Хозяйственный учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Учет — это система наблюдения, измерения, регистрации фактов и явлений, связанных с какой-либо деятельностью.
Хозяйственный учет — это учет хозяйства или, другими словами, учет хозяйственной деятельности. Он занимает особое место в системе учета.

Файлы: 1 файл

Бухучет.doc

— 2.31 Мб (Скачать файл)

Для проведения инвентаризации создается комиссия из представителей администрации, работников бухгалтерии и материально-ответственных лиц. По результатам инвентаризации составляется инвентаризационно-сличительная опись, где отражаются данные результатов инвентаризации. Выявленные недостачи или излишки относятся на виновных лиц, а в тех случаях, когда виновные не установлены, суммы недостачи и материального ущерба списывают на затраты производства или расходы.

Для отражения в бухгалтерском  учете результатов инвентаризации используются следующие счета:

активный счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;  
активно-пассивный счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», который имеет субсчет 73.1 «Расчеты по возмещению материального ущерба».

Основные проводки по учету результатов инвентаризации приведены в табл. 5.1.

Таблица 5.1

Содержание операции

Дебет

Кредит

1 . Выявлены при инвентаризации: недостача готовой продукции;  излишки материалов

94  
10

43  
91

2. Списана сумма недостачи  на виновное лицо

73

94

3. Внесена виновным лицом сумма по возмещению ущерба в кассу

50

73

4. Удержана сумма по  возмещению ущерба из заработной  платы виновного лица

70

73

5. Списана сумма недостачи  при отсутствии виновных: на затраты  производства; как прочие расходы

20 
91

94  
94


 

  

Организация бухгалтерского учета на предприятии

Бухгалтерский учет в  обязательном порядке ведется на любом предприятии независимо от его организационно-правовой формы  и сферы деятельности. Основные правила  организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий едины.

Ведение бухгалтерского учета регламентируется законами, нормативными актами и положениями по бухгалтерскому учету. Но устанавливаемые законодательными документами правила предполагают многовариантность бухгалтерских  решений. Поэтому каждое предприятие в соответствии со спецификой своей деятельности вправе выбрать те варианты, которые обеспечат ему наиболее эффективную работу.

Такие вопросы, как организация, форма и техника ведения бухгалтерского учета, предприятие решает самостоятельно. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ предусмотрено, что в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться:

  • бухгалтерией как самостоятельным подразделением;
  • бухгалтером, состоящим в штате предприятия;
  • специальной централизованной бухгалтерией, обслуживающей несколько предприятий;
  • бухгалтером, работающим по договору;
  • руководителем предприятия лично.

На крупных предприятиях бухгалтерия разделена на несколько  отделов, например, расчетный, материальный, производственный, отдел готовой  продукции, учета капитальных вложений и т.д.

Расчетная группа выполняет  все расчеты по заработной плате  и удержаний из нее, а также  осуществляет контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по единому социальному налогу.

Материальная группа ведет учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками, хранение материалов и списание их в производство. На небольших предприятиях материальная группа ведет учет поступления основных средств, нематериальных активов и учет готовой продукции, на крупных предприятиях для этих целей создаются специальные группы.

Производственная группа ведет учет затрат на все виды производств, калькулирование себестоимости  выпускаемой продукции, а также  учет затрат незавершенного производства.

На крупных предприятиях выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчеты предприятия с другими юридическими и физическими лицами.

Бухгалтерия предприятия  обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских  записей в учетных регистрах  и на их основе составление отчетности. Аппарат бухгалтерии взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности.

Главный бухгалтер подписывает  совместно с руководителем организации  документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также документы, связанные с расчетными, кредитными и денежными обязательствами. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.

Бухгалтеру запрещается  принимать к исполнению документы  по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах бухгалтер  письменно извещает руководителя организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету бухгалтер исполняет его, но всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.  

 

Формы ведения бухгалтерского учета

Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей.

Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности. Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры. Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно.

Основными формами ведения  бухгалтерского учета являются:

  • журнально-ордерная;
  • мемориально-ордерная;
  • упрощенная форма учета для малых предприятий;
  • автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета.

 

 

Журнально-ордерная форма ведения учета

Журнально-ордерная форма  ведения бухгалтерского учета в  настоящее время является наиболее прогрессивной и распространенной. Именно она, как правило, используется в программах автоматизации бухгалтерского учета.

Журнально-ордерная форма  сочетает хронологические и систематические, аналитические и синтетические  учетные регистры. Журналы-ордера ведутся  на основании первичных документов.

Последовательность заполнения учетных регистров при журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Журнально-ордерная форма ведения учета

1. На основании первичных  документов хозяйственные операции записываются в накопительных ведомостях, т. е. регистрируются в журнале хозяйственных операций. Пример журнала хозяйственных операций организации за январь приведен в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Содержание операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

1 . Получен краткосрочный  кредит

60000

51

66

2. Получены деньги  в кассу с расчетного счета

30000

50

51

3. Погашена задолженность  подотчетного лица

120

50

71

4. Оплачен счет за  материалы

34000

60

51

5. Получена выручка  от реализации продукции

42000

51

90

6. Выдана заработная  плата

28000

70

50

7. Погашена дебиторская  задолженность в кассу

1200

50

76

8. Выданы деньги на  командировку

2000

71

50


2. Затем данные хозяйственные  операции записываются в журналы-ордера  и дополнительные ведомости. 

В качестве примера приведены журналы-ордера и ведомости по счетам 50 и 51, составленные на основании данных журнала хозяйственных операций.

В журналы-ордера переносятся  итоги хозяйственных операций по одному счету или группе счетов, поэтому журналы-ордера имеют определенные номера, например, журнал-ордер № 1 ведется по счету 50 «Касса» (табл. 6.2), журнал-ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 6.3), журнал-ордер № 3 — по счетам 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», журнал-ордер № 4 — по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и т.д. Журналы-ордера составляются по кредитовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом других счетов.

К денежным счетам 50 и 51 дополнительно  ведутся ведомости: ведомость № 1 по счету 50 (табл. 6.4) и ведомость № 2 по счету 51 (табл. 6.5). Ведомости составляются по дебетовому признаку счетов, т.е., в них отражаются операции, которые прошли по дебету данного счета в корреспонденции с кредитом других счетов.

3. Итоговые данные  по каждому журналу-ордеру переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и ведется по каждому счету, например по счету 50 «Касса» (табл. 6.6).

Таблица 6.2

№ операции

В кредит счета 50 с дебета счетов

Итого

70

71

76

...

...

6

28000

       

28000

8

 

2000

     

2000

Итого

28000

2000

   

...

30000


Таблица 6.3

№ операции

 

 

В кредит счета 51 с дебета счетов

Итого

50

60

...

...

...

 

2

30000

       

30000

4

 

34000

     

34000

Итого

30000

34000

...

...

...

64000


Таблица 6.4

Сальдо на начало месяца — 500 р.

№ операции

В дебет счета 50 с кредита  счетов

Итого

51

71

76

...

...

 

2

30000

       

30000

3

 

120

     

120

7

   

1200

   

1200

Итого

30000

120

1200

...

...

31320

Сальдо на конец месяца— 18200 р.


Таблица 6.5

Сальдо на начало месяца — 25000 р.

№ операции

В дебет счета 51 с кредита  счетов

Итого

66

90

...

...

...

1

60000

       

60000

5

 

42000

     

42000

Итого

60000

42000

...

...

...

102000

Сальдо на конец месяца — 63 000р.


Таблица 6.6

Месяц

Обороты по дебету

Обороты по кредиту

Сальдо

70

71

76

...

Дебет

Кредит

На 01.01.20...

   

500

 

Январь

28000

2000

...

...

30000

18200

 

Февраль

         

...

 

Март

             

...

             

...

             

Итого

...

...

...

...

...

...

 

Информация о работе Хозяйственный учет