Финансы и финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция

Описание работы

По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.

Содержание работы

1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации

Файлы: 5 файлов

Темы семинаров ФДОК.doc

— 97.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 1 Сущность денег.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 2 Денежный оборот.doc

— 58.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 3 Денежная система.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1, 2 Ф ГУСЭ.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

1) в экономическом  смысле – это система денежных  отношений, в процессе которых  формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода;

2) по своему материальному содержанию – это денежные фонды государства и муниципальных образований, мобилизуемые и используемые для публичных целей.

Для публичных финансов характерными признаками являются:

- денежный характер  отношений. Финансы функционируют в пределах денежных отношений. При этом наличие денег выступает обязательным условием возникновения финансов, а причиной, порождающей их появление можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих деятельность. Потребность в ресурсах без финансов удовлетворить невозможно и в сфере хозяйствования, и в сфере государственного управления. Кроме того, в сфере хозяйствования благодаря финансам, являющимся инструментом стоимостного распределения общественного продукта, обеспечивается удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей;

- безвозмездный и безвозвратный  характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

- принудительная со  стороны государственных органов  и органов местного самоуправления  форма денежных отношений с  хозяйствующими субъектами и  населением (государство и органы местного самоуправления в форме правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействия к указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);

- отношения перераспределения  уже распределенного совокупного общественного продукта в его денежной форме.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции  производства к нуждам потребления.

Критериями отнесения тех или  иных отношений к финансовым являются:

а) финансовые отношения связаны с движением денежных средств (переход от одного владельца к другому);

б) данные отношения носят распределительный характер. Распределение происходит путем формирования и использования денежных фондов.

Финансы представляют собой  денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами (государством, регионами, хозяйственными единицами, населением) при формировании и использовании ими денежных фондов для выполнения своих функций.

Существование финансов возможно в условиях развитого товарного  производства и зрелой денежной системы, поскольку они опираются на функции денег и инфраструктуру рынка. Так, деньги в качестве средства обращения товаров и услуг позволяют формировать выручку от их продажи. Далее, деньги как платежное средство используются при распределении этой выручки на оплату труда, поставок сырья, погашения кредитов, налоговых обязательств, выплату дивидендов, на покупку финансовых активов и т. п.

Деньги как средство накоплений служат для аккумулирования  финансовых ресурсов у различных  субъектов и их долгосрочного целевого использования (создание бюджетов различных уровней, амортизационных, инвестиционных, инновационных, страховых, пенсионных фондов).

Если эти средства используются в предпринимательском  обороте (на покупку капитальных  товаров, строительство, передачу в ссуду, на приращение запасов и т. п.), то они превращаются в капитал, то есть в стоимость, приносящую стоимость, или богатство, дающее доход.

Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения  со всеми другими участниками  экономического процесса. Вступая в подобные отношения, экономические субъекты, распределяют между собой стоимость ВНП, а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них – материальные и нематериальные блага. Таким образом, финансы выполняют распределительную функцию, одновременно являясь экономическим стимулом для всех участников хозяйственного процесса: чем больше будет присвоено финансовых ресурсов, тем больше окажется возможностей для инвестирования и расширения масштабов каждого хозяйства, а также для улучшения его благосостояния. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. С помощью распределительной функции создаются бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды, которые используются для устранения диспропорций и обеспечения потребностей общества.

Вторая функция финансов – контрольная. Финансы – это непрерывное движение входящих и исходящих денежных потоков по отношению к конкретному субъекту. Эти потоки поддаются строгому количественному учету, так как деньги являются универсальным измерителем стоимости. Данная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению, то есть производится проверка того, как складываются пропорции в распределении денежных средств; насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение субъектов хозяйствования; насколько экономно и эффективно они используются. Таким образом, финансы могут сигнализировать о ходе экономического процесса, о «ножницах» между доходами и расходами, о приостановке движения в системе, о причинах отклонений. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчетность, ведущуюся по утвержденной государством методике.

Регулирующая  функция финансов проявляется через  воздействие государства на экономическое развитие, поведение хозяйствующих субъектов, функционирование хозяйственного комплекса посредством финансовых рычагов. Основными инструментами регулирования являются следующие:

1) налоги, которые  могут как сокращать, так и  стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные  расходы, которые побуждают фирмы  или работников производить те  или иные товары и услуги, а  также социальные выплаты, обеспечивающие  определенный уровень, доходов  некоторым слоям населения;

3) регулирование  или контроль, посредством принятия  соответствующих законов, определенных  видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых  из них;

4) установление  предельных цен на некоторые  товары и услуги (главным образом  в отраслях естественных монополий).

Стабилизационная  функция финансов заключается в  обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Воздействие финансов охватывает различные секторы экономики, однако можно выделить три основных направления:

- финансовое обеспечение  потребностей расширенного производства;

- финансовое регулирование  экономических и социальных процессов;

- финансовое стимулирование  эффективного использования всех  видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовое регулирование  экономических и социальных процессов - второе направление воздействия  финансов на развитие экономики. Регулирование  экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: обеспеченность финансовыми ресурсами способствует росту темпов развития отраслей народного хозяйства или территориального образования, в свою очередь прекращение финансирования ведет к спаду объемов производства в любом секторе хозяйственного комплекса.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических  ресурсов осуществляется различными методами:

- через эффективное  вложение финансовых ресурсов;

- создание поощрительных фондов;

- использование бюджетных  стимулов;

- использование  финансовых санкций.

III. Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья. Совокупность входящих в состав финансов звеньев в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Другими словами, финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

В ряде случаев под  финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений – совокупность органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что  обслуживает определенную сферу  распределения и перераспределения  национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований. Названные особенности лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых отношений. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время  финансовая система Российской Федерации  состоит из следующих звеньев:

а) бюджетная система;

б) внебюджетные государственные и муниципальные фонды;

в) государственный и  муниципальный кредит;

г) обязательное государственное  страхование;

д) финансы предприятий  любых форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного  хозяйства.

Бюджетная система – это базирующаяся на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ иерархия федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления, БК РФ закрепил трехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют:

1) совокупность федерального бюджета, предназначенного для финансирования общегосударственных потребностей, и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) совокупность бюджетов субъектов РФ, направленных на решение задач определенного субъекта РФ, и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, служащие для материального обеспечения предметов ведения местного самоуправления.

Бюджеты являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Внебюджетные фонды образовываются для обеспечения финансирования социальных, научно-технических, экологических, инвестиционных и иных потребностей страны. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества.

Внебюджетные фонды  создаются на всех уровнях и в  силу этого могут быть государственными или муниципальными. Обособленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ.

Третьим звеном финансовой системы является государственный и муниципальный кредит, который как финансово-правовая категория представляет совокупность норм финансового права, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу получения государством (муниципальным образованием) или размещения со стороны государства (муниципального образования) денежных средств, а также отношения по предоставлению государственных гарантий. Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с императивным участием государства.

Государственный и муниципальный кредит имеет некоторые особенности:

- в качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, муниципальных образований, однако отличается от других классических финансовых категорий тем, что связан не только с односторонним движением стоимости, но ему присущи также возвратность и платность;

- государственные и муниципальные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как займы других хозяйствующих субъектов имеют четко выраженную целевую направленность;

- государственный и муниципальный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при заимствовании средств государством или муниципальным образованием обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности).

Выделяют следующие наиболее важные отличия государственного кредита от банковского:

Информация о работе Финансы и финансовая система государства