Управление капиталом коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:05, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – исследование управления капиталом коммерческого банка.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы управления капиталом коммерческого банка;
- проанализировать управление капиталом коммерческого банка ОАО НБ «ТРАСТ»;
- определить пути улучшения управления капиталом банка ОАО НБ «ТРАСТ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………... 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА…………………………………………………... 8
1.1. Понятие и экономическая сущность капитала……………………….. 8
1.2. Характеристика капитальной базы российских банков…………….. 13
1.3. Оценка величины и анализ качества капитала банка……………….. 21
1.4. Управления собственным капиталом банка……………………….… 26
1.5. Государственное регулирование деятельности банков РФ……….… 32
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ОАО НБ «ТРАСТ»……………………………………………………………….. 38
2.1. Характеристика ОАО НБ «ТРАСТ»………………………..……...…. 38
2.2. Управление капиталом банка ОАО НБ «ТРАСТ»……………..……. 42
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛОМ БАНКА ОАО НБ «ТРАСТ»…………………………………………………………………………... 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……. 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…... 59

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 182.82 Кб (Скачать файл)

- эмиссия капитальных долговых обязательств;

- продажа активов и аренда нескольких видов основных фондов, в частности принадлежащих банку зданий.

Выбор одного из указанных  способов зависит от того, какой  эффект это будет иметь по отношению  к доходам акционеров, который  обычно измеряется прибылью на одну акцию. Другими важными факторами, которые  должны быть учтены, являются:

- относительные издержки, связанные с каждым источником капитальных средств;

- влияние на собственность и контроль за деятельностью банка существующих и потенциальных акционеров;

- относительный риск, связанный с каждым источником капитала;

- общая подверженность банка риску, выражаемая такими показателями, соотношение совокупного объема выданных кредитов и активов банка, либо депозитов, либо капитала банка;

- сила и слабость рынков капитала, на которых может осуществляться привлечение новых капитальных средств;

- регулирующие нормативные акты, касающиеся объема, и структуры собственного капитала.

Выпуск и продажа обыкновенных и привилегированных акций относятся  к особо дорогим способам из-за высоких издержек по подготовке новой  эмиссий и размещению акций. Также, возникает риск, связанный с доходами акционеров по сравнению с держателями  долговых обязательств. В отечественной  практике дополнительный выпуск акций  ведет к росту сразу трех элементов  собственного капитала банка:

- уставного капитала;

- эмиссионного дохода;

- резервного каптала, минимальный размер которого зависит от величины уставного капитала.

Количество акций, которыми владеет акционер, характеризует  его вклад в уставный капитал  и показывает его долю в имуществе  фирмы. Уставный капитал АО поделен  на определенное число акций.

Обыкновенные акции дают право:

- голоса в управлении АО через голосование на собраниях акционеров;

- на получение дивиденда;

- на получение части имущества АО при его ликвидации, но после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций.

Привилегированные акции  дают право:

- на приоритетное получение дохода по сравнению с владельцами обыкновенных акций;

- на получение дивиденда;

- на долю в уставном капитале;

- на долю имущества пропорционально имеющимся у них акциям.

Привилегированные акции  не дают право голоса в управлении предприятием.

Использование данного источника  капитала несет в себе угрозу размывания существующей структуры акционерного капитала, контрольных пакетов акций. Во многом стремление сохранить контроль над банком побуждает акционеров налагать запрет на новые выпуски  акций. Так как владельцы привилегированных  акций имеют первичное право  на прибыль банка по отношению  к держателям обыкновенных акций, дивидендные  выплаты последним могут снижаться  после выпуска привилегированных  акций. Но по сравнению с долговыми  обязательствами они обладают большей  гибкостью, так как выплата дивидендов по ним не всегда является обязательной.

В западной практике для  роста капитала банки широко используют выпуск облигаций или получение  кредита на срок более 5 лет при  соблюдении заранее оговоренного порядка  их погашения в случае банкротства  банка. Такие долговые обязательства погашаются после удовлетворения претензий всех кредиторов, но ранее выпуска собственных акций и получили название субординированных. Главное и основное данного источника наращивания капитала заключается в том, что процентные выплаты по субсидированному долгу исключаются из налогооблагаемого дохода. Если заемные средства приносят доход, превышающий процентные выплаты по ним, то выпуск субсидированных обязательств способен повысить прибыль на одну акцию. Так как по истечении срока субсидированные обязательства необходимо погашать, растущие банки часто прибегают к рефинансированию субсидированного долга, то есть осуществляют погашение облигаций, по которым истек срок займа, за счет средств от нового выпуска облигаций. Это позволяет банку, испытывающему потребность в финансировании своего роста, иметь долговые обязательства в качестве постоянного элемента капитала.

Основным фактором, определяющим предложение капитальных ценных бумаг банков с развивающихся  рынков, является высокий органический рост банков, поскольку расширение деятельности опережает внутреннее генерирование капитала. Рейтинги капитальных  ценных бумаг отражают степень их субординированности и вероятность отсрочки выплат по бумагам, которая зависит как от структуры эмиссии, так и от самостоятельной финансовой устойчивости банка.

Обмен акций на долговые ценные бумаги производится в том  случае, если банк в составе дополнительного  капитала имеет субординированные  облигации. На балансе коммерческих банков эти облигации учитываются  по эмиссионной стоимости. Для погашения  этих долговых обязательств банк должен накапливать фонд погашения.

Привлечение средств на условиях субординированного долга имеет  для банков некоторые преимущества по сравнению с другими способами  увеличения их собственного капитала. Во-первых, выплата процентов по субординированного долга осуществляется за счет увеличения валовых расходов. Во-вторых, долговые обязательства  не предоставляют их владельцам права  на управление банком. В-третьих, механизм привлечения средств на условиях субординированного долга проще, чем  тот, который применяется, в частности, при эмиссии акций. В-четвертых, приобретение акций возможно только за счет собственных  средств акционеров. В условиях экономической  нестабильности, значительной инфляции, спада производства, убыточности  значительного количества предпринимательских  структур довольно трудно банкам разместить акции на приемлемых условиях. Более приемлемым является привлечение средств на условиях субординированного долга.

Для поддержания своей  деятельности банки иногда продают  имеющееся у них здание и берут  затем его в аренду у новых  владельцев. Это обеспечивает дополнительный приток денежных средств, а также  существенную добавку к собственному капиталу, что усиливает капитальную  позицию банка. В последние годы банки стали широко использовать бонусную эмиссию. При росте рыночной стоимости каких-либо активов банка  по сравнению с их балансовой стоимостью банку невыгодно продавать такие активы. Для покрытия разницы между балансовой и рыночной стоимостью создаются резервы для переоценки собственности, эти резервы капитализируются в виде бесплатного размещения акций между акционерами банка, что составляет бонусную эмиссию. Новые акции увеличивают акционерный капитал, но не распыляют собственность банка и не уменьшают стоимость выпущенных до этого акций.

Выбор способа привлечения  внешнего капитала должен производиться  на основе тщательного финансового  анализа имеющихся альтернатив  и их потенциального влияния, прежде всего на доходы акционеров [41, с.85].

 

1.5. Государственное регулирование деятельности банков РФ

 

Важно отметить, что учение о банковской системе государственном  регулировании банковской деятельности – наука относительно молодая.

В большинстве западных стран  процессы формирования банковской системы  завершились только в XIX веке, а в ряде стран – лишь в начале XX века. Серьезные научные изыскания были редкостью. И разумеется это не могло не отразиться на эффективности управления банковской системы.

Финансовые кризисы, особенно заметные в первой половине XX века, довольно часто напоминают о себе и в последнее время. Их особенность состоит в том, что они перестают носить локальный характер. В современном мире, когда национальные экономики отдельных стран тесно взаимосвязаны и процессы глобализации достаточно развиты, финансовые кризисы в некоторых странах начинают приобретать международный характер: возникнув в одном регионе, перешагивая национальные границы они превращаются в планетарную проблему.

Не является исключением  и Россия, где под влиянием распада  прежних экономических отношений, разрыва хозяйственных связей между  экономическими субъектами, существенного  спада объемов производства и  инвестиций, усиления политической нестабильности в 90- х годах положение в денежной сфере было особенно сложным; недостаточно отрегулированным оно остается и  сегодня.

В стране пока сохраняется  заметная инфляция, деятельность коммерческих банков зачастую не отвечает международным  стандартам, а это требует от главного банка страны дополнительных усилий как в сфере регулирования денежного обращения, так и в области надзора за деятельностью национальных денежно – кредитных институтов.

От доверия, которое испытывают экономические субъекты к национальному  эмиссионному центру, во многом зависят  инвестиционная и хозяйственная  активность, устойчивость экономического развития и стабильность денежной единицы. Уровень доверия к центральному банку – это барометр деловой  активности в стране, показатель эффективности  денежно – кредитных и в  целом экономических отношений  в обществе.

Государственное регулирование  банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется прежде всего в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Центробанка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный  банк страны и кредитор последней  инстанции. Он находится в государственной  собственности и служит основным субъектом госрегулирования функционирования коммерческих банков. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической  стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики.

Вопрос о сущности Центрального банка не так прост, как кажется  на первый взгляд. Банки подобного  типа занимаются самыми разнообразным видами деятельности. Они не только проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства, но и управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольные функции.

ЦБР, как и Центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы  в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе Депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Центробанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Центробанк оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Одна из ключевых задач  ЦБР по управлению денежно-кредитными отношениями - обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков.

Работая в сфере экономических  отношений на макро – и микроуровнях, центральные банки занимаются вопросами  материально – технического обеспечения  и эксплуатации вверенных им объектов и оборудования, располагают собственными технологическими центрами и информационными системами, собирают и обрабатывают соответствующую информацию. Сочетание экономических, организационных и материально – технических операций в известной степени формулирует сущность центрального банка, делает его «многоликим институтов» [27, с.84].

Надёжность и стабильность банковской системы необходима последующим  причинам:

- без них вообще невозможно  выполнение ЦБР своих задач;

- коммерческие банки играют существенная роль в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;

- деятельность коммерческих  банков характеризуется повышенной  финансовой уязвимостью из-за  высокого удельного веса в  их пассивных привлеченных средств,  в том числе централизованных  банковских кредитов.

Рассматриваемая задача ЦБР  достигается в процессе решения  таких двух конкретных проблем, как  регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие Центробанка  на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Кредитное регулирование, далее, включает совокупность методов, выбор  которых зависит от объекта и  цели регулирования, а также от степени  зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования ЦБР  становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, - обеспечивать ликвидность банковской системы.

Для того, чтобы ответить на вопрос, в чем состоит сущность центрального банка, необходимо, во – первых, определить, что наряду с его общими признаками является его спецификой, во – вторых, что составляет основу его деятельности, в – третьих, какова структура центрального банка. Только ответив на эти три вопроса, мы можно выяснить и дать определение сущности центрального банка.

Прежде всего центральные банки относятся преимущественно к сфере экономических отношений. Поэтому центральный банк можно охарактеризовать как экономический институт.

В арсенале центрального банка преимущественно экономические методы регулирования, его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса как инструментов стимулирования экономического развития. Функционируя в сфере товарно-денежных отношений, центральный банк оказывается зависимым от степени их развития, их свертывание неизбежно приводит к упразднению банка. Вместе с тем нельзя не признать, что это не может составлять его сущность, ведь экономическими видами деятельности заняты и другие экономические субъекты. Наша задача при раскрытии сущности состоит в ином — не в показе всеобщего, свойственного для множества явлений, а в раскрытии особенного, специфики деятельности, отличающей центральный банк от других институтов.

Информация о работе Управление капиталом коммерческого банка