Хозяйственный учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Учет — это система наблюдения, измерения, регистрации фактов и явлений, связанных с какой-либо деятельностью.
Хозяйственный учет — это учет хозяйства или, другими словами, учет хозяйственной деятельности. Он занимает особое место в системе учета.

Файлы: 1 файл

Бухучет.doc

— 2.31 Мб (Скачать файл)

В зависимости от того, какими хозяйственными активами располагает  предприятие, и как они участвуют в производственном цикле предприятия, их классифицируют по составу и размещению.

По составу активы предприятия подразделяются на оборотные  и внеоборотные активы (рис. 1.6).

Оборотные активы — это средства, которые постоянно находятся в текущем процессе кругооборота средств и переходят из сферы производства в сферу обращения.

По размещению оборотные  активы делятся на активы, которые  используются:

  • в сфере производства — это предметы труда: материалы, сырье, комплектующие изделия, запасные части, топливо, инвентарь, инструменты и т. п. Эти средства, как правило, используются в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции;
  • сфере обращения — товары, готовая продукция на складах и отгруженная покупателю, денежные средства, ценные бумаги, средства в расчетах и т. п.

Внеоборотные активы — это дорогостоящие средства труда, которые используются не в одном, а в нескольких производственных циклах, а также имеют длительный срок использования (более одного года). К внеоборотным средствам относятся основные средства и нематериальные активы.

Основные средства — это средства труда, связанные с производством продукции, выполнением работ и услуг, которые служат в течение длительного времени и имеют стоимость более 10 тыс. р. за единицу. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, инструменты, автотранспорт, вычислительная техника и т. п. Основные средства постепенно по мере износа переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции в процессе начисления амортизации, они, как правило, не изменяют свою материальную форму в процессе эксплуатации.

Рис. 1.6. Состав хозяйственных средств предприятия

Нематериальные активы — это средства, которые не имеют материальной формы и физических свойств, но могут использоваться в течение длительного времени и приносить доход предприятию. К нематериальным активам относятся авторские права на интеллектуальную собственность, права на использование программ для ЭВМ, баз данных, патенты на изобретение и ноу-хау,

промышленные образцы, товарные марки  и знаки, деловая репутация фирмы  и т.п. Нематериальные активы, подобно основным средствам, постепенно переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции в виде амортизационных отчислений.

Основные средства и нематериальные активы так же, как и оборотные  активы, могут быть использованы:

  • в сфере производства — здания цехов, станки, вычислительная техника, промышленные образцы и т.п.;
  • сфере обращения — здания складов, автотранспорт, программы складского учета и т. п.

Основные средства и  нематериальные активы составляют производственную базу предприятия.  

 

Классификация источников образования хозяйственных средств

Все хозяйственные средства, которые  предприятие уже имеет или  собирается приобрести, были или могут  быть получены за счет каких-либо источников, собственных или заемных средств, например кредитов банка. Поэтому, в зависимости от того, каковы источники поступления хозяйственных средств, их подразделяют на собственные и привлеченные, т.е. заемные (рис. 1.7). По аналогии с хозяйственными средствами, которые называют активами, источники образования этих средств называют пассивами.

К собственным источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыль и резервы.

На предприятии могут быть образованы три вида капитала: уставный, резервный  и добавочный.

Уставный капитал является обязательным для всех предприятий. Он образуется за счет взносов учредителей, которые создают это предприятие, а для бюджетных организаций — за счет средств, выделенных из бюджета. Взносы учредителей могут быть внесены не только в виде денежных средств, но и в виде какого-либо имущества. Уставный капитал является первоначальным стартовым капиталом предприятия.

Резервный капитал обычно образуется за счет собственной прибыли предприятия. Он представляет собой своеобразный резерв предприятия и необходим для разного рода непредвиденных обстоятельств, например для покрытия убытков в результате аварий, стихийных бедствий и т.д.

Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества  предприятия при проведении операций, не связанных с производственной деятельностью. Средства добавочного капитала используются на увеличение уставного капитала или могут быть направлены на расчеты с учредителями.

Рис. 1.7. Состав источников образования хозяйственных средств

Прибыль — основной источник формирования собственных хозяйственных средств предприятия. Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов, направляется на пополнение хозяйственных средств, развитие производства, расчеты с учредителями и другие цели.

Резервы создаются на предприятии за счет прибыли или включения затрат в себестоимость готовой продукции. Резервы предназначаются для покрытия убытков, например при обесценении ценных бумаг, а также на проведение ремонта основных средств и т. п.

Заемные или, как их еще называют, привлеченные источники хозяйственных средств — это, прежде всего, краткосрочные и долгосрочные кредиты, предоставленные предприятию банками, или займы, полученные от юридических лиц, а также обязательства предприятия перед другими организациями или физическими лицами, например перед поставщиками, бюджетом, работниками предприятия и т.д.

 

Понятие и структура бухгалтерского счета

Если вы или ваши родители решили провести учет своих доходов и расходов, проанализировать, эффективно ли расходуются ваши средства, то возьмите лист бумаги, разделите его на две части, первую часть таблицы назовите приход, другую — расход. В течение месяца записывайте суммы различных видов доходов и расходов. К концу месяца подведите итоги, подсчитайте, сколько денег получено, сколько израсходовано и остаток денег на конец месяца.

Проведя анализ расходов, вы, может быть, придете к выводу, что некоторые траты были неэкономными. Если вам нужно собрать некоторую сумму денег, анализ расходов поможет вам понять, где можно сэкономить. Если возникнет необходимость вести подобный учет доходов и расходов в следующем месяце, то начните его вести с суммы остатка денег за предыдущий месяц.

Эти простейшие операции вносят элемент хозяйственного учета  в вашу жизнь. Практически так  же ведет учет своих средств каждое предприятие. Только записи поступления  и выбытия средств предприятие  ведет в специальных таблицах, которые называют бухгалтерскими счетами, и колонку приход называют дебет (Д), а колонку расход — кредит (К). В конце месяца рассчитывают сумму всех операций, которые прошли по дебету счета, ее называют оборотом по дебету (Од), итоговая сумма операций по кредиту счета даст оборот по кредиту (Ок). Остаток средств, который имеется на счете на начало месяца, называется сальдо начальное (Сн), остаток средств на конец месяца — сальдо конечное (Ск). При подсчете оборотов сальдо начальное не учитывается.

Схема бухгалтерского счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное, Сн

Оборот по дебету, Од

Оборот по кредиту, Ок

Сальдо конечное, Ск


В процессе деятельности предприятия происходит множество  различных хозяйственных процессов: поступают сырье и материалы, производится и реализуется продукция, начисляется и выдается зарплата и т. п. Чтобы правильно отразить в учете многочисленные хозяйственные операции, их группируют по однородным хозяйственным признакам. Для такой группировки используются бухгалтерские счета. Перечень всех счетов, которые применяются в бухгалтерском учете, их номера с 01 по 99, а также их названия приведены в типовом плане счетов.

В зависимости от того, учет каких средств ведется на бухгалтерских счетах, они делятся  на активные, пассивные и активно-пассивные  счета. Учет на бухгалтерских счетах ведется только в денежном выражении.  

Активные бухгалтерские счета

На активных бухгалтерских  счетах ведется учет движения активов  предприятия, т.е. наличия, поступления  и выбытия хозяйственных средств.

Схема активного счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  остаток (наличие) хозяйственных средств  на начало отчетного периода

 

 

Оборот по дебету —  сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение хозяйственных средств, в течение отчетного периода

Оборот по кредиту  — сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение хозяйственных средств, в течение отчетного периода

Сальдо конечное —  остаток хозяйственных средств  на конец отчетного периода

 

 

Активные счета имеют  следующие особенности:

  • на них отражается наличие и движение хозяйственных средств и имущества предприятия;
  • сальдо начальное всегда дебетовое и показывает наличие средств на начало отчетного периода;
  • обороты по дебету отражают получение средств;
  • обороты по кредиту показывают выбытие средств;
  • сальдо конечное всегда дебетовое и показывает остаток средств на конец отчетного периода.

Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:

Ск = Сн + Од - Ок

К основным активным счетам относятся:

01 — «Основные средства»;  
04 — «Нематериальные активы»;  
10 — «Материалы»;  
20 — «Основное производство»;  
43 — «Готовая продукция»;  
50 — «Касса»;  
51 — «Расчетные счета»;  
52 — «Валютные счета»;  
58 — «Финансовые вложения» (в акции и другие ценные бумаги).

Рассмотрим, как ведется  учет на активных счетах, на следующем  примере.

Пример 2.1. Ведение учета на активных счетах.

На начало месяца на складе предприятия находились различные  материалы на сумму 22000 р. В течение  месяца отражены следующие хозяйственные  операции, связанные с движением  материалов:

Содержание операции

Сумма, р.

1 . Получены материалы от учредителей

10000

2. Списаны материалы  в производство

15000

3. Поступили материалы  от поставщиков

42000

4. Получены материалы  безвозмездно

7000

5. Возвращены бракованные  материалы поставщику

3000

6. Продан излишек материалов

8000


Задание. Оформить активный счет 10 «Материалы», подсчитать обороты по дебету, кредиту и сальдо на конец месяца.

В дебет счета 10 «Материалы»  заносим стоимость материалов на начало месяца (Сн). Далее разносим в дебет и кредит операции, связанные с движением материалов. Записываем номер операции и сумму в дебет счета 10, если операция отражает поступление материалов, или в кредит счета, если в операции происходит выбытие материалов. Затем подсчитываем оборот по дебету как сумму всех операций по поступлению материалов и оборот по кредиту как сумму операций, связанных с выбытием материалов. Далее вычисляем сальдо конечное.

Счет 10 «Материалы»

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие материалов на складе на начало месяца  
Сн = 22000

 

 

Оборот по дебету — получение материалов на склад

1) 10000  
3) 42000 
4) 7000

Оборот по кредиту  — выбытие материалов со склада

2) 15000  
5) 3000  
6) 8000

Од = 59 000

Ок = 26000

Сальдо конечное —  наличие материалов на складе на конец  месяца 
Ск = 22000 + 59000 - 26000 = 55000

 

 

 

Пассивные бухгалтерские счета

На пассивных бухгалтерских  счетах ведется учет источников образования  хозяйственных средств. По аналогии с активными счетами можно  сказать, что на пассивных счетах ведется учет движения пассивов предприятия. К основным пассивам или источникам образования хозяйственных средств относятся все виды капитала, прибыли и обязательств предприятия.

Можно дать следующую  характеристику пассивному счету:

  • на пассивных счетах ведется учет источников образования хозяйственных средств предприятия, т.е. капитала и обязательств (задолженности) предприятия;
  • сальдо начальное всегда кредитовое и показывает величину капитала или наличие обязательств предприятия на начало отчетного периода;
  • обороты по дебету показывают уменьшение капитала или обязательств предприятия;
  • обороты по кредиту показывают увеличение капитала или обязательств предприятия;
  • сальдо конечное всегда кредитовое и показывает величину капитала или обязательств предприятия на конец отчетного периода.

Сальдо конечное рассчитывается по следующей формуле:

Ск = Сн + Ок - Од

Схема пассивного счета

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  остаток источников образования  хозяйственных средств на начало отчетного периода

Оборот по дебету —  сумма хозяйственных операций, вызывающих уменьшение источников образования хозяйственных средств, в течение отчетного периода

Оборот по кредиту  — сумма хозяйственных операций, вызывающих увеличение источников образования  хозяйственных средств, в течение  отчетного периода

 

 

Сальдо конечное —  остаток источников образования хозяйственных средств на конец отчетного периода


К основным пассивным  счетам относятся: 80 — «Уставный  капитал»;

82 — «Резервный капитал»;  
83 — «Добавочный капитал»; 
99 — «Прибыли и убытки»;  
66 — «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;  
67 — «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»; 
60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;  
68 — «Расчеты по налогам и сборам»;  
69 — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;  
70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда». Рассмотрим, как ведется учет на пассивных счетах, на следующем примере.

Пример 2.2. Ведение учета на пассивных счетах.

На начало месяца предприятие  имеет задолженность банку за кредит 80000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с кредитованием предприятия:

Содержание операции

Сумма, р.

1. Погашена часть кредита

50000

2. Полностью погашена  задолженность за кредит

30000

3. В конце месяца  получен очередной кредит банка

100000


Задание. Оформить пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам»

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  наличие задолженности за кредит на начало месяца  
Сн = 80000

Оборот по дебету —  уменьшение задолженности

1) 50000  
2) 30000

Оборот по кредиту  — увеличение задолженности 

3) 100000

Од= 80000

Ок = 100000

 

 

Сальдо конечное —  наличие задолженности за кредит на конец месяца 
Ск = 80000 + 100000 - 80000 = 100000


 

Учет расчетов по обязательствам

Обязательства — это привлеченные средства в виде задолженности предприятия, которые возникают в процессе расчетов с другими юридическими и физическими лицами и временно находятся в распоряжении предприятия. Чаще всего предприятие имеет задолженности перед бюджетом по уплате налогов, поставщиками за полученные, но еще не оплаченные средства, работниками предприятия по выплате заработной платы и т.д.

Каждое предприятие  покупает различные материалы и  средства, продает свою продукцию. Тех, с кем имеет дело предприятие, покупая и продавая средства, принято делить на поставщиков и покупателей. Расчеты с поставщиками ведут на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Учет расчетов с покупателями ведется на активном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поставщиками считают не только тех, кто поставляет товарно-материальные ценности, но и тех, кто выполняет работы, оказывает предприятию услуги, например услуги связи и т.д.

Р а с ч е т  ы   с   п о с т а в щ и к а м и  в основном проводятся безналичным путем. Безналичные расчеты — это перевод денег с расчетного счета одного предприятия на расчетный счет другого предприятия. Эту операцию выполняют банки, и она, как правило, занимает несколько дней. Поэтому операции приобретения средств у поставщиков обычно проходят в два этапа:

  • получены средства от поставщиков и предъявлен счет на их оплату — в этом случае появляется задолженность перед поставщиками по оплате полученных средств, которую отражают на кредите счета 60;
  • оплачен счет за полученные средства — после того как деньги поступят на расчетный счет поставщика, будет погашена задолженность, что отражают на дебете счета 60.

При этом возможно, что  сначала производится оплата, а затем  получение средств. Рассмотрим на примере, как отражаются на счете 60 расчеты  с поставщиками.

Пример 2.3. Ведение учета расчетов с поставщиками.

На начало месяца предприятие  имеет задолженность поставщикам 16000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции:

Содержание операции

Сумма, р.

1. Получена вычислительная  техника от поставщика

15000

2. Погашена частично  задолженность поставщикам

6000

3. Оплачен счет за  вычислительную технику

15000

4. Полностью погашена  задолженность поставщикам

10000

5. От поставщика получено  оборудование

34000


Задание. Оформить пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  наличие задолженности поставщикам  на начало месяца  
Сн= 16000

Оборот по дебету —  уменьшение задолженности

2) 6000  
3) 15000  
4) 10000

Оборот по кредиту  — увеличение задолженности 

1) 15000 
5) 34000

Од = 31000

Ок = 49000

 

 

Сальдо конечное —  наличие задолженности поставщикам  на конец месяца 
Ск= 16000 + 49000 - 31000 = 34000


Н а ч и с л  е н и е  з а р а б о т н о й   п л а т ы, т.е. ее расчет, производится за отработанное время. С того момента как начислены заработная плата, аванс, отпускные, больничный лист и до момента их выплаты, появляется задолженность предприятия перед работниками по оплате труда, которую отражают на кредите счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Выплата перечисленного выше показывает, что задолженность по оплате труда погашена.

Выплату заработной платы  производят, как правило, из кассы  наличными деньгами, что отражают по дебету счета 70. Наличные деньги поступают в кассу предприятия с расчетного счета и хранятся там в течение нескольких дней. Из кассы деньги выдают на заработную плату, командировочные расходы и для наличной оплаты счетов на небольшие суммы.

Рассмотрим на примере, как ведется учет обязательств по оплате труда.

Пример 2.4. Ведение учета обязательств по оплате труда.

На начало месяца предприятие  имеет задолженность по оплате труда 26 000 р. (начислена премия). В течение  месяца отражены следующие хозяйственные операции:

Содержание операции

Сумма, р.

1 . Из кассы выдана  премия

22000

2. Начислена заработная  плата персоналу

55000

3. Начислены отпускные

8000

4. Выдана заработная  плата

50000

5. Погашена задолженность  по оплате труда

2000


Задание. Оформить пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дебет

Кредит

 

 

Сальдо начальное —  наличие задолженности по оплате труда на начало месяца 
Сн = 26000

Оборот по дебету — уменьшение задолженности

1) 22000  
4) 50000  
5) 2000

Оборот по кредиту  — увеличение задолженности

2) 55000  
3) 8000

Од = 74000

Ок = 63000

 

 

Сальдо конечное —  наличие задолженности по оплате труда на конец месяца 
Ск = 26000 + 63000 - 74000 = 15000


 

Активно-пассивные бухгалтерские счета

На активно-пассивных  бухгалтерских счетах ведется учет расчетов с различными организациями  или отдельными лицами, т. е. учет дебиторской  и кредиторской задолженности.

Если предприятие пользуется привлеченными или заемными средствами, то оно имеет кредиторскую задолженность перед другими организациями или отдельными лицами, которые являются кредиторами этого предприятия.

Если предприятию должны другие организации или отдельные  лица, то этих должников называют дебиторами, а их задолженность предприятию — дебиторской.

Дебиторы должны предприятию, а кредиторам должно само предприятие. Слово «дебет» образовано от латинского debet, что означает «должен», а «кредит» — от латинского слова credo, что значит — «верю».

Схема активно-пассивного счета

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие дебиторской задолженности  на начало отчетного периода

Сальдо начальное —  наличие кредиторской задолженности  на начало отчетного периода

Оборот по дебету: увеличение дебиторской задолженности; уменьшение кредиторской задолженности

Оборот по кредиту: увеличение кредиторской задолженности; уменьшение дебиторской задолженности

Сальдо конечное —  наличие дебиторской задолженности  предприятия на конец отчетного  периода (когда ему, предприятию, должны)

Сальдо конечное —  наличие кредиторской задолженности  предприятию на конец отчетного  периода (когда оно, предприятие, должно)


К основным активно-пассивным  счетам относятся:

71 — «Расчеты с подотчетными  лицами»;  
75 — «Расчеты с учредителями»;  
76 — «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; 
99 — «Прибыли и убытки».

На счете 71 ведутся  расчеты с подотчетными лицами. Подотчетными лицами являются работники предприятия, которым из кассы выдаются деньги на командировочные расходы или хозяйственные нужды, т. е. для покупки товаров на небольшие суммы. После того как работник израсходовал полученные деньги, он должен отчитаться, т.е. предоставить счета о покупке товаров, железнодорожные или авиабилеты, счета за гостиницу и т.п. Все это утверждается в авансовом отчете, который сдает подотчетное лицо. Эти расходы обычно списывают как производственные затраты.

Рассмотрим на примерах, как ведется учет на активно-пассивных  счетах.

Пример 2.5. Ведение учета расчетов с подотчетными лицами.

На начало месяца подотчетное лицо Петров А. С. имеет задолженность предприятию 500 р. (дебиторская задолженность). В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции, связанные с подотчетными лицами:

Содержание операции

Сумма, р.

1 . Выданы деньги на  командировочные расходы руководителю предприятия

4500

2. Получены неиспользованные  подотчетные деньги от Петрова  А. С.

500

3. Выданы деньги на  покупку расходных материалов  для принтера Смирнову Д. М.

300

4. Предоставлен авансовый  отчет о командировке руководителем предприятия

4450

5. Предоставлен счет  о покупке материалов Смирновым  Д. М.

380


Задание. Оформить активно-пассивный счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», рассчитать обороты и сальдо.

Для того чтобы определить сальдо конечное на активно-пассивном  счете, нужно подсчитать все суммы по дебету, включая начальное сальдо, таким же образом следует подсчитать итоговую сумму по кредиту. Сальдо конечное на активно-пассивном счете будет находиться там, где сумма больше, и будет равно разности сумм по дебету и кредиту.

Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие дебиторской задолженности  подотчетных лиц организации  на начало месяца  
Сн = 5000

 

 

Оборот по дебету —  выдача денег подотчетным лицам 

1) 4500  
3) 300

Оборот по кредиту — списание подотчетных денег

2) 500 
4) 4450  
5) 380

Од = 4800

Ок = 5330

 

 

Сальдо конечное —  наличие кредиторской задолженности  подотчетным лицам на конец месяца 
Ск = 5330 -(500 +4800) = 30


Относительно счета 99, который ранее рассматривался как пассивный, следует сказать следующее: все предприятия работают, имея основную цель — получение прибыли, но если по каким-либо причинам они несут убытки, то в этом случае счет 99 становится активно-пассивным. Рассмотрим на примере, как ведется учет на счете 99 «Прибыли и убытки».

Пример 2.6. Ведение учета прибылей и убытков. На начало месяца предприятие имеет убыток 4000 р. В течение месяца отражены следующие хозяйственные операции:

Содержание операции

Сумма, р.

1. Получена прибыль  от реализации продукции

18000

2. Отражена убыль готовой  продукции на складе

3000

3. Выплачен штраф за  несвоевременное перечисление налогов  в бюджет

1500

4. Получена прибыль  от продажи патента

6000


Задание. Оформить активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки», рассчитать обороты и сальдо.

Счет 99 «Прибыли и убытки»

Дебет

Кредит

Сальдо начальное —  наличие убытка на начало месяца 
Сн = 4000

 

Оборот по дебету —  отражение убытков

2) 3000  
3) 1500

Оборот по кредиту  — отражение прибыли

1) 18000  
4) 6000

Од = 4500

Ок = 24000

 

 

Сальдо конечное —  наличие прибыли на конец месяца 
Ск = 24000 - (4000 + 4500) = 15500


 

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета

Для ведения бухгалтерского учета на счетах используется правило  двойной записи, которое заключается  в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах — в дебете одного и кредите другого счета.

Например, списаны материалы  в производство на сумму 6000 р. В данной операции участвуют два активных счета: 10 «Материалы» и 20 «Основное  производство». Так как материалы выбыли со склада, то сумма 6000 р. отражается на кредите счета 10. Эти материалы поступили в основное производство, поэтому та же сумма будет проходить по дебету счета 20.

Счет 10 «Материалы»

Дебет

Кредит

 

 

6000


Счет 20 «Основное производство»

Дебет

Кредит

6000

 

 


Бухгалтерская проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 20 «Основное производство»  КРЕДИТ 10 «Материалы».

Взаимосвязь между счетами  называется корреспонденцией счетов, а сами счета — корреспондирующими. Указание корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Составить бухгалтерскую проводку — значит указать, какой счет дебетуется, а какой кредитуется и на какую сумму.

Рассмотрим на примерах, как составляются бухгалтерские  проводки.

Пример 2.7. Составление простых бухгалтерских проводок.

Задание 1. Составить бухгалтерские проводки для следующих хозяйственных операций.

1. Погашен краткосрочный  кредит банка с расчетного  счета: 

а) определим, какие счета  участвуют в операции, в нашем  случае это активный счет 51 «Расчетный счет» и пассивный счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам»; 
б) сначала определимся с одним счетом. Для этого следует выбрать активный или пассивный счет (а не активно-пассивный), потому что именно на активных и пассивных счетах действуют строгие правила. Лучше всего, если это будет активный денежный счет, как в нашем примере.

Активный счет

Дебет

Кредит

+

-

Увеличение

Уменьшение


Пассивный счет

Дебет

Кредит

-

+

Уменьшение

Увеличение



Так как деньги выбыли с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), то активный счет 51 кредитуется, при этом уменьшается задолженность за краткосрочный кредит, значит пассивный счет 66 дебетуется. Проводка для этой хозяйственной операции будет следующая:

ДЕБЕТ 66 «Расчет по краткосрочным кредитам» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет».

2. Получены нематериальные  активы от учредителей: 

а) в данной операции участвуют  активный счет 04 «Нематериальные активы»  и активно-пассивный счет 75 «Расчеты с учредителями»;  
б) определимся с активным счетом 04. Нематериальные активы получены (увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 04 дебетуется, в результате этой операции появляется кредиторская задолженность перед учредителями, что отражается на кредите активно-пассивного счета 75.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 04 «Нематериальные  активы» КРЕДИТ 75 «Расчеты с учредителями».

3. Перечислены налоги  в бюджет:

а) в данной операции участвуют  активный счет 51 «Расчетный счет», так  как налоги — это денежные средства предприятия, и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»;  
б) определимся с активным счетом 51. Деньги перечислены с расчетного счета (уменьшение в кредите активного счета), поэтому счет 51 кредитуется, при этом будет погашена задолженность бюджету по налогам, следовательно, пассивный счет 68 будет отражаться в дебете.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 68 «Расчет по налогам  и сборам» КРЕДИТ 51 «Расчетный счет».

4. Покрыт убыток за  счет средств резервного капитала:

а) в данной операции участвуют  пассивный счет 82 «Резервный капитал» и активно-пассивный счет 99 «Прибыли и убытки»;  
б) определимся с пассивным счетом 82. Резервный капитал уменьшается (уменьшение в дебете пассивного счета), поэтому счет 82 дебетуется, уменьшение убытка будет показано на кредите активно-пассивного счета 99.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 82 «Резервный капитал» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки».

5. Увеличен уставный  капитал за счет средств добавочного  капитала:

а) в данной операции участвуют  два пассивных счета — 80 «Уставный капитал» и 83 «Добавочный капитал»;  
б) определимся сначала с одним счетом, например со счетом 80. Уставный капитал увеличивается (увеличение в кредите пассивного счета), поэтому пассивный счет 80 кредитуется, а уменьшение в пассивном счете 83 будет показано в дебете.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 83 «Добавочный капитал» КРЕДИТ 80 «Уставный капитал».

6. Оприходованы запасные части  на склад: 

а) в данной операции участвуют  активный счет 10 «Материалы» и пассивный  счет 60 «Расчеты с поставщиками». Не указано, от кого получены материалы, значит они приобретены у поставщиков, как это бывает в большинстве случаев, в остальных вариантах обычно оговаривается, от кого поступили средства;  
б) определимся с активным счетом 10. Материалы получены (увеличение в дебете активного счета), поэтому счет 10 дебетуется, при этом появилась задолженность перед поставщиками, поэтому пассивный счет 60 будет кредитоваться.

Проводка для данной операции следующая:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками».

Задание 2. Составить хозяйственные операции к указанным бухгалтерским проводкам.

1. ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 20 «Основное производство»: 

а) в операции участвуют  два активных счета;  
б) определимся с одним активным счетом, например со счетом 10. Так как счет дебетуется, произошло увеличение материалов на складе, далее задаем вопрос, по какой причине это произошло, и отвечаем на него, ориентируясь на второй счет проводки, — они возвращены из основного производства;  
в) формулируем операцию — сэкономленные в основном производстве материалы возвращены на склад.

2. ДЕБЕТ 71 «Расчеты  с подотчетными лицами» КРЕДИТ 50 «Касса»: 

а) в операции участвуют  активный счет 50 и активно-пассивный  счет 71;  
б) определимся с активным счетом 50. Так как счет кредитуется, деньги выбыли из кассы, выясняем по какой причине, ориентируясь на второй счет проводки, — они выданы подотчетному лицу;  
в) формулируем операцию — выданы деньги подотчет.

3. ДЕБЕТ 75 «Расчеты  с учредителями» КРЕДИТ 80 «Уставный  капитал»:

а) в операции участвуют  активно-пассивный счет 75 и пассивный  счет 80;  
б) определимся с пассивным счетом 80. Так как он кредитуется, произошло увеличение уставного капитала, выясняем за счет чего, ориентируясь на второй счет проводки, — за счет учредителей;  
в) формулируем операцию — за счет взносов учредителей увеличен уставный капитал.

4. ДЕБЕТ 20 «Основное  производство» КРЕДИТ 70 «Расчеты  с персоналом по оплате труда»:

а) в операции участвуют  активный счет 20 и пассивный счет 70;  
б) определимся с активным счетом 20. Так как счет дебетуется, затраты на основное производство увеличились, выясняем по какой причине, ориентируясь на второй счет проводки, в производственные расходы включены затраты на оплату труда;  
в) формулируем операцию — начислена заработная плата работникам основного производства или начислена заработная плата за производство продукции.

Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные. В простой  бухгалтерской проводке участвуют  только два бухгалтерских счета, как это показано в примере 2.7. В сложных бухгалтерских проводках дебет одного счета может быть связан с кредитом нескольких счетов, или наоборот, кредит одного счета связан с дебетом нескольких счетов. Например, получены от учредителя основные средства и нематериальные активы. В этой операции кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» связан с дебетом двух разных счетов 01 «Основные средства» и 04 «Нематериальные активы».

Рассмотрим, как составляются сложные бухгалтерские проводки на примере ведения учета на счете 10 «Материалы».

Пример 2.8. Составление сложных бухгалтерских проводок.

Задание. Составить задачу на ведение учета на счете 10 «Материалы», указать, от кого могут поступать  материалы на склад и как они выбывают, с указанием бухгалтерских проводок.

1. Поступили материалы  (показывают на дебете счета  10):

а) от поставщиков —  ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;  
б) от учредителей — ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 75 «Расчеты с учредителями»;  
в) от подотчетных лиц — ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

2. Выбыли материалы  (показывают на кредите счета  10):

а) списаны в производство — ДЕБЕТ 20 «Основное производство»  КРЕДИТ 10 «Материалы»;  
б) списаны как убыль — ДЕБЕТ 99 «Прибыли и убытки» КРЕДИТ 10 «Материалы»;  
в) возвращены как бракованные поставщику — ДЕБЕТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» КРЕДИТ 10 «Материалы».  

Синтетический и аналитический учет

По степени детализации  учета бухгалтерские счета делятся на синтетические, аналитические и субсчета.

На синтетических счетах отражаются наличие и движение хозяйственных средств в итоговой денежной оценке.

На аналитических счетах учет ведется более детально, с разбивкой по конкретным видам средств, их открывают в развитие соответствующих синтетических счетов. Учет на аналитических счетах ведется в денежном и натуральном выражении (метрах, килограммах, тоннах, штуках и т.п.).

Субсчета являются промежуточной группировкой средств между синтетическим и аналитическим учетом.

Синтетические счета  являются счетами 1-го порядка, субсчета — счета 2-го порядка, аналитические  счета — счета 3-го, 4-го и других порядков.

Рассмотрим пример ведения  синтетического и аналитического учета  на счете 10 «Материалы» на фабрике трикотажных изделий.

Синтетический счет 10 «Материалы» (счет 1-го порядка)

Субсчета (счета 2-го порядка)

Аналитические счета (счета 3-го,4-го порядков и т.д.)

1 0. 1 . Сырье и материалы

Ткани — льняные, шерстяные  и т. д. , 
Пряжа — синтетическая, мохеровая и т.д. , 
Нитки — шелковые хлопчатобумажные и т.д.

10.2. Покупные изделия

Пуговицы 
Молнии  
Кнопки

По видам и ассортименту

10.3. Топливо

Бензин  
Мазут 
Солярка

 

10.4. Тара

Пластмассовая  
Картонная  
Деревянная

По видам и ассортименту

10.5. Запасные части

Для ремонта оборудования в цехах  
Для ремонта электрооборудования 
Для ремонта автотранспорта

10.6. Строительные материалы

Цемент 
Краска 
Линолеум

По видам и ассортименту


Ведение аналитического и синтетического учета имеет  следующие особенности:

аналитический учет —  это, как правило, количественно-суммовой учет, поэтому в основном он ведется  на складах. Синтетический учет ведется  в бухгалтерии предприятия. Но и  в бухгалтерии на некоторых счетах может вестись аналитический  учет, например, на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется учет заработной платы по каждому работнику;

синтетический учет ведется  только в денежном выражении, а аналитический  учет может вестись как в денежном выражении, так и в натуральных  единицах;

система ведения синтетического учета, как правило, не зависит от специфики работы предприятия, так как это обобщающий учет. Аналитический учет привязан к конкретному предприятию и зависит от сферы его деятельности;

синтетические и аналитические  счета взаимосвязаны, так как на аналитических счетах отражаются те же хозяйственные операции, что и на синтетических. Но на аналитических счетах учет ведется более подробно для конкретных видов средств. Это означает, что итоговые данные по аналитическим счетам должны быть равны итогу на соответствующем синтетическом счете.

Рассмотрим на примере, как ведется аналитический учет на счете 10 «Материалы».

Пример 2.9. Ведение аналитического учета.

На начало месяца на складе фабрики находилось 200 кг маргарина  и 700 кг сахара. В течение месяца: поступило от поставщиков 130 кг маргарина и 400 кг сахара; списано в кондитерский цех 250 кг маргарина и 800 кг сахара; оприходовано 150 кг маргарина и 600 кг сахара.

Стоимость 1 кг маргарина  составляет 14 р., 1 кг сахара — 15 р.

Задание. Оформить карточки учета материалов, аналитические счета по материалам и итоговый синтетический счет 10, определить стоимость остатка материалов на складе на конец месяца.

1. Карточка учета материалов, маргарин (табл. 2.1).

Таблица 2.1

 

 

Ед. изм.

Цена, р.

Приход

Расход

Содержание операции

Количество

Сумма, р.

Количество

Сумма, р.

Остаток на начало месяца

кг

14

200

2800

   

1. Поступило

кг

14

130

1820

   

2. Списано

кг

14

   

250

3500

3. Оприходовано

кг

14

150

2100

   

Итого (обороты):

кг

14

280

3920

250

3500

Остаток на конец месяца

кг

14

230

3220

   

2. Карточка учета материалов, сахар (табл. 2.2).

Таблица 2.2

 

 

Ед.изм.

Цена, р.

Приход

Расход

Содержание операции

Количество

Сумма, р.

Количество

Сумма, р.

Остаток на начало месяца

кг

15

700

10500

   

1. Поступило

кг

15

400

6000

   

2. Списано

кг

15

   

800

12000

3. Оприходовано

кг

15

600

9000

   

Итого (обороты):

кг

15

1000

15000

800

12000

Остаток на конец месяца

кг

15

900

13500

   

3. Аналитические счета  по видам материалов.

Счет 10 «Материалы» (маргарин)

Дебет

Кредит

Сн = 2800

 

1) 1820  
3) 2100

2) 3500

Од = 3920

Ок = 3500

Ск = 3 220

 

Счет 10 «Материалы» (сахар)

Дебет

Кредит

Сн = 10500

 

1) 6000  
3) 9000

2) 12000

Од = 15000

Ок = 12000

Ск = 13500

 

 


4. Чтобы оформить итоговый  синтетический счет, нужно сложить соответствующие сальдо и обороты на всех аналитических счетах.

Синтетический счет 10 «Материалы»

Дебет

Кредит

Сн= 13300

 

1) 7820 
3) 11100

2) 15500

Од= 18920

Ок = 15500

Ск= 16720

 

 

 

План счетов бухгалтерского учета

Данные о хозяйственной деятельности предприятий должны обобщаться по отраслям, экономическим регионам и по всей стране в целом. Это требует единообразия отражения объектов бухгалтерского учета на всех российских предприятиях, что достигается использованием типового плана счетов.

План счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, в котором  используется классификация счетов по экономическому содержанию. Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н утвержден  действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, который ориентирован на ведение бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики (см. прил. 1), а также Инструкция по его применению. В разработке Плана счетов принимали участие эксперты Организации Объединенных Наций по применению международных стандартов по бухгалтерскому учету. Поэтому используемый сегодня План счетов приближен к мировым бухгалтерским стандартам.

В Плане счетов приведены  названия и номера синтетических  счетов 1-го порядка и субсчетов 2-го порядка.

Субсчета, предусмотренные  в Плане счетов, являются типовыми, но предприятия по своему усмотрению и исходя из специфики своей деятельности могут изменять, исключать, а также вводить новые субсчета.

Бухгалтерские счета  с 01 по 99 сгруппированы по экономическому содержанию в восемь разделов.

  1. Внеоборотные активы — с 01 по 08.
  2. Производственные запасы — с 10 по 19.
  3. Затраты на производство — с 20 по 29.
  4. Готовая продукция и товары — с 40 по 46.
  5. Денежные средства — с 50 по 59.
  6. Расчеты — с 60 по 79.
  7. Капитал — с 80 по 86.
  8. Финансовые результаты — с 90 по 99.

В конце перечня основных синтетических счетов приведен список забалансовых счетов с 001 по 011. На этих счетах ведется учет средств, которые временно находятся в распоряжении предприятия, но ему не принадлежат, например средства, взятые в аренду.

В Инструкции по применению Плана счетов приводится краткая  характеристика каждого синтетического счета, его назначение и примеры возможных корреспонденции данного счета с другими счетами бухгалтерского учета.  

 

Контрольные вопросы

  1. Какова структура и характеристика активного счета?
  2. Какова структура и характеристика пассивного счета?
  3. Какие обязательства и перед кем может иметь предприятие?
  4. В каких случаях производятся наличные и безналичные расчеты?
  5. Что такое дебиторская и кредиторская задолженность?
  6. Как определяется сальдо на активно-пассивном счете?
  7. На какие цели выдаются деньги подотчетным лицам?
  8. Что понимается под «корреспонденцией счетов», какие счета являются корреспондирующими?
  9. Как и где ведется синтетический и аналитический учет?
  10. Для чего разработан единый План счетов, какова его структура?

 

Порядок расчета оборотной ведомости и баланса

Хозяйственные операции по данным первичных документов отражаются в журнале хозяйственных операций. В журнале указывают содержание операции, номер документа, на основании которого произведена запись, сумму операции и корреспонденцию бухгалтерских счетов.

Суммы из журнала хозяйственных операций заносятся в соответствующие бухгалтерские счета, а в конце каждого отчетного периода подводят итоги по всем бухгалтерским счетам, подсчитывают обороты и сальдо. Затем все остатки и обороты по счетам заносят в оборотную ведомость. На основании оборотной ведомости составляют баланс на конец отчетного периода.

Бухгалтерский баланс отражает состояние хозяйственных средств и имущества предприятия, а также источников образования этих средств на определенную отчетную дату и показывает в обобщенном виде финансовое состояние предприятия.

Баланс имеет две  составные части — актив и  пассив. В активе отражаются конечные дебетовые остатки на бухгалтерских  счетах, т.е. информация о средствах  предприятия с точки зрения их состава и размещения, а в пассиве — конечные кредитовые остатки на счетах, т. е. информация об источниках образования хозяйственных средств, состоянии капитала и обязательств.

Можно сказать, что в  активе и пассиве баланса отражаются одни и те же средства, но рассматриваются они с различных точек зрения: в активе — что имеем, а в пассиве — за счет чего имеем. Итоги актива и пассива баланса должны быть равны, эти итоги называют валютой баланса.

Рассмотрим порядок  расчета баланса за отчетный период на следующем примере.

Пример 3.1. Расчет баланса.

Задание. Рассчитать баланс за текущий месяц.

Для расчета баланса  за текущий месяц необходимо иметь  следующие данные:

  • баланс предприятия на начало месяца;
  • журнал с отражением хозяйственных операций, которые прошли в течение месяца с указанием корреспонденции счетов.

На основании этих данных выполняют расчеты на бухгалтерских  счетах, оборотной ведомости и  баланса на конец месяца.

1. Баланс предприятия  на начало текущего месяца.

АКТИВ

ПАССИВ

Содержание статьи

Сумма, р.

Содержание статьи

Сумма, р.

Основные средства — 01

74000

Уставный капитал — 80

101 700

Материалы — 10

15000

Расчеты с поставщиками и подрядчиками — 60

8000

Касса - 50

500

Расчеты с персоналом по оплате труда — 70

2500

Расчетный счет — 5 1

28000

Расчеты по налогам и сборам — 68

5300

Баланс

117500

Баланс

117500


В активе баланса на начало месяца отражены остатки на активных счетах на конец предыдущего отчетного  периода, а в кредите — остатки  на пассивных счетах.

2. Журнал хозяйственных  операций за текущий месяц (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Содержание операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

1 . Перечислена задолженность  в бюджет по налогам

4000

68

51

2. Списаны материалы  в производство

12000

20

10

3. Получены деньги  в кассу с расчетного счета

3000

50

51

4. Выдана задолженность по заработной плате

2500

70

50

5. Оплачен счет поставщика

5000

60

51

6. Получен краткосрочный  кредит

30000

51

66


3. Расчеты на бухгалтерских  счетах.

Открываем те бухгалтерские  счета, которые присутствуют в балансе  на начало месяца и журнале хозяйственных  операций.

На активных счетах отражаются начальные дебетовые сальдо из актива баланса на начало месяца, на пассивных счетах — начальные кредитовые сальдо. Затем на счетах как обороты записывают суммы, которые проходят в операциях по журналу хозяйственных операций.

Счет 01 «Основные средства»

Дебет

Кредит

Сн = 74000

 

 

 

 

 

 

Од = 0

Ок = о

Ск = 74 - 000

 

Счет 10 «Материалы»

Дебет

Кредит

Сн = 15000

 

 

 

 

2) 12000

О0 = о

Ок = 12000

Ск = зооо

 

 

Счет 20 «Основное производство»

Дебет

Кредит

Сн = о

 

 

2) 12000

 

 

О0 = 12000

Ок = о

Ск = 12000

 

 

Счет 50 «Касса»

Дебет

Кредит

Сн = 500

 

 

3) 3000

4) 2500

Од = 3000

Ок = 2500

Ск = 1 000

 

 

Счет 51 «Расчетные счета»

Дебет

Кредит

Сн = 28000

 

6) 30000

1) 4000 
3) 3000  
5) 5000

Од = 30000

Ок = 12000

Ск = 46000

 

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Дебет

Кредит

 

Сн = 8000

5) 5000

 

Од = 5000

Ок0 = 0

ч

Ск = 3000


Счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»

Дебет

Кредит

 

 

Сн =0

 

 

6) 30000

Од = 0

Ок = 0

 

 

Ск = 30000


Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Дебет

Кредит

 

Сн = 5300

1) 4000

 

Од = 4000

Ок = 0

 

Ск = 1300


Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Дебет

Кредит

 

Сн = 2500

4) 2500

 

Од = 2500

Ок = 0

 

Ск = 0


Счет 80 «Уставный капитал»

Дебет

Кредит

 

Сн = 101700

   

Од = о

Ок = 0

 

Ск = 101700


Информация о работе Хозяйственный учет