Использование средств автоматизации для расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных
налогов в налоговых системах всех стран – налога на доходы физических лиц,
раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро
развивающейся налоговой системе России.
Проведен сравнительный анализ роли указанного налога в зарубежных и
отечественной налоговых системах.
Представлена статистика налоговых и неналоговых поступлений в бюджетной
системе РФ и место налога на доходы физических лиц среди налоговых
поступлений.

Содержание работы

Введение............................3

Глава 1. Гносеологические корни российского подоходного
налогообложения
1.1. История налога на доходы физических лиц в России и
сравнительная характеристика налога с зарубежным
подоходным налогообложением.............. .4
1.2. Теоретические основы налога на доходы физических лиц...............8
1.3. Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе
государства.............15
Глава 2. Характеристика основных элементов современного
налога на доходы физических лиц
2.1. Плательщики налога на доходы физических лиц.... .25
2.2. Объект налогообложения и различные ставки налога.
Налоговая база....................26
2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению........56
2.4. Способы и порядок уплаты налога на доходы
физических лиц.......................68
2.5. Налоговый учет и отчетность..............72
Глава 3. Использование средств автоматизации для расчетов с
бюджетом по налогу на доходы физических лиц
3.1. Расчет налога на доходы физических лиц при помощи
программы Microsoft Excel................77
3.2. Оценка существующих программных продуктов для
решения задач финансового учета и анализа расчетов
по налогу.
Заключение........................... ..91
Список литературы........................ .

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 947.50 Кб (Скачать файл)


Введение............................3

 

Глава 1. Гносеологические корни российского подоходного

налогообложения

1.1.        История налога на доходы физических лиц в России и

сравнительная характеристика налога с зарубежным

подоходным налогообложением.............. .4

1.2.        Теоретические основы налога на доходы физических лиц...............8

1.3.        Место и роль налога на доходы физических лиц в бюджетной системе

государства.............15

Глава 2. Характеристика основных элементов современного

налога  на доходы физических лиц

2.1. Плательщики налога на доходы физических лиц....  .25

2.2. Объект налогообложения и различные ставки налога.

Налоговая база....................26

2.3. Доходы, не подлежащие налогообложению........56

2.4. Способы и порядок уплаты налога на доходы

физических лиц.......................68

2.5. Налоговый учет и отчетность..............72

Глава 3. Использование средств автоматизации для расчетов с

бюджетом по налогу на доходы физических лиц

3.1. Расчет   налога  на доходы физических лиц при помощи

программы Microsoft Excel................77

3.2. Оценка существующих программных продуктов для

решения задач финансового учета и анализа расчетов

по налогу.

Заключение........................... ..91

Список литературы........................ .

Приложение 1. Образцы документов налогового учета ... ..

a)    Образец заявления налоговому агенту на применение стандартных налоговых

вычетов..............

b)    Примерный образец договора займа..............

c)    Справка о доходах физического лица Форма 1-НДФЛ.....

d)    Налоговая карточка Форма 2-НДФЛ............

e)    Декларация по налогу на доходы физических лиц Форма

3-НДФЛ (лист 01  и  02)..................

f)      Декларация по налогу на доходы физических лиц Форма

4-НДФЛ (лист 01  и  02)..................

Приложение 2.Налоговое уведомление....................

Приложение 3. Пример программы-расчета НДФЛ по основной

ставке налогоплательщика-резидента РФ, имеющего дополнительный доход, помимо

основной работы, с учетом стандартных и социальных вычетов при помощи

программы Microsoft-Excel........................

    

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой настоящей работы является исследование одного из самых распространенных

налогов в налоговых системах всех стран – налога на доходы физических лиц,

раскрытие его истории развития, экономической сущности и назначения в быстро

развивающейся налоговой системе России.

Проведен сравнительный анализ роли указанного налога в зарубежных и

отечественной налоговых системах.

Представлена статистика налоговых и неналоговых поступлений в бюджетной

системе РФ и место налога на доходы физических лиц среди налоговых

поступлений.

Большое внимание уделено порядку расчета базы по налогу на доходы физических

лиц, как необходимому элементу налогового учета,  представлены примеры

заполнения документов налогового учета, как налоговых агентов, так и

налогоплательщиков на сквозном примере финансовой деятельности малого

предприятия.

Сделана попытка средствами программы Мicrosoft- Excel автоматизации расчетов

по налогу с последующей задачей использования разработанных программных

алгоритмов для более оперативного и правильного расчета (проверки расчетов)

всех платежей по налогу.

Представлен пример планирования бизнеса, автоматизации учета, как

бухгалтерского, так и налогового, в наиболее распространенной компьютерной

программе фирмы Microsoft Excel на примере небольшого малого предприятия на

начальном этапе его финансового планирования с оценкой рентабельности

предприятия до и после налогообложения.

В свете требований Министерства по налогам и сборам РФ по ведению с

01.01.2003 г. налогового учета  на предприятиях  всех форм собственности

проведена оценка возможных путей организации налогового учета. Представлены

особенности организации налогового учета по налогу на доходы физических лиц в

различных конфигурациях сравнительно нового программного продукта фирмы 1С:

Предприятие 7.7 и, в частности в компонентах 1С: Бухгалтерия 4.4 и 1С:

Зарплата + Кадры 2.3.

    

ГЛАВА 1

 

     МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно

оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой

налоговой системы в экономической жизни  государства.

Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы

или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются:

налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы

от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежом, доходы

государственного сектора в экономике и торговле. Расходная часть бюджета,

направляемая на социальные услуги (здравоохранение , образование, социальную

политику) хозяйственные нужды, развитие инфраструктуры, выполнение

государственных программ, дотации и субсидии отстающим секторам экономики и

субъектам хозяйствования, оборону, административную деятельность

государственного аппарата, не должна превышать доходную для безинфляционного

развития экономики.

    

 

 

 

Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени

зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей.

На Рис. 1 представлены параметры налоговых и неналоговых доходов, а также

расходов бюджета РФ в динамике с 1995 по 2002 год. Так как неналоговые

поступления бюджета даже в период становления новой российской экономики при

массовой продаже  государственной собственности были значительно меньше, чем

налоговые, а вначале 90-х годов дефицит бюджета покрывался за счет внешних

заимствований, то можно сделать вывод, что основой дальнейшего нормального

экономического развития нашей страны могут быть только налоговые поступления.

Так, в настоящее время неприватизированными в РФ из имевшихся ранее в

общественной собственности ресурсов, которые могли бы быть направлены при

продаже на пополнение доходной части бюджета, остались только земля, да

естественные монополии, да и те под различными предлогами уходят из под

контроля государства. Дальнейшее развитие и совершенствование налоговой

системы, то есть совокупности всех налогов и других платежей, форм и методов

их расчета и взимания, - единственный путь формирования  сбалансированного по

доходам и расходам бюджета и снижения государственного долга.

При этом важен четкий баланс между всеми функциями налоговой системы, как

фискальной (для формирования государственных доходов), так и регулирующей

(элемент государственного регулирования), социальной (сглаживание

имущественного неравенства между гражданами), стимулирующей, контрольной и

так далее. Ниже в главе 2 приведена полемика по составу функций налога в

налоговой системе государства, в частности многие считают, что она одна –

фискальная, по определению налога, но, несомненно, что в целом, налоговая

система в силу наличия различных налогов, то есть объектов обложения, и

дифференциации налоговых обязательств наличием различных элементов налога,

имеет множество функций, в частности, вышеперечисленных, по воздействию на

экономику.

Чрезвычайно высокие ставки налогов разгоняют маховик инфляции, тормозят

развитие деловой активности в результате ослабления экономических стимулов.

Все большее число предпринимателей пытаются скрыть доходы от налогообложения.

В итоге – ухудшение условий финансирования бюджетной сферы.

Эти причины являются основой налоговой реформы и формирования с 2001 года

сначала бездефицитного, а с 2002 г - профицитного бюджета.

Налоги по способу изъятия делятся на  прямые (подоходно-поимущественные) и

косвенные (на потребление). Преобладание в налоговой системе тех или иных

налогов характеризует благосостояние государства. Если платежи в бюджет от

косвенных налогов составляют более, чем 2/3, то этот факт является

свидетельством слабого экономического развития страны.

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, то есть он

установлен Налоговым Кодексом и обязателен к уплате на всей территории

страны.

Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части

консолидированного бюджета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей

сумме налоговых поступлений в бюджет составлял в 1999 году 13,2%, в 2000 году

- 12,1% и за 2001 год - 13,1%. Таким образом, он стабильно занимает четвертое

место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является

основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в

большей степени, местных бюджетов.

Стабилен и темп роста поступлений этих сумм в бюджет. Так, в вышеуказанные

годы темп роста составил 161,4, 148,8 и 149,2%, а в абсолютных суммах - 116,5

млрд руб., 174,2 млрд руб. и 255,5 млрд руб.

Указанную стабильность подтверждают и статистические данные поступлений по

налогу на доходы физических лиц по итогам 2002 года.

На диаграмме 1 представлена структура поступлений федеральных налогов и

сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2002 год.

Доля налога на доходы физических лиц составляет менее 15 %,  и если сравнить

этот показатель со структурой задолженности по налогу за указанный период

(Диаграмма 2), равной 0,5% от всей задолженности по налогам, то после подачи

налоговых деклараций по итогам года доля налога на доходы физических лиц в

консолидированном бюджете страны вряд ли превысит 14%.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, чрезвычайно низкое значение доли прямых налогов в

консолидированном бюджете свидетельствует о максимальной налоговой нагрузке

на потребление в нашей стране за счет косвенного налогообложения.

Чтобы окончательно уяснить место налога на доходы физических лиц, рассмотрим

представленные в таблице 1.1 данные по расщеплению основных федеральных

налогов и сборов между различными уровнями бюджетной системы Российской

Федерации в 2002 году.

                                                                Таблица 1

     Распределение налогов между  уровнями бюджетной системы РФ

    

ВИДЫ НАЛОГОВ

ЗАЧИСЛЕНИЕ В БЮДЖЕТЫ

(в процентах)

ОСНОВАНИЕ

Федер

Регион

Местн

№__-ФЗ от___

Федеральные налоги

Налог на добавлен стоимость

100

 

 

194-ФЗ 30.12.01

«О федеральном

бюджете на 2002

год»

Акцизы по ввозимым товарам

100

 

 

Этиловый спирт пищевой,спирт р-ры

50

50

 

Коньяк,вино,шампан, алк.напит,пиво

 

100

 

Табачные изделия, ювелирные изд-я

 

100

 

Легк авто, мотто, бензин, газ, диз,мас

100

 

 

Этиловый спирт не пищевой

100

 

 

Налог на доходы физических лиц

 

100

 

Единый социальный налог

100

 

 

Налог на прибыль организации

31,3

60,4

8,3

Налог с владельц транспотн средств

 

100

Налог с имущ в пор наследов и дарен

 

100

Плата за пользов водными объектам

 

100

Налог на добычу полезных ископаем

40

60

 

Добыча углеводородного сырья

80

20

 

Общераспространенные ПИ

 

100

 

Любые ПИ на континент шельфе

100

 

 

Налог на покупку иностр ден знаков

60

40

 

120-ФЗ 21.07.97

Использован наимен Россия, РФ

100

 

 

4737-ФЗ 02.04093

Налоги в составеРФ и налоги краев,областей, автономной области, автономных округов

Налог на имущество предприятий

 

Равными долями

2030-ФЗ 01.05.99

Налог с продаж

 

40

60

2118-1 ФЗ 27.12.91

Ед нал на вмен доход организаций

30

70

148-ФЗ 31.12.01

Ед нал на вмен доход предпинимател

 

100

 

Лесные подати в пред. миним .ставок

 

100

ПР МФ № 4 09.01.02

194-ФЗ 30.12.01

Лесные подати сверх миним .ставок

100

 

 

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

 

 

100

2003-1 09.12.99

Земельный налог за земли гор и пос

15

35

50

194-ФЗ 30.12.01

для Москвы и Санкт Петербурга

85

 

Земельный налог за сельхозугодия

Средние размеры налога с одного га пашни согласно приложению1 №1738-1 ФЗ

№1738-1 ФЗ 11.10.91 «О плате за землю»

Земельный налог на земли не сельхоз

 

 

100

Регистрационный сбор с предприним

 

 

100

2000-1 07.12.91

Целевые сборы с граждан предприят на благоустройство, образован и т.п

 

 

100

№ 2118-1 от 27.12.91 «Об основах налоговой системы РФ»,ст21

Налог на рекламу

 

 

100

Информация о работе Использование средств автоматизации для расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц