Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 12:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 45 ответов на вопросы по дисциплине "Управление персоналом"

Файлы: 1 файл

шпоры УП.docx

— 109.56 Кб (Скачать файл)

1. Сущность, принципы и содержание управления  персоналом. Особенности управления персоналом в современных условиях функционирования организации (предприятия). Сущность и содержание управления персоналом. Управление персоналом- целенаправленная деятельность руководителей всей уровней управления организации и работников структурных подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку стратегии кадровой политики, концепцию, принципы и методы и технологию управления персоналом организации. Главная цель управления персоналом - вклад в прибыль организации, которая достигается через обеспечение организации высококвалифицированными и заинтересованными работниками, через эффективное использование их мастерства и творческих возможностей, через удовлетворение социальных потребностей человека на производстве( удовлетворение работой, самовыражение, комфортность межличностных отношений и дрПринципы организации работы с персоналом. принципы упр перс отраж правила, определяющие осн треб к сист, структ и орг-ции упр людьми.  Принц упр подразд на общие и частные. Общие принц: целенапр, ответственность,  компетентность, дисциплина, стимулир, иерархичность.  Целенапр упр предполагает четкую постновку и ранжирование целей перед каждым предпр и его прдразд. Цели упр должны быть напряженными, но реально достижимыми.  Принцип ответст-ти предусм наказание членов орг за невып возлож на них ф-ций или задач. Отв-ть должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличен полномочий.  Принцип компетентности означ знание менеджером объекта упр или его способн восприн комепетентную консультацию спец-тов при принятии решений.  Дисциплина подразум безусловное вып получ заданий и распоряж. Только при усл наличия дисциплины можно обеспеч четкую и слаженную работу всех подразд орг-ции. Принцип стимулир предполаг прежде всего мотивацию труд деят на основе использ материальных и моральных стимулов.  Принцип иерархичности предусм вертикальное разделение управленч труда, т.е. выделение уровней упр и подчинение низших уровней упр высшим. Задачи и особенности кадровой политики в современных условиях.   Деятельность по УП нацелена на обеспечение персоналом: необходимого количества; требуемого качества; в определённом месте; в нужное время.   Задачи кадровой политики: 1) обеспечение организации опытными специалистами; 2) эффективное использование мастерства, знаний, умений, навыков работников; 3) создание условий для полного удовлетворения персонала своей работой; 4) стимулирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе; 5) интерес среди работников в достижении целей организации. Особое внимание должно быть уделено развитию управленческого персонала. Кадровая политика должна быть интегрирована с производственной, хозяйственной, финансовой и учётной политикой фирмы.

 

2. Объект  и субъект управления персоналом. Условия. влияющие на формирование системы управления персоналом организации. Объект управления - это отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия (организации, фирмы), на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады). Отличительная особенность группы работников как объекта управления состоит в определенной взаимоувязке деятельности работников благодаря общим целям, что и характеризует их как коллектив. В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников кадровой службы, а также руководители всех уровней, выполняющие функцию управления по отношению к своим подчиненным.

 

3.Функции  и структура службы персоналом  в различных предприятиях (организациях). Условно все функции подразделяются на 2 группы: 1. Традиционные – текущая кадровая работа с персоналом – отбор, прием, увольнение, адаптация и пр. 2. Перспективные (новейшие) - планирование карьеры, адаптация персонала, предупреждение и ликвидация забастовок, конфликтов, непрерывное обучение персонала Функции служб УП: 1) Анализ содержания труда персонала. 2) Планирование и прогнозирование в потребности персонала и определение источников их удовлетворения. 3) Подбор персонала. 4) Адаптация. 5) Профориентация 6) Планирование карьеры и развитие. 7) Анализ социально-психологического климата в коллективе и предупреждение элементов дезорганизации. 8) Мотивация и стимулирование персонала. 9) Обучение персонала. 10) Разработка системы оценки персонала. 11) Оценка персонала. 12) Организация и нормирование труда. 13) Аттестация рабочих мест. 14) Охрана труда и обеспечение безопасности труда 15) Обеспечение социальной защиты и социального партнёрства в коллективе. 16) Учет персонала и отчетность. 17) Контроль трудовой, финансовой, производственной дисциплины. 18) Участие в системе внутрифирменного аудита.Структура КС: во главе КС стоит директор (управляющий) по кадрам, в его подчинении нах-ся: Сектор найма р.с. (планирование, набор, тестирование, анализ рынка р.с.); Сектор подготовки и развития персонала (программы обучения и орган-ии образования, анализ, контроль); Сектор стимулирования и оплаты труда (анализ, оценка работы, разработка тариф. соглашений и сеток, надзор за соц. компенсациями); Сектор изучения и анализа кадров (изучение и анализ кач-ва труд. жизни, морально-псих. климата); Сектор труд. отношений (разработка и текущий контроль за выполнением положений коллектив. договоров); Сектор охраны труда (мед. программы, курсы по охране труда, улучшение условий труда). Эти сектора объединены в Сектор стратегич. упр-я (сбор и анализ инф-ии по кач-ву жизни, рынку р.с., корректировка и планирование деят-ти всех секторов в соотв-ии со стратегич. задачами, инф-ое обеспечение руководства).

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функциональные обязанности служб  управления персоналом. . Условно все функции подразделяются на 2 группы: 1. Традиционные – текущая кадровая работа с персоналом – отбор, прием, увольнение, адаптация и пр. 2. Перспективные (новейшие) - планирование карьеры, адаптация персонала, предупреждение и ликвидация забастовок, конфликтов, непрерывное обучение персонала Функции служб УП: 1) Анализ содержания труда персонала. 2) Планирование и прогнозирование в потребности персонала и определение источников их удовлетворения. 3) Подбор персонала. 4) Адаптация. 5) Профориентация 6) Планирование карьеры и развитие. 7) Анализ социально-психологического климата в коллективе и предупреждение элементов дезорганизации. 8) Мотивация и стимулирование персонала. 9) Обучение персонала. 10) Разработка системы оценки персонала. 11) Оценка персонала. 12) Организация и нормирование труда. 13) Аттестация рабочих мест. 14) Охрана труда и обеспечение безопасности труда 15) Обеспечение социальной защиты и социального партнёрства в коллективе. 16) Учет персонала и отчетность. 17) Контроль трудовой, финансовой, производственной дисциплины. 18) Участие в системе внутрифирменного аудита.

 

5. Методы  управления персоналом в организации.  Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. 
Три группы методов управления: административные; экономические; социально-психологические. Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях (методы «кнута»). Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов (метод «пряника»). Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей.

Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. К административным методам можно отнести следующие методы: установление госзаказов; формирование структуры органов управления; утверждение административных норм и нормативов; правовое регулирование; издание приказов, указаний и распоряжений; инструктирование; отбор, подбор и расстановка кадров; утверждение методик и рекомендаций; разработка положений, должностных инструкций, стандартов организации; разработка другой регламентирующей документации; установление административных санкций и поощрений.

Экономические методы управления – элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. 
Экономическими являются следующие методы: технико-экономический анализ; технико-экономическое обоснование; технико-экономическое планирование; экономическое стимулирование; мотивация трудовой деятельности; оплата труда; капиталовложения; кредитование; ценообразование; участие в прибылях и капитале; участие в собственности; налогообложение; установление экономических норм и нормативов; страхование; установление материальных санкций и поощрений.

Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические виды управления.

Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические  методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

К социально-психологическим методам  можно отнести: социально-психологический анализ; социально-психологическое планирование; создание творческой атмосферы; участие работников в управлении; социальное и моральное стимулирование; удовлетворение культурных и духовных потребностей; формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата; установление социальных норм поведения; развитие у работников инициативы и ответственности; установление моральных санкций и поощрений.

 

6. Понятие и основные тенденции  развития управления персоналом.  Кадровая политика – система теоретических взглядов, принципов, правил, норм, определяющих основные направления работы с персоналом, обеспечивающих приведение человеческого ресурса в соответствие со стратегией развития организации. Задачи кадровой политики: 1. Обеспечение организации опытными специалистами. 2. Максимальное использование трудового потенциала каждого работника. 3. Создание условия для удовлетворения персонала своей работой. 4. Сохранение благоприятного социально-психологического климата в коллективе. 5. Поддержка интересов работников для достижения общих целей организации. В современных условиях особое значение отводится развитию управленческого персонала, планированию и развитию его карьеры. КП должна быть интегрирована с производительной, хозяйственной, финансовой и учётной политикой фирмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Функции и методы управления  персоналом. Методы упр. перс.

1) административные  – носят прямой характер воздействия,  любой регламентирующий документ  подлежит безусловному выполнению.  Инструменты: формирование структур управления, издание указов, должностных инструкций, контроль за их исполнением. 2) экономические методы: мотивация, оплата, премирование, бонусы, выплаты, льготы, налоговая система, система норм и нормативов. 3)социально-психологические методы – методы морального принуждения: удовлетворение своих потребностей, желаний, ожиданий. Условно все функции подразделяются на 2 группы: 1. Традиционные – текущая кадровая работа с персоналом – отбор, прием, увольнение, адаптация и пр. 2. Перспективные (новейшие) - планирование карьеры, адаптация персонала, предупреждение и ликвидация забастовок, конфликтов, непрерывное обучение персонала.  Функции служб УП: 1) Анализ содержания труда персонала. 2) Планирование и прогнозирование в потребности персонала и определение источников их удовлетворения. 3) Подбор персонала. 4) Адаптация. 5) Профориентация 6) Планирование карьеры и развитие. 7) Анализ социально-психологического климата в коллективе и предупреждение элементов дезорганизации. 8) Мотивация и стимулирование персонала. 9) Обучение персонала. 10) Разработка системы оценки персонала. 11) Оценка персонала. 12) Организация и нормирование труда. 13) Аттестация рабочих мест. 14) Охрана труда и обеспечение безопасности труда 15) Обеспечение социальной защиты и социального партнёрства в коллективе. 16) Учет персонала и отчетность. 17) Контроль трудовой, финансовой, производственной дисциплины. 18) Участие в системе внутрифирменного аудита.

 

8. Понятие  и виды кадровой политики в  организации. В широком смысле кадровая политика - система правил и норм в области работы с кадрами, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, приводящая человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы. В узком смысле кадровая политика - набор конкретных правил, пожеланий и ограничений во взаимоотношениях работников и организации.    

 Под кадровой политикой подразумевается  формирование стратегии кадровой  работы, установление целей и  задач, определение принципов  подбора, расстановки и развития  персонала, совершенствование форм  и методов работы с персоналом  в конкретных рыночных условиях  на том или ином этапе развития  организации.    

Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда.

Существуют следующие виды кадровой политики.   

1. В соответствии с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий:    

 а) пассивная кадровая политика. Связана с отсутствием у руководства организации выраженной программы действий в отношении персонала. Кадровая политика сводится к ликвидации негативных последствий в сфере кадровой работы;    

 б) реактивная кадровая политика. Руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом и принимает меры по локализации проблем;     

 в) превентивная кадровая политика. Характеризуется наличием у руководства обоснованных прогнозов развития ситуации и одновременно недостатком средств для оказания влияния на нее;    

 г) активная кадровая политика. Характеризуется наличием у руководства не только обоснованных прогнозов развития ситуации, но и средств воздействия на нее.   

2. В зависимости от степени открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава организации:      

 а) открытая кадровая политика. Характеризуется прозрачностью организации для потенциальных сотрудников на любом уровне иерархии управления;     

 б) закрытая кадровая политика. Отличается непроницаемостью для нового персонала на средних и высших уровнях управления.

9.Элементы  кадровой политики и пути реализации  кадровой политики. Реализация политики на практике. Даже если у предприятия нет документа, отражающего кадровую политику, это не означает, что руководство не в состоянии на уровне коллектива управлять им эффективно. Администрация должна стремиться к этому. Эффективно управляя коллективом, руководство предприятия существенным образом повлияет на продуктивность своей деятельности. Это подразумевает заботу о надлежащем обучении, мотивации хорошей работы и решении проблем до того момента, как они станут угрожающими. Кроме того, следует позаботиться и о том, чтобы члены коллектива, наделенные полномочиями контроля и управления, также старались хорошо руководить своими подчиненными. Обеспечение реализации функций управления персоналом. Реализация функций упр. перс. включает следующие виды своего обеспечения: 1) «научно-методическое обеспечение» - разработка оригинальных или использование современных научных методологий и методов осуществления процесса подбора персонала; 2) «финансовое обеспечение» – обоснование, планирование и получение финансовых средств на проведение операций по работе с персоналом; 3) «материально-техническое обеспечение» – наличие средств для проведения кадровых манипуляций; 4) «организационное обеспечение» – соблюдение принципов разделения, организации, кооперации и специализации в сфере кадрового менеджмента; 5) правовое обеспечение; 6) «информационное обеспечение» - наличие необходимой информации и средств ее получения для осуществления того или иного аспекта кадровой работы; 7) «кадровое обеспечение» - это наличие квалифицированного персонала для проведения кадровых процедур.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"