Хозяйственный учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Учет — это система наблюдения, измерения, регистрации фактов и явлений, связанных с какой-либо деятельностью.
Хозяйственный учет — это учет хозяйства или, другими словами, учет хозяйственной деятельности. Он занимает особое место в системе учета.

Файлы: 1 файл

Бухучет.doc

— 2.31 Мб (Скачать файл)

Счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет

Кредит

2) 58000 
3) 3000 
4) 1 068 
5) 1 200 
6) 11732

1) 75000

Од = 75000

Ок = 75000


От реализации основных средств получена прибыль в сумме 11732 р., которая списывается на счет 99 следующей проводкой:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки».  

 

Финансово-результатные счета

Финансово-результатные счета предназначены для отражения финансовых результатов деятельности предприятия в виде положительных результатов — доходов и прибыли, а также отрицательных результатов — расходов и убытков.

К финансово-результатным относятся следующие активно-пассивные  счета:

99 «Прибыли и убытки»;  
91 «Прочие доходы и расходы».

Для каждого предприятия  можно выделить две сферы его  деятельности, которые позволяют получать доходы и вести учет расходов:

  • основная или обычная деятельность, которая явилась целью создания предприятия и приносит ему основной доход, например, производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • прочие сопутствующие виды деятельности, связанные с другими источниками получения доходов и прибыли, например, операции с ценными бумагами, арендные отношения, продажа различных активов и т.д.

Для учета финансовых результатов от основной деятельности используется счет 99 «Прибыли и убытки», а для учета финансовых результатов от прочих видов деятельности применяется счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Что касается счета 91, то после введения нового Плана счетов этот счет выполняет как бы две  роли. С одной стороны, это результатный счет, используемый для учета реализации прочих активов, а с другой стороны — собирательный счет, используемый для сбора доходов и расходов от других, не основных видов деятельности.

На счете 91 «Прочие  доходы и расходы», кроме операций по учету реализации прочих активов предприятия, ведется учет следующих доходов и расходов:

  • доходы и расходы от аренды основных средств;
  • доходы и расходы по операциям с ценными бумагами;
  • штрафы и неустойки, выплаченные и полученные;
  • проценты по займам, полученные и выплаченные;
  • положительные и отрицательные курсовые разницы по валютным операциям и т.д.

Указанные доходы и расходы  в течение месяца отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы» —  доходы в кредите счета 91, расходы  — в дебете этого счета. В конце  месяца счет 91 закрывается как счет реализации и итоговый финансовый результат, который на счете 91 называется сальдо прочих доходов и расходов, списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Пример 4.12. Ведение учета доходов и расходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В течение месяца отражены доходы и расходы, не связанные с  основной деятельностью (табл. 4.10).

Задание. Определить и списать сальдо прочих доходов и расходов по счету 91 «Прочие доходы и расходы» за месяц.

Таблица 4.10

Содержание операции

Сумма, р.

Дебет

Кредит

1 . Выплачен штраф за  несоблюдение условий договора

1400

91

51

2. Списана отрицательная  курсовая разница по валютному  счету

800

91

52

3. Получены доходы  по ценным бумагам

3500

51

91

4. Перечислена плата  за аренду

1700

91

51

5. Получены проценты за предоставленный займ другому предприятию

2000

51

91

6. Списано сальдо прочих  доходов и расходов на счет 99 «Прибыли и убытки»

?

?

?


Для определения сальдо прочих доходов и расходов от прочи; видов деятельности необходимо собрать  и закрыть счет 91.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет

Кредит

1) 1400 
2) 800 
4) 1 700 
6)1600

3) 3500 
5) 2000

Од = 5500

Ок = 5500


Сальдо прочих доходов  за месяц составит 1600 р. и должно быть списано на счет 99 следующей  проводкой:

ДЕБЕТ 91 «Прочие доходы и расходы» КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки».  

 

Элементы метода ведения бухгалтерского учета

На современном языке  бухгалтерский учет можно назвать  информационной системой. Это сложная, но вместе с тем упорядоченная  система, внутри которой действуют  строгие правила. Для того чтобы система бухгалтерского учета эффективно выполняла возложенные на нее задачи, используется специальная методика или метод бухгалтерского учета, который включает в себя определенные способы и приемы, их принято называть элементами метода ведения бухгалтерского учета.

К ним относятся (рис. 5.1):

  • документация и инвентаризация;
  • оценка и калькуляция;
  • система счетов и двойная запись;
  • баланс и отчетность.

Рис. 5.1. Классификация элементов бухгалтерского учета

Таким образом, метод  бухгалтерского учета представляет собой совокупность приемов регистрации (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей  группировки (стоимость счетов и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности.

Все приемы и способы, используемые как метод ведения  бухгалтерского учета, взаимосвязаны  и дополняют друг друга.  

 

Документация и инвентаризация

В бухгалтерском учете  каждая хозяйственная операция в  обязательном порядке должна быть оформлена  документально. Документ является письменным распоряжением на выполнение каких-либо хозяйственных операций либо письменным подтверждением совершения операции.

Бухгалтерские документы  имеют юридическую силу, поэтому  должны быть правильно оформлены  и содержать соответствующие  реквизиты: наименование документа, дату составления, содержание хозяйственной  операции, измерители операции в натуральном  и стоимостном выражении, а также наименование и подписи лиц, ответственных за совершение операции и правильность оформления документа.

Документирование всех хозяйственных операций позволяет осуществлять сплошное и непрерывное наблюдение за всеми хозяйственными процессами, а для обеспечения достоверности отражения хозяйственных операций периодически проводится инвентаризация, т. е. проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и обязательств.

В ходе инвентаризации проверяется фактическое наличие хозяйственных средств и состояние расчетов предприятия за определенный период времени. Полученные в результате проверки сведения сверяются с данными бухгалтерских записей, затем производится уточнение и корректировка показателей учета.

Инвентаризация — это не только средство контроля, но и способ регистрации фактов, которые в силу некоторых причин не были учтены, например естественная убыль, пересортица, хищения и т. п.

Документальное оформление всех фактов хозяйственной деятельности и инвентаризация являются средствами контроля за сохранностью материальных ресурсов, денежных средств и состоянием расчетов, они обеспечивают полноту и достоверность ведения бухгалтерского учета.  

 

Оценка и калькуляция

Одной из особенностей бухгалтерского учета является то, что все хозяйственные операции и хозяйственные средства предприятия должны быть представлены в единой денежной оценке. Оценка — это способ измерения в денежном выражения имущества предприятия и источников его образования. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели переводятся в денежные с помощью цен, тарифов, должностных окладов и т.д.

Правильность оценки имущества имеет важное значение для построения всей системы бухгалтерского учета, поэтому оценка должна быть реальной и устанавливаться по единым правилам. Реальность оценки выражается, прежде всего, в том, что все хозяйственные средства отражаются в учете по фактической стоимости. Например, первоначальная стоимость приобретенных основных средств формируется с учетом затрат, которые связаны с их приобретением, а основные средства, полученные безвозмездно, оцениваются по реальной рыночной стоимости.

Нормативными документами  установлены единые правила оценки хозяйственных средств предприятия, т.е. единообразие отражения стоимости средств, которое выражается в том, что одни и те же объекты в учете одинаково оцениваются на всех предприятиях в течение всего срока службы.

С оценкой хозяйственных  средств тесно связана калькуляция, которая в переводе с латинского calculatio означает — счет, расчет. Калькуляция лежит в основе оценки объектов бухгалтерского учета. Однако назначение калькуляции состоит не только в оценке хозяйственных средств, но и в том, чтобы дать оценку хозяйственным процессам, т. е. произвести их расчет.

Так как процессы снабжения, производства и реализации представлены большим числом отдельных операций, то калькуляция позволяет рассчитать все виды затрат, связанных с приобретением, производством и реализацией, а на основе расчета общей суммы затрат определить себестоимость объектов учета, например, фактическую стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей, себестоимость готовой продукции по видам и себестоимость единицы продукции.

Таким образом, калькуляция — это способ группировки и обобщения затрат, на основе которого определяется себестоимость материальных ценностей, готовой продукции, выполненных работ и т.п. Кроме того, калькуляция используется не только для расчета себестоимости объектов учета, но и для контроля за величиной затрат, формирующих эту себестоимость.  

 

Система счетов и двойная запись

Управление хозяйственной  деятельностью требует постоянной информации о ходе производственных процессов и протекающих хозяйственных  операциях. Для этого сведения, содержащиеся в первичных документах, группируются и систематизируются на счетах бухгалтерского учета. Бухгалтерский счет открывается на каждый объект учета и является источником информации о наличии, поступлении и выбытии хозяйственных средств. Число счетов, их названия определяются Планом счетов, а структура счетов зависит от объектов учета.

На бухгалтерских счетах отражается повседневный, текущий учет хозяйственных операций, а любая  хозяйственная операция — это  элементарное действие, вызывающее изменение  состояния хозяйственных средств (их увеличение или уменьшение). При этом любое изменение касается не одного, а всегда двух объектов учета. Если в кассу поступили денежные средства, то должен быть источник их поступления, например деньги поступили с расчетного счета в банке. В результате этой операции увеличилась сумма наличных денег в кассе и уменьшилась денежная сумма на расчетном счете.

Таким образом, каждая хозяйственная  операция обязательно затрагивает  два бухгалтерских счета, которые  используются в этой операции, и  она должна быть отражена одновременно на дебете одного счета и кредите другого. Такое отражение хозяйственных операций на бухгалтерских счетах называется правилом двойной записи.

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение наличия  и движения средств предприятия, а также позволяет контролировать правильность записей на бухгалтерских счетах, так как каждая операция находит отражение по дебету и кредиту взаимосвязанных счетов.  

 

Баланс и отчетность

Хозяйственная деятельность предприятия протекает непрерывно. Ежедневно на предприятии совершаются сотни хозяйственных операций. При этом хозяйственные средства и их источники постоянно находятся в движении, изменяются, что находит свое отражение на счетах бухгалтерского учета. На практике иногда требуется сделать «моментальный снимок» этого движения, который бы показал, как обстоят дела предприятия на определенную дату, каковы результаты его деятельности и его финансовое положение. Роль такого снимка играет бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс дает сведения статического характера, он отражает состояние средств и источников в виде конечных итогов. Итоговая стоимостная оценка хозяйственных средств, которыми располагает предприятие, отражается в активе баланса, а итоговая стоимостная оценка источников, за счет которых формируются хозяйственные средства, отражается в пассиве баланса. Поскольку каждому средству соответствует определенный источник его образования, суммы актива и пассива должны совпадать. Так как бухгалтерский учет ведется в стоимостном выражении, то хозяйственные средства и источники их образования в балансе отражаются в денежном выражении.

Цикл учетной работы завершается составлением отчетности. Отчетность — это совокупность сведений об имущественном, финансовом положении  и результатах работы предприятия. Отчетность должна давать достоверное и полное представление о хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Финансовая отчетность составляется на основе документально  подтвержденных, выверенных записей  на счетах бухгалтерского учета, поэтому  до составления отчетности необходимо уточнить оценку активов и пассивов, для чего проводится инвентаризация. Для сравнения в финансовой отчетности приводятся показатели предыдущего отчетного периода.

Отчетность необходима для администрации, так как она  позволяет дать оценку деятельности предприятия, сделать анализ ранее принятых решений и является информационным обеспечением для принятия управленческих решений. Финансовая отчетность является открытой для всех заинтересованных пользователей, как имеющих, так и не имеющих прямой финансовый интерес (акционеров, инвесторов, кредиторов, налоговых и контролирующих органов, фондов и статистических учреждений и др.). Для этих пользователей отчетность дает возможность сделать выводы о перспективах сотрудничества, платежеспособности предприятия, правильности расчета по налогам и т.д.  

Информация о работе Хозяйственный учет