Использование средств автоматизации для расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных
налогов в налоговых системах всех стран – налога на доходы физических лиц,
раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро
развивающейся налоговой системе России.
Проведен сравнительный анализ роли указанного налога в зарубежных и
отечественной налоговых системах.
Представлена статистика налоговых и неналоговых поступлений в бюджетной
системе РФ и место налога на доходы физических лиц среди налоговых
поступлений.

Содержание работы

Введение............................3

Глава 1. Гносеологические корни российского подоходного
налогообложения
1.1. История налога на доходы физических лиц в России и
сравнительная характеристика налога с зарубежным
подоходным налогообложением.............. .4
1.2. Теоретические основы налога на доходы физических лиц...............8
1.3. Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства.............15
Глава 2. Характеристика основных элементов современного
налога на доходы физических лиц
2.1. Плательщики налога на доходы физических лиц.... .25
2.2. Объект налогообложения и различные ставки налога.
Налоговая база....................26
2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению........56
2.4. Способы и порядок уплаты налога на доходы
физических лиц.......................68
2.5. Налоговый учет и отчетность..............72
Глава 3. Использование средств автоматизации для расчетов с
бюджетом по налогу на доходы физических лиц
3.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel................77
3.2. Оценка существующих программных продуктов для
решения задач финансового учета и анализа расчетов
по налогу.
Заключение........................... ..91
Список литературы........................ .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 947.50 Кб (Скачать файл)

земли», и среди этих доходов наиболее подходящий для налогообложения – налог

с капитала и земельная рента застроенных участков. Давид Рикардо (1772-1823)

утверждал, что налоги составляют долю правительства в продукте земли и труда

и уплачиваются , в конечном счете, с капитала или дохода.

В своей теории К. Маркс (1818-1883) утверждал , что основа появления дохода

заключена в прибавочной стоимости, которую создает живой труд, а значит

результаты труда должны принадлежать тем, кто трудится. Налоги же

воспринимались как средство угнетения трудящихся. В. Лениным (1870-1924),

последовательным учеником и главным проводником идей марксизма, особой

критике подвергались косвенные налоги. Практика насаждения жесткой модели

государственного управления экономикой при социализме в СССР, где

отсутствовала  налоговая система, игнорировалась передовая экономическая

мысль, частный интерес, т.е. объективные экономические, психологические

факторы процесса производства и распределения,  постепенно привела к

искажению не только политической экономии Маркса, но и к крушению всей

идеологии марксизма-ленинизма.

Маржиналисты внесли свой вклад в теорию ценообразования на основе теории

предельной полезности. Они занимались изучением равновесия на рынке,

подключая математический анализ. Так, стоящие у истоков теории маржинализма,

У.С. Джевонс (1832-1882) и К. Менгер (1840-1921) провозглашают главный тезис:

«Стоимость возникает из предельной полезности, а не из издержек

производства». Л.Вальрас (1834-1910) и Д.Б. Кларк (1847-1938) переносят

теорию предельной полезности на макроуровень, они проводят анализ

национального дохода и бюджета. Основной тезис у них: «Распределение

национального дохода между факторами производства должно соответствовать

справедливости». Стюарт определяет место  налогов в теории маржиналистов.

Выводы маржиналистов о том, что предельная полезность дохода определенного

лица снижается по мере роста его дохода, привела Стюарта к тому, что принцип

сокращения полезности дохода позволяет обосновать  целесообразность

прогрессивного налогообложения. Он не просто отстаивает, но приводит расчеты

необходимого минимума дохода, который не должен облагаться налогом.

(Прообраз современной шкалы налогообложения).

В теории благосостояния Виксель впервые предпринял попытку комплексного

рассмотрения налогов как способа финансирования. Наиболее важным принципом

является то, что необходимо добиваться равенства между стоимостью и ее

эквивалентом, т.е. средства, изъятые у населения в виде налогов, должны

возвращаться населению в виде услуг. Он был противником налогов на расходы,

коими в большей степени являются косвенные налоги, позволяющие имущим классам

уклоняться  от их уплаты. Его последователь Линдаль писал: «В руках

государства налоги являются важным средством удовлетворения человеческих

потребностей. с их помощью можно изменить отношения частной собственности.

Налоги являются ценой за государственные услуги.». Экономику благосостояния

англичанин Пигу рассматривает с точки зрения влияния экономической фискальной

и социальной политики на национальный доход и его распределение. Государство

должно обеспечить такое положение, чтобы взимаемые налоги были одинаковы для

лиц живущих в одинаковых условиях. Он считал, что подоходный налог является

дискриминационным, так как подоходным налогом облагаются сбережения, а это

влечет за собой  откладывание  удовольствия, жертву. Им разработана система

льгот. По-разному должны облагаться доходы, полученные из разных источников.

Налог на трудовые доходы должен быть таким, чтобы стимулировать труд.

Основной идеей неоклассической теории Дж.М.Кейнса (1883-1946), изложенной в

начале 20 века в работе « Общая теория занятости, процента и денег», является

государственное регулирование экономикой в определенных ситуациях, когда

рыночные регуляторы перестают выполнять свою роль. Государство может

способствовать соответствию между платежеспособным спросом и объемом

производства посредством увеличения или уменьшения государственных расходов,

регулирования ссудного процента и через налоговую систему. Изменение нормы

процента и налоговой политики могут вызывать перемены склонности к

потреблению. Одним из важных условий является зависимость экономического

роста от достаточных сбережений только в условиях полной занятости. Если

полная занятость отсутствует, то большие сбережения мешают экономическому

росту. Поэтому излишние сбережения  необходимо изъять при помощи налогов и

направить на инвестиции. Таким образом, в неоклассической теории Кейнса

впервые обоснована регулирующая функция налогов за счет прогрессивного

налогообложения.

В рамках неолиберальной теории монетаризма, как альтернативы кейнсианству,

ярким представителем которой в 50-60 годах 20 века был М.Фридмен, допустима

«естественная норма безработицы» за счет постоянного и стабильного роста

количества денег  в обращении в размере 3-4 % в год независимо от состояния

конъюнктуры, налоги должны быть уменьшены. Существует, согласно Лаферу,

зависимость массы собранных налогов в государстве от процентного уровня

изъятий полученного дохода через налоговую систему, при которой максимум

изъятий находится на уровне 30-40% доходов. С увеличением изъятий прибыли

бизнес сворачивается, либо уходит в тень, после чего восстановить даже

прежний уровень собранных налогов на основе старой законодательной базы

невозможно: кто научился не платить 40%, не заплатит и 10% после простого

снижения процентной ставки без дополнительных законодательных ухищрений

властей.

Современная теория налогов предполагает для эффективного функционирования

налоговой системы соблюдение следующих основополагающих принципов

налогообложения:

-         принципа справедливости, т.е.  всеобщности обложения и

равномерности распределения между гражданами в зависимости от их дохода;

-         принципа определенности, т.е. сумма, способ и средство платежа

должны быть заблаговременно известны налогоплательщику;

-         принципа удобности, т.е. налог должен взиматься в то время и тем

способом, который наиболее удобен налогоплательщику;

-         принципа экономии, т.е. система налогообложения должна быть

наиболее рациональной, иметь минимальные издержки своего функционирования

-         принципа недопущения двойного налогообложения.

Характеристика основных элементов современного налога на доходы физических

лиц, взимаемого в РФ,  дана ниже в Главе 4.

                                                        

ГЛАВА 3

 

           ИСТОРИЯ  НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ И          

     СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА С ЗАРУБЕЖНЫМ ПОДОХОДНЫМ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ

Впервые в истории России  подоходный налог (прежнее название налога на доходы

физических лиц) был установлен в начале 1916 г. и должен был быть введен в

действие  с 1917 г. Но февральская, а затем и октябрьская революции отменили

ранее принятые законы.

Таким образом, закон о подоходном налоге от 06.04.16 г. так и не вступил в

действие.

В годы советской власти в доходах государственного бюджета страны,

включавшего в себя бюджеты всех уровней власти,  поступления подоходного

налога составляли не более 5-6 процентов. Единственным предназначением этого

налога в то время, пожалуй, являлось перераспределение доходов лиц, не

относящихся к категории рабочих и служащих. Например, кустарей и

ремесленников облагали по ставке в 81%, по гонорарам деятелей науки и

искусства облагали по ставке в 69%, против плоских ставок трудящихся, которые

в разное время колебались от 8 до 13%.

Основы современного подоходного налогообложения заложены в законе РФ от

07.12.91. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», действовавшим с

разными поправками с 01.01.92 г. до принятия части второй налогового кодекса

(НК) и подписания ее Президентом РФ  05.08.2000 г. Изложенный в главе 23 НК

налог на доходы физических лиц уже за истекшие три года претерпевал

существенные изменения, в частности, в обложении доходов в виде дивидендов с

имущественных прав (ставка налогообложения изменилась с 35 до 6%). По мере

активного строительства налоговой системы современной России возможны и

дальнейшие изменения в порядке взимания этого налога.

Этот налог был создан на основе опыта  его взимания в разных странах мира,

так как своего опыта по сути дела не было.

Почти во всех странах базой для исчисления налога является совокупный годовой

доход, в который засчитываются доходы от разных источников. Обычно в

налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные

выплаты, доплаты, премиальные и другие вознаграждения. В последнее время

развитые страны включают в налоговую базу льготы и блага в товарно-

материальной форме в виде привилегий на право пользования какими-либо

объектами. В Австралии и Новой Зеландии в налоговую базу включаются

предоставление компанией безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа

по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и т.д. Налогом облагаются

условные доходы от владения домом, в котором проживают налогоплательщик и его

семья (в скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.),

пенсии во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР, кроме Турции), выплаты по безработице (в Австралии, Люксембурге,

Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).

В мировой практике ставки подоходного налога, как правило, построены по

сложной прогрессии.

В последние годы в мировой практике налогообложения происходит снижение

максимальных и минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по

определенной ставке.

Например, в США до 80-х годов действовало 25 различных групп обложения

налогом по ставкам от 14 до 70%. В настоящее время действуют только две

ставки - 15 и 39,6%, в Великобритании тоже две - 25 и 40%.

В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок подоходного налога

для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты труда рабочих и

служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю начиная с

101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть от 0,28

до 9,8%, а далее с сумм, превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц имелось

7 ставок - от 13 до 60%.

За время действия Закона РФ "О подоходном налоге" была одна шкала

прогрессивных ставок, которая за период 1992-2000 годов менялась 9 раз. При

этих изменениях минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная

устанавливалась в размере  45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до

максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.

В странах Европы и Америки основным вычетом из совокупного дохода является не

облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот

постулат вытекает из принципа обложения налогом "чистого" дохода, то есть не

должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на

поддержание здоровья и жизнедеятельности граждан.

Особенностью этих скидок является то, что они определяются в фиксированных

абсолютных суммах или в процентах от дохода. Их величина не связана с какими-

либо фактическими расходами налогоплательщика.

В мировой практике применяются и другие вычеты и скидки, связанные с

расходами налогоплательщиков на цели, определенные законодательством.

Например, почти во всех странах предоставляются вычеты, связанные с расходами

на детей.

Таким образом, стандартные вычеты в суммах 3000 руб., 500 руб. и 400 руб.,

применяемые в российском налоговом законодательстве, представляют собой не

облагаемый налогом минимум доходов для определенных социальных групп граждан

и не в полной мере отвечают мировой практике ни по их размерам, ни по кругу

налогоплательщиков, которому они предоставляются. Это вынужденная мера, так

как наша экономика только начинает перестраиваться в рыночную, и уровень

жизни россиянина намного ниже, чем в странах Европы и Америки.

Кроме этих вычетов, стандартный вычет в сумме 300 руб. в месяц

предоставляется каждому налогоплательщику, на обеспечении которого находятся

дети, на каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы

обучения до 24 лет до месяца, в котором сумма дохода налогоплательщика

превысит 20 000 руб., после чего вычет не предоставляется.

Таким образом, в НК РФ заложены  принципы стандартных вычетов, по сути, но не

по размерам, почти соответствующие мировой практике.

Во многих странах суммы благотворительных взносов исключаются из налоговой

базы. Например, благотворительные взносы исключаются из налоговой базы

полностью - в Австрии, Греции, Норвегии, определенный предел для них

установлен в Канаде, Бельгии, Франции и других странах. Имеется определенный

"потолок" в предоставлении налоговой скидки по расходам на медицинские цели в

Финляндии и Японии, а в Германии и Греции они предусмотрены в полном объеме.

Похожая норма есть и в НК РФ.

Вместе с тем по данным фонда "Общественное мнение", 58% россиян считают

действующую в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно

зарабатывающим свои деньги.

Из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная плата одного

работника лишь в двух странах - Греции и Португалии - составляет 10 000

долл., а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату - 35

000-40 000 долл. выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В России эта

сумма достигает 1260 долл. Приведенные данные показывают, что жизненный

Информация о работе Использование средств автоматизации для расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц