Финансы и финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция

Описание работы

По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.

Содержание работы

1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации

Файлы: 5 файлов

Темы семинаров ФДОК.doc

— 97.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 1 Сущность денег.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 2 Денежный оборот.doc

— 58.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 3 Денежная система.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1, 2 Ф ГУСЭ.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

3. Финансирование дефицита госбюджета  с помощью внешнего долга.

В этом случае дефицит государственного бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных  финансовых организаций (Международного валютного фонда, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и других).

Достоинства: Возможность получения  крупных сумм; неинфляционный характер.

Недостатки: Необходимость возвращения  и обслуживания долга; невозможность  построения финансовой пирамиды для  выплаты внешнего долга; необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания; риск истощения золотовалютных резервов страны.

 

 

Лекция № 4

Тема: «Организационные основы осуществления расходов бюджетов»

 

План:

1. Расходы бюджета:  понятие, юридические признаки, принципы и способы осуществления

2. Классификация расходов  бюджета

 

Содержание материала  лекции № 4.

 

I. Расходы бюджета  являются наиболее значимой составной  частью государственных или муниципальных  финансов. Категорию «расходы бюджета»  можно рассматривать в нескольких аспектах: материальном, экономическом и юридическом.

В материальном аспекте  расходы бюджета определяются как  «денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и  функций государства и местного самоуправления» (ст. 6 БК РФ).

В экономическом аспекте  расходы бюджета проявляются  через отношения, на основе которых  происходит процесс использования  средств централизованных фондов денежных средств государства или муниципальных  образований по различным направлениям. В свою очередь, эти отношения проявляются через конкретные виды бюджетных расходов. Каждый вид бюджетных расходов имеет качественную и количественную характеристики. Качественная характеристика отражает экономическую природу явления и позволяет установить назначение бюджетных расходов, а количественная – их величину.

Юридический аспект бюджетных  расходов обусловлен тем, что они  являются составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, поэтому несут в  себе все общие особенности финансовой деятельности государства и имеют отличительные особенности, свойственные процессу использования государственных (муниципальных) централизованных денежных фондов. Данное направление финансовой деятельности связано и находится во взаимодействии с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; ее неотъемлемым элементом также является бюджетный контроль.

Расходы бюджета имеют  следующие юридические признаки:

- публичная категория, так как они идут на покрытие основных направлений государственной и муниципальной деятельности, кроме того необходимы всему государству в целом и обеспечивают общие потребности;

- не подлежат возврату, они не создают и не погашают финансовых требований – государство или муниципальные образования производят отпуск денежных средств из бюджета на свои потребности на безвозвратной основе, выделенные средства не нуждаются в возмещении, поэтому возникшие здесь правоотношения не означают появления или прекращения каких-либо финансовых обязательств у сторон;

- осуществляются государством или муниципальным образованием непрерывно, что обусловлено необходимостью бесперебойного, регулярного и повседневного финансирования выполнения государством своих функций и задач;

- являются финансово-правовой  категорией, выражающей урегулированными правовыми нормами экономические отношения по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств;

- призваны на строго  правовой основе обеспечить бесперебойное финансирование задач и функций государства или муниципальных образовании – существование бюджетных расходов именно в правовой форме позволяет государству защищать свои интересы, связанные с расходованием денежных средств.

Таким образом, расходы  бюджетов – это публичные, не создающие  и не погашающие финансовых требований непрерывные затраты государства или муниципальных образований в виде строго опосредованных нормами права экономических отношений по поводу распределения и использования централизованных фондов денежных средств в целях обеспечения задач и функций государства (Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований).

Расходы бюджетов осуществляются в соответствии со следующими основными  принципами:

- принцип федерализма  – законодательное разграничение  полномочий и предметов ведения  между Российской Федерацией и субъектами РФ. Разграничение компетенции определяет объем расходной ответственности каждого уровня власти и объем финансирования расходов со стороны соответствующего бюджета;

- принцип приоритетности  государственных и муниципальных публичных расходов – приоритетность тех или иных потребностей государство устанавливает исходя из экономической политики и имеющихся бюджетных ресурсов. Определяя приоритетность бюджетных расходов, государство регламентирует в законодательном порядке процесс их удовлетворения;

- принцип целевого  направления средств – бюджетные  расходы осуществляются строго  по целевому назначению в соответствии  с направлениями расходования, предусмотренными  в финансовых планах;

- принцип безвозвратности  расходования государственных и муниципальных бюджетных ресурсов – средства, использованные на финансирование государственных потребностей, не подлежат возмещению, за исключением включенных в состав капитальных расходов бюджетов средств, предоставляемых в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

- принцип соблюдения режима  экономии – последовательное  снижение затрат относительно  получаемого результата при условии  повышения эффективности от государственного  инвестирования. Соблюдение режима  экономии не всегда означает сокращение расходов бюджета, но обязательно предполагает максимально целевое их применение;

- принцип максимальной эффективности  использования – подразумевает  финансовое обеспечение публичных  интересов при минимальных затратах;

- принцип осуществления бюджетного контроля в целях обеспечения соблюдения финансовой дисциплины;

- принцип единства порядка использования  расходов бюджетов – все государственные  и муниципальные бюджетные расходы  имеют единые принципы их использования,  то есть распределение на основе социально-экономических государственных программ, утвержденных в законодательном порядке. Это определяет реальность расходов бюджетной сферы;

- принцип законности осуществления  государственных и муниципальных  бюджетных расходов – расходы бюджета производятся на основе действующего законодательства и в определенный период времени. Условием выделения бюджетных денежных средств является включение их в соответствующий бюджет.

Конкретизация бюджетных расходов определена БК РФ, в соответствии с которым представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления ежегодно утверждают суммы расходов каждого бюджета.

В соответствии со ст. 69 БК РФ расходы  бюджетов осуществляются в форме  ассигнований на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Самостоятельной формой расходов выступают  бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), к которым относятся ассигнования на:

- обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений;

- предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

- закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях:

- оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

- осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

- разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

- закупки товаров в государственный материальный резерв.

Основная сумма государственных  и муниципальных денежных, средств  расходуется путем финансирования. Бюджетное финансирование – это  урегулированное правовыми нормами  предоставление государственных или  муниципальных денежных средств  юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных законом о соответствующем бюджете. Выделение бюджетных средств характеризуется специфическими формами их предоставления и основано на принципах:

- плановости – предварительная  разбивка годовых назначений  на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;

- целенаправленности  – выделение бюджетных средств  строго по целевому назначению  на основе закона о соответствующем  бюджете;

- финансирования в  меру выполнения работ и услуг – выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно с учетом использования ранее отпущенных средств и в соответствии с фактическим выполнением заданий, их количественными и качественными характеристиками;

- соблюдения финансовой  дисциплины;

- безвозвратности и безвозмездности выделения бюджетных средств.

В зависимости от субъектов, использующих бюджетные средства, можно  выделить две основные формы бюджетного финансирования:

а) финансирование государственных  или муниципальных коммерческих организаций, имеющих имущество на праве хозяйственного ведения;

б) финансирование государственных  муниципальных некоммерческих учреждений и организаций, состоящих на бюджете  и действующих на праве оперативного управления имуществом, то есть сметно-бюджетное  финансирование.

II. Конкретизация бюджетных  расходов определена БК РФ, в  соответствии с которым представительные  органы государственной власти  и представительные органы местного  самоуправления утверждают суммы  расходов каждого бюджета. Законодательно  устанавливаемая по однородным признакам группировка расходов бюджета, используемая для исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджетной системы. Федеративное устройство государства в сфере бюджетных расходов предопределяет исключительную компетенцию Российской Федерации по установлению единой бюджетной классификации с возможностью в границах закона ее дальнейшей конкретизации на территориальных уровнях.

Относительно расходов бюджетов БК РФ выделяет функциональную, ведомственную классификацию.

Функциональная классификация  – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства в  определенных сферах.

Ведомственная классификация – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств.

Согласно БК РФ статья, посвященная классификации расходов, включает следующие положения:

Информация о работе Финансы и финансовая система государства