Шпаргалка по "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:04, шпаргалка

Описание работы

1.Персонал организации: понятие, классификация, источники формирования, методы планирования и учета
Персонал предприятия – это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку, опыт практической деятельности для выполнения миссии предприятия
Классификация:рабочие – работники непосредственно занятые созданием материальных ценностей, оказанием промышленных или транспортных услуг

Файлы: 1 файл

ответы сокращеные.docx

— 398.22 Кб (Скачать файл)

В основе концепции заработной платы, разработанной К. Марксом, лежит разграничение понятий «труд» и «рабочая сила». Специфической чертой наемного труда как целесообразной деятельности человека является то, что он осуществляется после заключения договора о найме. До этого труд не существует в отличие от других товаров, которые получают вещную форму до их продажи. Предметом купли-продажи, таким образом, является не труд, а рабочая сила — способность к труду как совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает личность.

По К. Марксу, рабочая сила, как и всякий товар, обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Потребительная стоимость состоит в том, что человек, обладающий рабочей силой, способен трудиться, создавать стоимость большую, чем воспроизводство затрат его рабочей силы.

Это предполагает деление всего рабочего дня, в течение которого работник трудится под контролем работодателя, на необходимое и прибавочное рабочее время. В необходимое рабочее время работник создает эквивалент своей собственной стоимости — стоимость необходимого продукта, а в прибавочное время — стоимость прибавочного продукта, для чего предприниматель и покупает рабочую силу.

Выраженная в деньгах стоимость рабочей силы выступает как ее цена в форме заработной платы. Согласно теории К. Маркса, источник заработной платы — необходимое рабочее время, но условием ее получения является одновременное создание наемными работниками прибавочной стоимости. Поэтому заработная плата создает видимость оплаты за весь труд наемного работника. Она обусловлена также и тем, что работник может получить заработную плату только после того, как отработает определенное количество времени, и чем больше это время, тем выше заработная плата.

американский экономист Й. А. Шумпетер (1883-1950) в 1912 г. в своей знаменитой книге "Теория экономического развития" впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя, Новатора, как его называл Шумпетер. Роль Новатора - в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства. Эти новые сочетания и есть нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Они - предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами - это предпринимательская прибыль".

Ф.Найтом (1885—1972) в своей известной книге “Риск, неопределенность, прибыль” (1921), где он рассматривает прибыль как доход за несение бремени неопределенности. При этом Найт проводит четкое различие между понятиями “риск” и “неопределенность”. По его мнению, значительная часть рисков в экономическом процессе исчислима, является объектом страхования и потому становится статьей издержек производства, вычитаемой из прибыли. Прибыль же, по Найту, вытекает из подлинной неопределенности и представляет собой непредвиденную разницу между ожидавшимися и реальными поступлениями от продаж как следствие угадывания цены. Следовательно, прибыль может быть как положительной, так и отрицательной величиной.

 

 

19. Минимальный размер оплаты труда как основа организации заработной платы: понятие, социальное и экономическое значение, государственное регулирование.

Минимальный размер оплаты труда́— законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Субъектам Российской Федерации предоставляется право своими законами устанавливать зарплату выше федерального уровня МРОТ во внебюджетной сфере. В законопроекте также предлагается ввести и административную ответственность работодателей внебюджетной сферы, которые будут занижать минимальную зарплату.

Размер минимальной заработной платы периодически индексируется в связи с инфляцией, но, тем не менее, он остается чрезмерно низким.

В основу минимального размера заработной платы кладется величина прожиточного минимума, установленного для трудоспособных граждан.

Прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Она определяется по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и ее субъектам Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина и величина прожиточного минимума рассчитываются для трех основных социально-демографических групп населения: трудоспособных граждан, пенсионеров, детей.

Право на получение минимального размера оплаты труда возникает у работника лишь в том случае, если он полностью отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности). Данное право сохраняется у работника и в том случае, если норма рабочего времени и норма труда не выполнены работником не по его вине.

Минимальный размер оплаты труда периодически пересматривается с учетом роста стоимости жизни, изменения минимального потребительского бюджета и социально-экономического положения России.

В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты. Минимальный размер оплаты труда следует отличать от минимальных тарифных ставок, должностных окладов, устанавливаемых в коллективных договорах, тарифных соглашениях (отраслевых, межотраслевых, республиканских). Они всегда выше минимального размера оплаты труда, определенного федеральным законом.

Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.

 

20. Пенсионное обеспечение населения в России: особенности, проблемы и тенденции развития. Пенсионное законодательство России.

Пенсионное обеспечение - это форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Пенсионное обеспечение населения является одним из направлений социальной политики государства. Статьи 7 и 39 Конституции РФ определяют, что в России каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования», развивая положения Конституции РФ, предусматривает в качестве социальных страховых рисков наступление старости, инвалидности, потерю кормильца и другие ситуации, предусматривая выплату соответствующих пенсий. Причем, если исходить из положений Конституции РФ, что Российская Федерация является социальным государством, то размер пенсии должен позволять получающему ее человеку жить на достойном уровне.

Пенсионный фонд РФ является крупнейшим социальным внебюджетным фондом России.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и представляет собой государственное учреждение. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Страховым риском в пенсионном страховании является утрата застрахованным лицом своего заработка в результате наступления страхового случая (достижение установленного пенсионного возраста).

Проблемы и тенденции развития -1)уровень государственной пенсии находится на крайне низком уровне, не покрывая минимальные потребности пенсионера.

То есть при выходе на пенсию уровень и качество жизни падают более чем в три раза. Причем чем выше заработок у человека, тем коэффициент замещения ниже (у значительной части работников он ниже 10–15 %).

Основные причины хронически низкого уровня пенсий:

1)низкий  уровень заработной платы;

2)незаинтересованность  работодателей и населения в  увеличении взносов в ПФР. Следствием  является высокая задолженность  плательщиков (промышленных и сельскохозяйственных  предприятий) перед ПФР;

3)обремененность  пенсионной системы большим числом  льготных пенсий, источником выплаты  которых являются взносы, поступающие  за всех застрахованных. 4)существенное  резкое ухудшение демографической ситуации (снижение рождаемости, высокая смертность в трудоспособном возрасте и пр.) ведет к сокращению числа работников, за счет отчислений зарплаты которых обеспечиваются выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

бюджета. Одним из обсуждаемых вариантов является полная передача ответственности за выплату базовой пенсии федеральному бюджету и изменение структуры тарифа пенсионных взносов; постепенный (в течение 15-20 лет) отказ от распределительной страховой части и полная замена ее в долгосрочной перспективе на накопительное обязательное пенсионное страхование, осуществляемое через частные финансовые институты. В этом случае базовая часть трудовой пенсии, уравнительная по своей природе, будет выплачиваться через ПФР и финансироваться за счет пенсионного налога с работодателей, тогда как страховые взносы будут направляться исключительно на формирование пенсионных накоплений и инвестироваться в интересах ускоренного экономического развития страны. (Предлагаемая модель требует широкой дискуссии.)

4. Важным направлением решения  пенсионных проблем должно стать  создание и развитие региональных  накопительных пенсионных систем  как эффективной технологии пенсионного  обеспечения граждан, которые, учитывая  региональные особенности, должны  послужить, с одной стороны, улучшению  качества жизни пенсионеров в  ближайшей перспективе, а с другой  стороны, способствовать социально-экономическому  развитию регионов путем направления на эти цели сформированных в них ресурсов.

5. Государство должно заинтересовать  работодателей участвовать в  пенсионном обеспечении своих  работников. С этой целью необходимо  предоставить налоговые льготы  и иные формы стимулирования  для добровольных корпоративных  пенсионных программ, а также  упорядочить их правовое регулирование.

 

21.Социальные пособия и льготы для неработающего населения: понятие, виды, источники финансирования, размеры.

Социальные выплаты и льготы – это денежные пособия, которые выплачиваются гражданам в период их нетрудоспособности, а также для оказания помощи в социально значимых случаях, определенных законом.  Примером могут служить:

пособия по безработице;

выплаты матерям при беременности и рождении, пособия по уходу за ребенком;

пособия матерям-одиночкам;

пособия по инвалидности;

пособия на похороны и т.п.

Виды социальных выплат могут быть следующими:

одноразовая материальная помощь;

ежемесячные социальные выплаты;

периодические выплаты.

В категорию «неработающее население» входят дети, пенсионеры, студенты, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, и люди, не имеющие работы.

Пособия - это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования. Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий - полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т. е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.

Социальные пособия не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель - предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии. Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно — необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий - государственный бюджет. Таким образом, социальное пособия - это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленные законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий). К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.

Информация о работе Шпаргалка по "Управление персоналом"