Финансы и финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция

Описание работы

По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.

Содержание работы

1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации

Файлы: 5 файлов

Темы семинаров ФДОК.doc

— 97.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 1 Сущность денег.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 2 Денежный оборот.doc

— 58.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 3 Денежная система.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1, 2 Ф ГУСЭ.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

В систему мер государственного регулирования входят следующие:

1. Регистрация страховых  организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Росстрахнадзора №02-02/08 от 19.05.94 г.. Эти условия определяют: форму лицензии и ее реквизиты; требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования); перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях); порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии; порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается  плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

2. Контроль за обеспечением  финансовой устойчивости страховщиков. Можно выделить пять основных  факторов, обеспечивающих финансовую  устойчивость страховой компании: достаточный собственный капитал; размер обязательств (включая технические резервы); размещение активов; портфель рисков, переданных в перестрахование; тарифная политика.

3. Разработка форм  и порядка статистической отчетности  и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.

4. Налогообложение доходов  от страховой деятельности.

5. Другие меры государственного  регулирования страховой деятельности.

 

V. Все правовые отношения,  связанные с проведением страхования,  можно подразделить на две группы:

- правоотношения, регулирующие  собственно страхование, то есть  процесс формирования и использования  страхового фонда;

- правоотношения, возникающие  по поводу организации страхового  дела, то есть деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

Данные отношения регулируются законодательными и другими правовыми  актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая - государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.

В настоящее время  в Российской Федерации происходит формирование трехступенчатой системы  правового регулирования страхового дела.

1. Первая ступень - общее гражданское право. К этой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс  РФ часть 1 и 2.

Гражданское право и  соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане , предприятия, организации, учреждения и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности (имущество, расходы, доходы) и нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

В части 1 ГК РФ установлены  понятия, лежащие в основе страховых  правоотношений, такие, например, как  физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

В части 2 ГК РФ содержится специальная гл. 48 «Страхование», в  которой определены основы отношений  по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

2. Вторая ступень - специальное законодательство, к  которому относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования (ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и другие федеральные законы).

ФЗ РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» призван создавать равные условия  проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как  государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые методические положения по организации страхования и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.

3. Третья ступень - прочие нормативные акты, к которым относятся указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств.

Общие требования законодательства по регулированию отношений в  области страхования состоят  в следующем: в законодательных  актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования; в прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности.

Основные требования, регулирующие отношения сторон по поводу страхования, содержатся в Гражданском кодексе  РФ (гл. 48, ст. 927 - 970, а также 490, 637, 646, 661, 742, 840). В гл. 48 ГК РФ содержится перечень интересов, страхование которых не допускается:

- страхование противоправных интересов;

- страхование убытков от участия  в играх, лотереях, пари;

- страхование расходов, к которым  лицо может быть принуждено  в целях освобождения заложников.

Закон предусматривает письменную форму заключения договора. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.

Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ) либо путем вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Принятие страхователем этих документов является согласием заключить договор на предложенных страховщиком условиях. Для страховщиков заключение договора страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

Как страхователь, так и страховщик должны иметь правоспособность и  дееспособность для вступления в страховые правоотношения. Для страховщика это, прежде всего, наличие лицензии и соответствующих учредительных документов, зарегистрированных надлежащим образом. Для страхователя - общие правила правоспособности и дееспособности согласно ГК РФ.

На договоры личного страхования распространяется правило о публичных договорах, содержащееся в ст. 426 Гражданского Кодекса. Публичный договор отличается от других гражданско-правовых договоров следующими характерными чертами:

- во-первых, в качестве одного  из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация (страховая компания - страховщик);

- во-вторых, коммерческие организации  должны вступать в договорные  отношения с любыми физическими  и юридическими лицами, которые  к ним обращаются  страхователями);

- в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный,  должны выступать обязанности  по продаже товаров, выполнению  работ или оказанию услуг, по  сути своей составляющие содержание  именно той деятельности, которая  по своему характеру должна  осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. В страховании предметом договора выступают обязанности страховщиков по защите соответствующих имущественных интересов страхователей.

Основные требования к договору страхования состоят в следующем:

а) договор страхования является соглашением между страхователем  и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при страховом  случае произвести страховую выплату  страхователю или лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховой взнос в установленные сроки;

б) для заключения договора страхования  страхователь представляет страховщику  письменное заявление по установленной  форме либо иным допустимым способом заявляет о своем намерении заключить договор страхования. Факт заключения договора страхования должен удостоверяться передаваемым страховщиком страхователю страховым свидетельством (полисом, сертификатом) с приложением правил страхования;

в) договор страхования  может быть прекращен по истечении срока или досрочно по требованию страхователя или страховщика, если это предусмотрено условиями договора страхования, а также по соглашению сторон.


Информация о работе Финансы и финансовая система государства