Финансы и финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция

Описание работы

По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.

Содержание работы

1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации

Файлы: 5 файлов

Темы семинаров ФДОК.doc

— 97.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 1 Сущность денег.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 2 Денежный оборот.doc

— 58.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 3 Денежная система.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1, 2 Ф ГУСЭ.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

Характеристика бюджетного устройства РФ складывается из трех элементов:

а) исследования структуры бюджетной системы;

б) анализа бюджетной  классификации;

в) изучения принципов  построения бюджетной системы.

По своей структуре бюджетная  система является трехуровневой:

1. федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3. бюджеты муниципальных образований.

Каждое звено бюджетной системы  характеризуется не только тем, что  оно обслуживает распределение и перераспределение дохода определенной территории, но также и тем, что при этом используются специфические формы и методы аккумулирования и использования фондов денежных средств.

Бюджетная система РФ существует не автономно все ее звенья являются составной частью финансовой системы  РФ.

В основе построения бюджетной системы  лежит совокупность определенных принципов.

Принцип построения бюджетной системы может быть определен как исходное положение, образующее основу бюджетной системы государства, предопределяющее возможность использования норм бюджетного права при осуществлении определенных действий.

Основными принципами построения бюджетной  системы являются:

а) единство бюджетной системы –  этот принцип обеспечивается единством правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии всех звеньев бюджетной системы, что достигается путем использования регулирующих источников дохода и гарантируется единой социально-экономической политикой, проводимой РФ;

б) самостоятельность бюджетов – этот принцип означает наличие собственных источников доходов и право самостоятельно определять их расходование;

в) принцип полноты и реальности бюджетов – этот принцип предусматривает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные обязательные платежи подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулируемых в бюджетной системе РФ;

г) принцип гласности – этот принцип указывает на то, что деятельность государственных органов и органов местного самоуправления в бюджетном процессе открыта и должна освещаться в СМИ;

д) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – этот принцип означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления;

е) принцип сбалансированности бюджетов – этот принцип предусматривает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;

ж) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств – этот принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

з) принцип общего покрытия расходов – этот принцип свидетельствует о том, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов;

и) принцип достоверности бюджета – этот принцип означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

к) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – этот принцип указывает на то, что бюджетные средства выдаются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

Лекция № 3

Тема: «Организационные основы формирования доходов бюджетов»

 

План:

1. Доходы бюджетов: понятие  и классификация

2. Дефицит бюджета и способы  его финансирования

 

Содержание материала  лекции № 3.

 

I. Доходы государственного (муниципального) бюджета – это  часть финансовых ресурсов государства  (муниципального образования) в  виде строго определенных нормами  бюджетного права экономических  отношений по поводу поступления  денежных средств в бюджет (федеральный, субъекта РФ или муниципального образования) с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы бюджета законодательно определены (ст. 6 БК РФ) как «денежные  средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления».

Многообразие видов  и групп доходов бюджетов предполагает их классификацию по различным критериям:

По  социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на:

- доходы от деятельности юридических лиц различных форм собственности;

- доходы от государственных угодий и имущества;

- доходы от государственной предпринимательской и внешнеэкономической деятельности;

- поступления от личных доходов граждан. Такая классификация имеет особенное значение для характеристики материального содержания бюджета.

В зависимости  от права собственности доходы бюджетов классифицируются на собственные и заемные.

Собственными  доходами бюджетов согласно ст. 47 БК РФ являются налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

Заемные доходы используются для привлечения дополнительных средств в бюджет при недостаточности собственных источников. К ним относятся: ссуды, полученные органами власти из других бюджетов; государственные или местные займы, выпущенные на инвестиционные цели; полученные банковские кредиты. Долговые обязательства государства или муниципального образования могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

В зависимости от степени обязательности бюджетные доходы подразделяются на: налоговые – предусмотренные законодательством налоги всех уровней, а также пени и штрафы за нарушения налогового законодательства; неналоговые – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о  налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; средства самообложения граждан и иные неналоговые доходы.

Самостоятельным видом  доходов бюджетов являются безвозмездные  и безвозвратные перечисления. Перечень таких доходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ и включает: финансовую помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ; безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

В БК РФ также представлена классификация доходов.

1. Код классификации  доходов бюджетов Российской  Федерации состоит из:

- кода главного администратора доходов бюджета;

- кода вида доходов;

- кода подвида доходов;

- кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

2. Перечень и коды главных  администраторов доходов бюджета,  закрепляемые за ними виды (подвиды)  доходов бюджета утверждаются  законом (решением) о соответствующем бюджете.

3. Код вида доходов включает  группу, подгруппу, статью, подстатью  и элемент дохода.

4. Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации  группами и подгруппами доходов  бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления.

 

II. Выделяют следующие  состояния бюджета:

- сбалансированность бюджета, выражающаяся  равенством доходной и расходной  частей;

- профицит бюджета, возникающий при превышении общей совокупности доходов над величиной всех расходов;

- дефицит бюджета,  представляющий недостаток доходов  для покрытия расходов.

Из совокупности представленных состояний бюджета негативным является бюджетный дефицит, первопричинами возникновения которого выступают:

а) чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску дополнительных доходных источников;

б) подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;

в) как следствие экономического и политического кризиса.

Выделяют различные  способы сокращения размера дефицита бюджета:

- использование различных  форм государственного и муниципального  кредита внутри и вне страны;

- изменение направлений  инвестиций, направляя денежные  средства в отрасли народного  хозяйства с наиболее высокой  финансовой отдачей от вложенных ресурсов (нефте- и газодобывающие отрасли);

- реализация на мировом  рынке части или полного объема  дебиторской задолженности, при  параллельном приостановлении или  сокращении финансовой помощи  другим государствам;

- конверсия;

- привлечение в страну  иностранного капитала.

При этом наиболее популярными выступают  следующие три способа финансирования бюджетного дефицита:

- за счет эмиссии денег;

- за счет займа у населения  своей страны (внутренний долг);

- за счет займа у других  стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

1. Эмиссионный способ финансирования  дефицита госбюджета.

Государство (Центральный банк) увеличивает  денежную массу, то есть выпускает в  обращение дополнительные деньги, с  помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

Достоинства: Рост денежной массы  является фактором увеличения совокупного  спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег стимулирует  инвестиции. Таким образом, оказывая стимулирующее воздействие на экономику, эмиссия в разумных масштабах может служить средством выхода из состояния рецессии. Кроме того, эту меру можно осуществить быстро.

Недостатки: Главный недостаток данного  способа состоит в том, что  в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции.

2. Финансирование дефицита госбюджета  за счет внутреннего долга.

Государство выпускает ценные бумаги, продает их населению и хозяйствующим  субъектам; полученные средства использует для финансирования превышения государственных  расходов над доходами.

Достоинства: Данный способ напрямую не вызывает инфляции, так как денежная масса не изменяется. Вместе с тем, это достаточно оперативный способ финансирования дефицита, поскольку выпуск и размещение государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро в результате их высокой ликвидности, надежности и доходности.

Недостатки: Необходимость выплаты  процентов по государственным облигациям, то есть обязанность обслуживания государственного долга. При этом чем больше государственный  долг, тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. Выплата же процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. В результате появляется необходимость дополнительного выпуска облигаций для финансирования выплат процентов, что провоцирует еще больший дефицит и вызывает построение финансовой пирамиды. Кроме того, в долгосрочном периоде данный способ может вызвать значительную инфляцию. Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть ценных бумаг предприятий становится невостребованной, что сокращает объем инвестиций в реальный сектор экономики.

Информация о работе Финансы и финансовая система государства