Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 12:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит 45 ответов на вопросы по дисциплине "Управление персоналом"

Файлы: 1 файл

шпоры УП.docx

— 109.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Факторы  формирования трудовых ресурсов  и источники их пополнения

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ - это население, обладающее физическими и интеллектуальными  способностями, необходимыми для участия  в трудовой деятельности.

На формирование трудовых ресурсов влияют следующие факторы:

-         демографическое  развитие общества, под воздействием  которого формируется численность  населения, его половозрастная  структура, численность экономически  активного населения;

-         миграция, как внутренняя так и внешняя, оказывает влияние на структуру, количество и качество трудовых ресурсов;

-         уровень  развития профессионального образования  и его доступность, что оказывает  влияние на профессионально-квалификационную  структуру трудовых ресурсов;

-         наличие  в экономике легальных доходов,  не связанных с трудовой деятельностью;

-         уровень  оплаты труда.

Воздействие на данные факторы позволяет  государству управлять формированием  трудовых ресурсов.

В современных условиях основными  источниками пополнения трудовых ресурсов являются: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; военнослужащие, высвобождаемые из вооруженных сил в связи  с сокращением численности армии; вынужденные переселенцы из стран  Балтии, Закавказья, Средней Азии.

 

 

17. Определение  дополнительной потребности в  кадрах. Для определения потребности в квалифицированных кадрах используются в основном следующие методы: нормативный (нормативов насыщенности, штатный, штатно-номенклатурный, штатно-нормативный), балансовый, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, сравнения (с предприятием-образцом и зарубежным аналогом).

Нормативный метод. Использование нормативного метода при определении потребности в квалифицированных кадрах предполагает расчет общей численности работников (рабочих и специалистов отдельно) на основе планируемого объема производства (продукции, работ, услуг) и прогрессивных норм выработки

Штатные методы. Наряду с методом нормативов насыщенности для определения потребности в специалистах используют штатный, штатно-номенклатурный и штатно-нормативный методы.

Штатный метод определения потребности  в кадрах предполагает использование  типовых схем управления производством  и типовых штатных расписаний. Достоинство этого метода состоит  в простоте и незначительной трудоемкости расчетов, недостаток — в перенесении  сложившихся пропорций в штатных  расписаниях на перспективу и  в слабом учете изменяющихся потребностей производства.

Штатно-номенклатурный метод предполагает определение дополнительной потребности  в специалистах на основе сопоставления  штатных расписаний и номенклатур  должностей. Этот метод может обеспечить достаточную точность определения  дополнительной потребности в специалистах при условии наличия научно обоснованных организационных структур управления и номенклатур должностей, наиболее полно отражающих характер и сложность выполнения работ специалистами на различных уровнях управления.

Использование штатно-нормативного метода для определения потребности  в специалистах основывается на системе  норм и нормативов обслуживания, управления, управляемости, нормативов численности  специалистов, устанавливаемых в  целом по отрасли или по функциональным подразделениям. Общая потребность  определяется делением объема работ  в плановом году на норматив нагрузки на одного работника. Этот метод целесообразно  использовать для определения потребности  в специалистах отраслей непроизводственной сферы (просвещение, здравоохранение, культура и т. д.), а также в других отраслях хозяйства, где существует возможность четко определить объем  работ для конкретного специалиста  и установить нормы его труда (например, при обслуживании специалистами  сложных систем машин и автоматизированных линий).

Перечисленные методы определения  потребности в кадрах целесообразно  использовать при планировании развития кадров на перспективный период до 5 лет.

Балансовый метод. Этот метод используется для установления соответствующих пропорций, увязывающих потребности в квалифицированных кадрах и возможности системы образования, и реализуется путем разработки системы балансов: сводного трудовых ресурсов; дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения; потребности в подготовке квалифицированных кадров; привлечения молодежи на учебу и работу.

Экономико-математические методы. Эти методы позволяют с наибольшей точностью обеспечить увязку всех сторон процесса планирования кадров и выбрать наиболее оптимальное решение. Преимущества экономико-математического моделирования в наибольшей степени реализуются в рамках автоматизированных систем управления. Недостатками рассматриваемых методов являются сложность формализации изучаемых явлений и необходимость определенных упрощений важных факторов, влияющих на процесс формирования квалифицированных кадров.

Метод экспертных оценок. Практика показывает, что специалисты, имеющие высокую квалификацию и длительный стаж работы, могут достаточно точно определить корректирующие коэффициенты, позволяющие внести поправки в показатели развития кадров, исчисленные на основе статистических моделей. В этой связи методы математической статистики следует дополнить методом экспертных оценок. Этот метод можно использовать для установления удельного веса специалистов в конкретной группе специальностей.

Метод сравнения. Суть этого метода состоит в том, что на основе анализа развития явлений и процессов в высокоразвитой системе в целом осуществляются проектировки для менее развитой системы. Например, при сопоставлении уровней развития высшего образования по отдельным экономическим районам за основу (эталон) долгосрочной перспективы подготовки специалистов берут район или город с наибольшим по стране уровнем насыщенности специалистами. Определенный интерес может также представить сравнение уровней насыщенности специалистами в нашей стране и в высокоразвитых государствах мира.

 

 

 

 

 

 

 

18.Методика проведения отбора  персонала. Методы отбора: 1. Объявления о найме (сформулир. потребн). 2. Заявление о найме (пишется от руки). 3. Резюме (сводная справка) – автобиография, обратная хронологическая последовательность. Схема написания резюме: - личные сведения (ФИО, адрес, рождение, семейное положение); - цель (описание того, на что вы претендуете); - образование (в обр хрон порядке); - опыт работы (в обр хрон порядке); - навыки работы на компе и доп сведения о себе (языки, права, курсы); - интересы (хобби, спорт). Резюме не пишется от руки. Анкета всегда разрабатывается и дается кондидатам для заполнения. Анкета вкл:  1) личные сведения (более подробнее чем в резюме).  2) образование. 3) трудов биография. 4) знания (языки, вычислительная техника ).  5) жизненные цели и многое другое. Тестирование используется для выявления способностей, интересов, интеллекта.  3 основных вида тестирования: - квалификационное (позволяет определить способности;  - психологическое;  - наркологическая экспертиза. Собеседование – беседа двух людей (узнать: о компании, об условиях труда, не говорить о зарплате). уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;  доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;  финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;  уровень нарушений трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, отсутствие на рабочем месте, несогласованное с руководством, и т.д.);  уровень брака;  частота поломок оборудования;  эффективность использования необходимых материалов, комплектующих;  уровень производственного травматизма;  количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков.  Информация об эффективности процесса отбора может быть получена от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы. Надо иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного показателя. Например, высокие значения показателя текучести кадров могут быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе поиска и отбора работников.

 

34.Основные  вопросы собеседования и анкетирования  при наборе кадров. Собеседование при найме на работу сводится к восьми основным вопросам и соответствующим ответам на них. 1 сводится к уяснению "что вы за человек?" Ставя этот вопрос, руководитель-интервьюер хочет знать о кандидате как можно больше и, в сущности, просит рассказать о себе. 2 касается причины "почему вы ищете работу?" Слушая ответы на этот вопрос, руководитель должен быть начеку. Важно отмечать прямоту ответа и скорость обдумывания поставленных вопросов, а также логичность обоснования причин поиска новой работы.  3 вопрос к кандидату: "чем вы можете быть полезным?" - это вопрос о том, насколько поступающий в курсе дела организации, в которой он хочет работать. Важно знать, какую дополнительную информацию собеседник получил и как он ее использует при ответе. 4 вопрос: "каковы ваши сильные стороны?" Безусловно, претендент-собеседник постарается показать себя энергичным, решительным, напористым, находчивым, полным энтузиазма кандидатом.  5 вопрос: "каковы ваши слабые стороны?" Этот вопрос не должен смущать ни руководителя, ни тем более проходящего собеседование. Ответы на такого рода вопросы - проверка откровенности, искренности и психологической уравновешенности.  Достаточно щекотливым может быть 6 вопрос: "каким на ваш взгляд, должен быть начальник?" Ответ на него имеет большое значение. Необходим и вопрос: "каковы ваши самые крупные достижения?" Этот вопрос непременно должен всплыть в ходе собеседования и избежать его попросту нельзя. Следует учитывать, что человек, который не способен назвать хотя бы один свой значительный успех, практически не готов к серьезной и ответственной работе. 7 вопрос: "на какую зарплату вы можете рассчитывать?" Конечно, этот вопрос не задается в начале беседы. Желательно, чтобы он был поставлен тогда, когда руководство приняло окончательное решение относительно конкретного кандидата. Причем вопрос следует задавать задолго до того, как руководитель будет оговаривать условия будущей работы. 8 вопрос: "Не хотите ли вы обсудить что-нибудь, о чем мы с вами не упомянули в разговоре?" Серьезный кандидат не может не поинтересоваться о содержании своей работы, о том, чего от него ждут именно на данном участке работы и чего ожидают вообще от кандидата на эту должность. Кроме того, руководитель должен предварительно разрабатывать "словесный портрет" искомого работника, куда включается приблизительное описание претендента на вакантное место. различают предварительные и основные типы бесед. Предварительные беседы проводятся с целью знакомства с претендентами, чтобы отделить неподходящих кандидатов от подходящих. Основная задача предварительного интервью-собеседования сводится к выявлению соответствия или несоответствия кандидата основным должностным условиям и требованиям. На этом этапе необходимо заготовить ряд "закрытых" вопросов, ответы на которые известны заранее. Основная беседа проводится на последнем этапе по определенной схеме, когда уже практически решен выбор в пользу того или иного кандидата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.Профотбор и его элементы  в системе управления персоналом. Отбор персонала и прием на работу – процесс, сост из след этапов: Обращ претендента в орг-цию; предст претендентом док-тов, резюме; проверка док поступ на работу сотрудником отдела кадров; беседа с сотр отд кадров для оценки возможности и правомерности приема на работу; провед тестов; проверка рекомендаций; беседа с рук-лем подраздел;  принятие прдварит реш рук-лем подразд о найме; инструктаж о правилах внутр распорядка, режиме труда, ознакомл с усл колл договора и др усл  работы в орг.; мед осмотр; подгот труд договора юр отделом и отд кадров; прин реш о приеме на раб рук предпр; подгот свед для лич картотеки, формир личного дела поступ на работу; инструктаж по техникеп безоп и противопожарной безоп,; подгот заключения рук подразд по рез-там испытат срока; прин реш о перерводе сотр в осн штат орг-ции. Профориентация – это комплекс мероприятий (экономических, психологических, педагогических, медицинских и социальных) направленных на формирование  профессионального призвания, выявление способностей к профессиональной пригодности, мотивации и так далее, влияющих на выбор профессии или её смены. Основными формами профориентационной работы являются: Профессиональное воспитание потребности в труде Профессиональная информация – это система мер по ознакомлению учащихся, ищущих работу, с ситуацией на рынке труда. При этом общую координацию ведет - Министерство образования в части просвещения- Министерство труда - Центры занятости - Центры профориентации Профессиональные консультации. Основной смысл их деятельности заключается в оказании помощи людям в выборе места работы и определенной профессии, которая осуществляется в учебных заведениях, центрах занятости, профориентации и в кадровых агентствах. Цель профессиональных консультаций – выявить способности и их структуры, интересы, состояния здоровья, работоспособность и так далее – все то, что влияет на выбор профессии. Именно в рамках профессиональной консультации осуществляется гибкая трудовая адаптация работника. Профориентационная работа – условие успешной трудовой адаптации. Именно через неё познается престиж и привлекательность работы.

 

23.Сущность,  виды, аспекты адаптации  персонала и управление адаптацией  в организации. Понятие адаптации персонала. Адаптация – включение личности в новую для нее предметно-вещественную и социальную среду. За период адаптации человек должен освоить условия трудовой деятельности, коллективные нормы и ценности и достигнуть соответствия требований производства и работника. Таким образом, процесс адаптации – взаимодействие работника и организации и их взаимное приспособление. Субъект адаптации – новый работник или новая социальная группа. Объект адаптации – трудовой коллектив, функционирующий в определенных организационно технических условиях. Различают: Первичная адаптация. Происходит при первоначальном вхождении человека в трудовую деятельность. Вторичная адаптация. При переходе работника на другое место работы или при существенных изменениях производственной среды. Виды адаптации: Профессиональная, т.е. уровень овладения профессиональными навыками освоения работником необходимого минимума знаний и формирования профессиональных качеств личности. Психофизиологическая. Социально-психологическая, т.е. приспособление работника к традициям и ценностям коллектива и к нормам межличностных отношений. Общественная, т.е. взаимодействие нового работника с общественными организациями на производстве и включение его в общественную деятельность Адаптация имеет своей целью быстрое достижение рабочих показателей и вхождение нового сотрудника в коллектив. Выделяют следующие стадии адаптации: Ознакомительная. Работник получает информацию о рабочем месте, условиях и оплате труда. У него возникает установка на работу в данном коллективе. Оценочная. В этот период работник переориентируется на новый коллектив при сохранении прежних установок. На этом этапе важен контроль за процессом адаптации. Заключительная. Полное приспособление и включение работника в трудовой коллектив.  Таким образом, заключительным результатом адаптации является идентификация, т.е. отождествление работником целей производства и коллектива со своими. На процесс адаптации влияют личностные и производственные факторы. К личностным относят: - половозрастные характеристики - стаж работы – образование - ценностные ориентации Производственные факторы – все элементы производственной среды, т.е. условия, организация и оплата труда, возможность профессионально-квалификационного роста, взаимоотношения в коллективе, коллективные нормы, ценности и традиции. Таким образом, уровень адаптации к конкретным условиям и к коллективу проявляется в его производственной и общественной активности. Субъективными показателями уровня адаптации является удовлетворенность работника различными сторонами трудовой ситуации. В свою очередь объективные показатели – это выполнение производственных заданий, рост квалификации, участие в общественной жизни, отсутствие конфликтов.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"