Финансы и финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция

Описание работы

По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.

Содержание работы

1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации

Файлы: 5 файлов

Темы семинаров ФДОК.doc

— 97.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 1 Сущность денег.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 2 Денежный оборот.doc

— 58.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 3 Денежная система.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1, 2 Ф ГУСЭ.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Лекция № 1

Тема: «Финансы и финансовая система государства»

 

План:

1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект

2. Сущность, функции, социально-экономическое  значение финансов

3. Финансовая система: понятие,  характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации

 

Содержание материала  лекции № 1.

 

I. По вопросу происхождения  термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.

Другие авторы утверждают, что этот термин возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством.

В Германии в XVI и XVII вв. термин «финансы» имел дурное значение, заключал в себе элемент лукавства, вымогательства, что связано с созвучностью со словами fien - хитрый, feinheit - ловкость и finder – изобретательный. Кроме того, такое негативное отношение к данной категории подтверждается и основной задачей финансовой науки на тот момент – создание не теоретически обоснованной и понятной системы налогообложения, а изыскание искусных приемов изъятия максимального количества денег у населения. Позднее отрицательное немецкое значение слова «финансы» было вытеснено, и с конца XVII в. под «финансами» в ряде европейских государств стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В дальнейшем «финансы» получили международное распространение и стали употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования и распределения государственных фондов денежных средств.

Ряд авторов утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу «Шесть книг о республике».

В Россию термин «финансы» пришел в XVIII в. и вплоть до начала XX в. употреблялся в смысле идентичном понятию «казна». Финансы как научное понятие  в российской печатной литературе появилось  в 1767 г. в книге «Переводы из энциклопедии», изданной Московским университетом. В данном труде под категорией «финансы» понимались «дела, принадлежащие к государственным доходам».

Историческая категория финансы  появились одновременно с появлением государства при расслоении общества на классы. Первое, рабовладельческое, государство возникло при появлении классов рабовладельцев и рабов. В таком обществе как средства производства, так и рабочая сила принадлежали рабовладельцу. Рабовладельческие государство и строй уступили место более производительному - феодальному строю. При таком строе феодал являлся собственником средств производства и только части рабочей силы. Как при рабовладельческом, так и при феодальном строе носитель рабочей силы не был собственником своей рабочей силы и субъектом добровольных договорных отношений при организации воспроизводственного процесса.

Однако исторически  более эффективным оказался капиталистический  способ производства, при котором  средства производства и предметы труда  принадлежат капиталисту, а права  собственности на рабочую силу –  ее носителю - наемному работнику. При этом в конце XX в. собственность на рабочую силу все больше разделяется на ее физическую и профессиональную составляющие: собственно рабочую силу и нематериальную составляющую рабочей силы – интеллектуальную собственность.

Эволюция финансов неразрывно связана с развитием бюджетных  отношений. Главными расходами рабовладельческих  и феодальных государств были затраты  на ведение войн, содержание двора  монарха и государственного аппарата, строительство объектов инфраструктуры. Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества - доменов и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); натуральные и денежные сборы и повинности; пошлины; займы; военная добыча и дань с покоренных народов.

Для выполнения функций  государства использовались различные  фонды, в частности, резервные и  страховые. Эти фонды наполнялись  путем установления различного рода натуральных повинностей. Денежное хозяйство в это время было наиболее развито в армии.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического производства доля натуральных сборов и повинностей сократилась. Все  большее значение стали приобретать  многовариантные денежные доходы и  расходы государства. Это усложнило  перераспределительные отношения: денежные средства могли расходоваться на различные ткани, фураж и т. д. Усложнение объектов управления породило многовариантность управляющих воздействий. В XVI-XVII в. финансы как объект управления усложнились настолько, что произошло разделение государственной казны и собственности монарха.

С совершенствованием технологий, используемых в воспроизводственном  процессе, возрастает период времени  и неопределенность формы возможных  реакций производства и рынка  на управляющие воздействия финансового менеджмента. Так возникает необходимость в научном подходе к финансам и финансовому менеджменту.

Основателем финансовой науки считают А. Смита. В труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» он начал разработку положений науки государственных финансов и впервые выделил производительный и непроизводительный труд.

А. Смит сформулировал  основные принципы целесообразной организации  налогообложения:

- налоги уплачивают  в соответствии со способностями  и силами подданных;

- размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;

- время взимания налогов  устанавливается удобным для  плательщика;

- обеспечиваются минимальные  издержки при сборе налогов.

Д. Рикардо в своем  главном труде «Начала политической экономии и налогового обложения», исходя из теории трудовой стоимости, указал, что все налоги неизбежно влияют либо на капитал, либо на доход. Если они взымаются с капитала, то уменьшается фонд, предназначенный для содержания производительного труда. При оплате налогов с дохода сокращается накопление капитала либо снижается потребление налогоплательщика. Налоги на предметы первой необходимости, вызывая рост цен, падают на плечи потребителя в гораздо более высокой пропорции, чем количество потребляемых ими товаров.

Д. Рикардо считал, что налоги должны быть минимальными, а задача правительства - поощрять накопление капитала.

В рамках финансовой политики передовых стран в XVIII-XIX вв. в интересах  буржуазии был провозглашен принцип  невмешательства в хозяйственную  жизнь страны.

Стремительное развитие производства в XIX в. сопровождалось ростом противоречий между трудом и капиталом. Для уменьшения этих противоречий английский ученый Д. Милль предложил внести изменения в сферу распределения доходов. Он разработал «налоговую теорию услуг». Согласно этой теории каждый гражданин должен отдать государству часть своего дохода за полученную от него поддержку. Он установил строгую зависимость между государственными расходами и налогами. В 70-х годах 19 века немецкие ученые Г. Шмоллер, М. Вебер, А. Вагнер предложили свой вариант решения проблемы накопления капитала с использованием и расширением объемов государственной административной, социально-культурной и инвестиционной деятельности.

К. Маркс исследовал методы первоначального накопления капитала с использованием государственных расходов, кредита, налогов. Он считал, что основным вопросом бюджета является соотношение расходной и доходной частей, то есть сальдо бюджета. По его мнению именно сальдо определяет сокращение или увеличение налогообложения. В конце XIX и в начале XX вв. как реакция на марксизм возникла «теория предельной полезности». Сторонники этой теории выступили против трудовой теории стоимости, заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. Государственные расходы и налоги рассматриваются в ней как многочисленные сделки между государством и частными лицами. И считается, что предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов.

Острейший кризис 1929-1933 годов  показал практическую необходимость в государственном регулировании экономики развитых государств. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. Кейнс обосновывает необходимость вмешательства государства в экономику в условиях обобществления капитала и труда. Финансовые категории (в первую очередь, государственные расходы) должны стать инструментами вмешательства в циклическое развитие экономики.

Н.И. Тургенев своей работой  «Опыт теории налогов», изданной в 1818 году, положил начало отечественной  финансовой науке. В этой работе были изучены особенности налогов, их значение для экономики страны. На рубеже XIX и XX вв. основным направлением было исследование государственных финансов. Исследовались вопросы доходов государства, порядок и форма взимания налогов, контроль, источники покрытия дефицита бюджета, развитие государственного кредита. Особое внимание уделялось отношениям бюджета и местных финансов, кассовое устройство бюджетного процесса.

В теории российские ученые были приверженцами прагматического  подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей». В учебнике сторонника этой теории И. Озерова «Основы финансовой науки» утверждалось, что «одни потребности удовлетворяются самими единоличными усилиями, другие - совместно с другими лицами, для чего история выработала союзы людей ... коллективные потребности требуют громадных средств». Там же утверждалось, что «...финансовая наука изучает финансовое хозяйство, то есть совокупность отношений, которые возникают на почве добывания союзами публичного характера материальных средств: она изучает те способы, посредством которых эти союзы добывают себе нужные средства, и как эти способы отражаются на других сторонах жизни, почему в одну эпоху преобладают одни способы, а в другую – другие».

В дореволюционных статьях В. Ленина были критически рассмотрены система доходов и расходов бюджета, раскрыта социальная характеристика косвенных налогов, показано плачевное финансовое состояние государства.

Наука о финансах в  СССР с конца 1920 до начала 1950 годов  разрабатывала вопросы использования финансов как инструмента классовой борьбы и обеспечения построения социалистического государства. В работах классика социалистических финансов В. Дьяченко раскрыта сущность финансов, показаны их функции в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы.

В. Дьяченко предложил  такое определение финансов: «Финансы социалистического государства  есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами». Эти взгляды В. Дьяченко концентрировано отражены в работе «К вопросам о сущности и функциях советских финансов». В последующий период это направление финансовой науки развивалось в двух планах: исследовалось развитие финансовых категорий, описывалась реальная практика финансов.

В соответствии с историей развития научных финансов необходимо сделать вывод, что для различных социально-экономических ситуаций могут быть рекомендованы как невмешательство государства в финансы в периоды относительного благополучия, так и вмешательство при кризисах и  масштабных структурных изменениях.

II. Ранее термин «финансы» использовался для отражения денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин включал в себя ряд признаков:

  • во-первых, это были денежные отношения между двумя субъектами;
  • во-вторых, данные субъекты обладали разными;
  • в-третьих, в процессе этих отношений фоpмиpовался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, то есть финансовые отношения носили фондовый хаpактеp;
  • в-четвертых, pегуляpное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам госудаpственно-пpинудительного хаpактеpа.

В настоящий момент под финансами понимаются денежные отношения, возникающие в процессе распределения валового общественного продукта в связи с формированием денежных доходов у населения, субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Категорию «финансы» следует рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под финансами понимается система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в сферах государственных финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, финансового рынка, международных финансовых отношений. Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы - система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения собственных функций.

В юридической литературе под финансами понимаются собственно публичные финансы, которые определяются как экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а так же предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта. При этом государственные финансы, как правило, определяются через перечисление их экономического и материального содержания:

Информация о работе Финансы и финансовая система государства