Финансы и финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, лекция

Описание работы

По вопросу происхождения термина «финансы» имеются разные точки зрения. Существует мнение, что данный термин произошел от латинского finis – конец, финиш, окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений, используемого в Древнем Риме для характеристики расчетов между населением и государством.

Содержание работы

1. Предпосылки возникновения категории «финансы»: исторический аспект
2. Сущность, функции, социально-экономическое значение финансов
3. Финансовая система: понятие, характерные особенности, структурные элементы финансовой системы Российской Федерации

Файлы: 5 файлов

Темы семинаров ФДОК.doc

— 97.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 1 Сущность денег.doc

— 66.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 2 Денежный оборот.doc

— 58.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Л 3 Денежная система.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Лекция 1, 2 Ф ГУСЭ.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

- появление государственного кредита связано с потребностями политической надстройки, которую государственный кредит и обслуживает, появление банковского кредита связано с потребностями производства;

- средства, мобилизуемые посредством государственного кредита, потребляются в основном на непроизводственные цели и погашаются за счет налогов и новых заимствований, а банковский кредит используется как капитал, который дает новую стоимость, направляемую на погашение;

- обязательным участником государственных кредитных операций является государственный орган.

Четвертым звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование – урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых указанными лицами страховых взносов.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы предприятий, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов предприятий.

Финансовая система охватывает финансы предприятий всех форм собственности, но пределы и методы правового  регулирования их финансовой деятельности различны. Финансы предприятий являются основой всей системы финансов, поскольку именно здесь формируется большая часть финансовых ресурсов. Это звено относится к сфере материального производства. В результате финансовой деятельности предприятий образуются основные источники финансовых ресурсов государства: общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Первые четыре звена  финансовых отношений относятся  к централизованным финансам и используются для осуществления публичной  финансовой деятельности в масштабах  всего государства.

Финансовые отношения  предприятий относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Таким образом, каждое звено  финансовой системы представляет собой  определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом  – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых используются и образуются фонды денежных средств. При этом каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими ее звеньями, но все звенья взаимодействуют и интегрируют.

 

 

Лекция № 2

Тема: «Теоретические основы бюджетной деятельности

в Российской Федерации»

 

План:

1. Понятие и функции  государственных финансов

2. Сущность, функции, виды, социально-экономическое значение  бюджетов

3. Бюджетное устройство  Российской Федерации

 

Содержание материала лекции № 2.

 

I. Государственные финансы составляют материальную основу деятельности государства при различных системах хозяйствования. Они представляют собой совокупность экономических отношений, ориентированных на образование и распределение денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Впервые термин «государственные финансы» стал применяться во Франции в XVI в.. Сущность государственных финансов определяется господствующим способом производства и принятой системой хозяйствования в государстве. Рассматривая исторический аспект становления системы государственных финансов необходимо отметить, что в рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах государственные финансы выступали орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, так как основное налоговое бремя возлагалось на работающее население, а изъятые посредством налогообложения денежные ресурсы направлялись на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов. В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, в свою очередь принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение, что стало предпосылкой формирования сложной системы государственных финансов.

В рамках современной интерпретации  под термином «государственные финансы» подразумевается совокупность экономических отношений между государством и обществом, возникающих в реальном денежном обороте, в процессе которых происходит сбор и использование денежных средств для удовлетворения государственных потребностей в интересах всего общества. Результатом этих отношений выступает создание системы общегосударственных денежных фондов, таких как государственный бюджет, бюджеты различных административно-управленческих и территориальных единиц, внебюджетные социальные и экономические фонды, фонды государственных предприятий, кредитный фонд государства.

Регулирование процесса управления государственными финансами в центре и на местах осуществляется посредством утверждения нормативно-правовых актов, касающихся формирования и исполнения бюджетов различных уровней, путем введения изменений в налоговое законодательство по поводу установления и отмены налогов, акцизов, таможенных тарифов и других обязательных платежей.

Сущность государственных финансов проявляется в их функциях:

- перераспределительная – заключается  в перераспределении национального дохода между населением, предприятиями и государством; производственной и непроизводственной сферами экономики; между отраслями материального производства; регионами страны; формами собственности и хозяйствования; между социальными группами;

- воспроизводственная – предусматривает  участие государства в воспроизводстве главной производительной силы – человека (через сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения), в развитии науки, социальной и производственной инфраструктуры, стимулировании развития экономики и обеспечении занятости населения;

- регулирующая – выполняется  в процессе реализации вышеперечисленных функций и состоит в координации социально-экономического развития;

- стимулирующая – сводится к  тому, чтобы заинтересовать все  субъекты, связанные с формированием и расходованием государственных финансовых ресурсов в более эффективной и производительной работе, в ускорении научно-технического прогресса и повышении конкурентоспособности продукции и услуг внутри страны и на внешнем рынке;

- плановая (прогнозная) – реализуется  в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней, а также через внебюджетные фонды;

- контрольная – представлена контрольной деятельностью законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за сферой финансовых отношений всех экономических субъектов;

- социальная – способствует решению  социальных проблем – обеспечение занятости, содержание нетрудоспособных, сокращение социального неравенства и т.п.

Таким образом, государственные финансы как совокупность денежных отношений направлены на обслуживание потребностей всех членов общества.

II. Бюджет - это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.

Бюджет (от французского слова budget) является исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих финансово-правовых категорий, поэтому его определение образуется из экономического, материального и юридического аспектов.

Выполнение социальной, политической и экономической функций государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются государственные потребности в денежной форме. Таким образом, экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

В материальном аспекте бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном  уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти. Материально-вещественное воплощение бюджетные отношения получают в процессе своей реализации, то есть эти отношения материализуются в централизованном денежном фонде соответствующего территориального уровня. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется объем аккумулируемых денежных средств, виды доходов и расходов. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствование предприятиях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как  планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке.

В ст. 6 БК РФ «бюджет» определяется как  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Правовая форма бюджета раскрывается в ст. 11 БК РФ, в соответствии с которой федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджет субъекта РФ - в форме закона субъекта РФ, местный бюджет - в форме правового акта представительного органа местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Бюджет как правовая категория  имеет следующие признаки:

- во-первых, это общегосударственный  фонд денежных средств, создаваемый  для покрытия государственных  расходов;

- во-вторых, это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы;

- в-третьих, это основной финансовый  план государства, поскольку наряду с ним действуют и финансовые планы предприятий, учреждений, организаций (балансы, сметы). Как основной финансовый план бюджет характеризуется универсальностью и координацией. Универсальность бюджета как финансового акта проявляется в аспекте охвата им, как ни одним другим финансовым планом, практически всех областей и сфер экономического и социального развития. Координирующая роль бюджета проявляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов.

Бюджет как правовая категория  является объектом бюджетных правоотношений, зафиксированным бюджетно-правовыми нормами и отделимым от материального содержания.

Сущность бюджета проявляется  в его функциях:

1. перераспределение валового внутреннего  продукта;

2. государственное регулирование и стимулирование экономики;

3. финансовое обеспечение бюджетной  сферы и осуществление финансовой  политики государства;

4. контроль за образованием и  использованием централизованных  фондов денежных средств.

Бюджет как звено финансовой системы имеет особенности:

а) государственный бюджет представляет особую форму перераспределительных отношений, связанную с обособлением части национального дохода в собственность всего государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества и отдельных его государственно-территориальных образований;

б) бюджет осуществляет перераспределение  национального дохода и части национального богатства как между территориальными образованиями, так и между отраслями народного хозяйства.

Бюджет является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно общегосударственных интересов, поэтому отношения в этой сфере регулируются преимущественно императивными нормами.

Выделяют следующие разновидности  бюджетов: чрезвычайный, консолидированный, минимальный.

Чрезвычайный бюджет отличается более  жестким правовым режимом использования  средств, основанием для установления которого является возникновение непредвиденных обстоятельств и угроз различной природы.

В БК РФ существует понятие «консолидированный бюджет», что означает «свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории».

Консолидированный бюджет имеет два  существенных признака:

а) представляет собой совокупность бюджетов определенной территории;

б) свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности.

Минимальный бюджет содержит расчетный  объем доходов бюджета нижестоящего территориального уровня, покрывающих  жизненно необходимые расходы, гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти.

III. Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяются национально-государственным и административно-территориальным устройством страны. Бюджетное устройство обусловлено типом и формой государства.

Информация о работе Финансы и финансовая система государства