Использование средств автоматизации для расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных
налогов в налоговых системах всех стран – налога на доходы физических лиц,
раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро
развивающейся налоговой системе России.
Проведен сравнительный анализ роли указанного налога в зарубежных и
отечественной налоговых системах.
Представлена статистика налоговых и неналоговых поступлений в бюджетной
системе РФ и место налога на доходы физических лиц среди налоговых
поступлений.

Содержание работы

Введение............................3

Глава 1. Гносеологические корни российского подоходного
налогообложения
1.1. История налога на доходы физических лиц в России и
сравнительная характеристика налога с зарубежным
подоходным налогообложением.............. .4
1.2. Теоретические основы налога на доходы физических лиц...............8
1.3. Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства.............15
Глава 2. Характеристика основных элементов современного
налога на доходы физических лиц
2.1. Плательщики налога на доходы физических лиц.... .25
2.2. Объект налогообложения и различные ставки налога.
Налоговая база....................26
2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению........56
2.4. Способы и порядок уплаты налога на доходы
физических лиц.......................68
2.5. Налоговый учет и отчетность..............72
Глава 3. Использование средств автоматизации для расчетов с
бюджетом по налогу на доходы физических лиц
3.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel................77
3.2. Оценка существующих программных продуктов для
решения задач финансового учета и анализа расчетов
по налогу.
Заключение........................... ..91
Список литературы........................ .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 947.50 Кб (Скачать файл)

согласно ст.435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким

конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает

намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с

адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать

существенные условия договора.

Акцептом согласно ст.438 ГК РФ признается ответ лица, которому адресована

оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Статьей

433 ГК РФ определено, что договор признается заключенным в момент получения

лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Таким образом даже полученный гражданином по электронной почте от иностранной

фирмы и составленный на иностранном языке документ, в котором ему

предлагается на определенных условиях оказывать консультационные услуги

сотрудникам фирмы через сеть Интернет, признается в соответствии с указанными

нормами ГК РФ документом, подтверждающим факт принятия сторонами на себя

обязательств, возникших из данного договора, поскольку гражданин в свою

очередь принял оферту, о чем он также по электронной почте и уведомил

направившую ее сторону. Перечисляемые на основании договора иностранной

фирмой на валютный счет гражданина суммы вознаграждения за оказанные им

консультационные услуги являются объектом обложения налогом на доходы

физических лиц по ставке 13%.

В соответствии с п.2 ст.228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты

Российской Федерации, получающие доходы из источников, находящихся за

пределами Российской Федерации, обязаны самостоятельно исчислить суммы

налога, подлежащие уплате в бюджет, в порядке, установленном ст.225 НК РФ,

исходя из сумм таких доходов. Общая сумма налога, подлежащая уплате,

исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми

агентами при выплате налогоплательщику дохода. Кроме того, согласно п.3

данной статьи такие налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган

по месту своего учета (т.е. по месту жительства) соответствующую налоговую

декларацию.

Учитывая, что у указанных граждан сохраняется право на получение таких

доходов в течение всего отчетного налогового периода, налоговая декларация

представляется ими в сроки, предусмотренные п.1 ст.229 НК РФ, т.е. не позднее

30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения выплат до окончания налогового периода, которым

признается календарный год, согласно п.3 ст.229 НК РФ такие налогоплательщики

обязаны в пятидневный срок со дня прекращения выплат представить налоговую

декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. При

этом согласно п.3 ст.54 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу на

основе получаемых от организаций данных о выплаченных доходах и удержанных

суммах налога, а также данных собственного учета полученных доходов,

осуществляемого в произвольной форме.

В рассматриваемом случае подтверждающими документами, на основании которых

налогоплательщик должен вести собственный учет полученных доходов и исчислять

подлежащие уплате суммы налога на доходы физических лиц, а также

декларировать полученные им доходы, являются: договор об оказании услуг с

переводом на русский язык, выписки банка о совершаемых по счету клиента

операциях, в частности операциях по оприходованию поступающих от иностранной

фирмы на счет клиента денежных средств, а также справка с переводом на

русский язык от иностранной фирмы - источника, выплатившего доходы, о таких

доходах.

Для налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания

услуг) по договорам гражданско-правового характера, ст.221 НК РФ

предусмотрено право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме

фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов,

непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 16.02.95 г. N 15-ФЗ "О связи"

под услугами связи понимается продукт деятельности по приему, обработке,

передаче и доставке, в частности, сообщений электросвязи, которой является

всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений,

звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам.

Поскольку Интернет-услуги как услуги по доставке письменного текста,

изображений по проводной электромагнитной системе полностью отвечают

определенным этим Законом критериям, расходы, связанные с использованием

Интернета, являются расходами по оплате услуг электрической связи. Вместе с

тем, учитывая, что пользователи сети Интернет имеют возможность осуществлять

сбор разнообразной и необходимой им информации, расходы на Интернет-услуги

могут рассматриваться как расходы по оплате услуг информационных систем.

Таким образом, налогоплательщик, получающий в соответствии с договором доходы

от оказания консультационных услуг через сеть Интернет, вправе учесть в

составе профессиональных налоговых вычетов затраты по оплате услуг оператора

(провайдера) сети Интернет-компании, занимающейся подключением к сети.

Оператор (провайдер) фиксирует время работы пользователя в Интернете и

ежемесячно направляет ему счет-фактуру и акт об оказании услуг. На основании

указанных документов налогоплательщику и следует учитывать понесенные расходы

в части оплаты стоимости Интернет-услуг хостинга, т.е. времени пользования

услугами связи, фактически затраченного на работу с сотрудниками иностранной

фирмы, а также оплаты стоимости времени, необходимого для пользования

услугами информационных систем.

Кроме того, в составе профессиональных налоговых вычетов налогоплательщика

могут учитываться расходы, связанные с приобретением права на использование

программного обеспечения, а также расходы на обновление имеющихся у

пользователя программ, затраты на приобретение специальной литературы по

вопросам, связанным с профессиональной деятельностью налогоплательщика, и

другие необходимые расходы при условии документального подтверждения того,

что они произведены в целях оказания услуг, предусмотренных договором.

В данном случае профессиональные налоговые вычеты предоставляются

налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче им налоговой

декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Рассмотрев пример предоставления Интернет- услуг налогоплательщиком с

применением профессионального налогового вычета, величину налога на доходы

физических лиц (НДФЛ) можно представить в следующем  общем виде:

                                                                           

    

    

     НБi  – налоговая   база  по ставке i для соответствующих этой ставке доходов

     НБj – налоговая  база  по основной ставке j=13% для

соответствующих этой ставке доходов

     НВj – налоговые вычеты, применяемые к налоговой базе для

доходов по основной ставке j = 13%

     i – не основные ставки налога, равные 6, 30, 35%, применяемые к

соответствующим этим ставкам доходам.

     j  –   основная ставка налога, равная 13 %

     к –  вид вычета, применяемого к доходам, облагаемым по основной ставке.

Налоговый период по налогу на доходы физических лиц, согласно пункту 1 статьи

55 НК РФ, составляет календарный год.

Общая сумма налога, которую налогоплательщик должен уплатить по итогам

налогового периода, определяется как сумма налогов, исчисленных по разным

налоговым ставкам применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата

фактического получения которых относится к отчетному календарному году.

Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в

рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ),

установленного на дату фактического получения доходов.

     Определение налоговой базы по доходам, полученным  по договорам страхования и

негосударственного пенсионного обеспечения. В соответствии со ст.11 Закона

РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской

Федерации" (далее - Закон N 4015-1) страховым взносом является плата за

страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с

договором страхования или законом.

По общему правилу, подлежат налогообложению суммы страховых (пенсионных)

взносов, если эти суммы вносятся за счет физических лиц из средств

организаций или иных работодателей.

Однако из этого правила предусмотрены следующие исключения.

Суммы страховых взносов, уплаченные работодателями за своих работников в

обязательном порядке в соответствии с действующим законодательством, не

учитываются при определении налоговой базы. Не учитываются также суммы

страховых взносов, уплаченные за счет средств организаций или иных

работодателей по договорам добровольного страхования, предусматривающим

выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и

(или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц

при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.

В случае заключения работодателями договоров добровольного пенсионного

страхования (договора о добровольном негосударственном пенсионном

обеспечении) страховые (пенсионные) взносы не подлежат налогообложению при

условии, что их общая сумма не превысит 2000 руб. в год на одного работника.

При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.18 Федерального

закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового

кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные

акты Российской Федерации о налогах" абзац третий п.5 ст.213 НК РФ вводится в

действие с 1 января 2002 года. До этой даты при определении налоговой базы

для налога на доходы физических лиц учитывались суммы страховых (пенсионных)

взносов в части сумм, превышающих 10 000 руб. на одного работника.

В случае оплаты за счет средств организации или иных работодателей страховых

взносов по договорам добровольного пенсионного страхования с 1 января 2001

года в размерах, превышающих 10 000 руб. в год на одного застрахованного, а с

1 января 2002 года - в размерах, превышающих 2000 руб. в год на одного

застрахованного (участника фонда), возникающая в виде разницы налоговая база

подлежит налогообложению по ставке 13%.

     Определение налоговой базы по договорам личного страхования и договорам

негосударственного пенсионного обеспечения. Для целей налогообложения

доходов по договорам личного страхования и негосударственного пенсионного

обеспечения можно выделить три группы доходов:

1) доходы по договорам обязательного и добровольного долгосрочного

страхования (на срок не менее пяти лет);

2) доходы по договорам добровольного краткосрочного страхования (на срок

менее пяти лет);

3) доходы по договорам долгосрочного страхования в случае досрочного

прекращения.

При определении налоговой базы по обязательному и добровольному долгосрочному

страхованию не учитываются следующие виды доходов:

а) доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением

соответствующих страховых случаев:

- по обязательному личному страхованию;

- по страхованию, осуществляемому в порядке, установленном действующим

законодательством.

В соответствии со ст.927 и 935 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК

РФ) и ст.3 Закона N 4015-1 обязательным является такое страхование,

обязанность по которому возложена законом на определенных лиц.

Например, в настоящее время законом предусмотрено обязательное страхование

жизни и здоровья, в частности следующих категорий граждан:

- военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и

начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации

(Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном

страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные

сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

Российской Федерации, сотрудников органов налоговой полиции, сотрудников

учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников

федеральных органов налоговой полиции");

- сотрудников таможенных органов (Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О

службе в таможенных органах Российской Федерации");

- судей (Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской

Федерации").

Обязательное страхование в Российской Федерации предусмотрено также

Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного

социального страхования", а также Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О

медицинском страховании граждан Российской Федерации";

б) доходы, полученные по добровольному долгосрочному (на срок не менее пяти

лет) страхованию жизни и в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских

расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) страхователей

или застрахованных лиц (долгосрочное страхование жизни).

В данном случае речь идет о разных видах личного страхования, если страховые

выплаты направлены на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, и

медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц;

в) доходы в виде страховых выплат по договорам добровольного пенсионного

страхования, заключенным со страховщиками, и (или) в виде выплат по договорам

добровольного пенсионного обеспечения, заключенным с негосударственными

пенсионными фондами в случае, если такие выплаты осуществляются при

наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством

Информация о работе Использование средств автоматизации для расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц