития
С 2008 г. вступили в силу определенные изменения, внесенные в НК РФ, в том числе в гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения". Традиционно поправки, вносимые в эту главу, - безусловный плюс для налогоплательщика: то перечень расходов увеличат, то какую-нибудь неточность исправят. Итак, подробно рассмотрим нововведения применительно к налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям.
Благодаря изменениям, внесенным в п. п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, разрешилась спорная ситуация с НДС. Теперь четко установлено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются плательщиками НДС по операциям, осуществляемым в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом, как того требует ст. 174.1 НК РФ. Таким образом, лицо, ведущее общие дела простого товарищества, или доверительный управляющий обязаны выставлять счета-фактуры (естественно, в рамках соответствующих договоров) и вправе воспользоваться вычетом по НДС. При этом не имеет значения, кто из участников договора простого товарищества или доверительного управления находится на упрощенной системе налогообложения.