Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Управление организацией".

Файлы: 1 файл

ShPORGALKI_UPRAVLENIE_ORGANIZATsIEJ_2.docx

— 261.59 Кб (Скачать файл)

1.Сущность, виды  и задачи управления.

Управление – процесс информационного воздействия субъекта управления на объект управления, побуждающего объект совершать некоторые действия, направленные на достижение целей субъекта.

Управление в широком смысле включает в себя не только само воздействие, но также и подготовку к нему, контроль за деятельностью объекта управления и анализ полученных результатов.

Менеджмент – это умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Хотя эти определения различны, но они имеют 3 общие черты:

1) единство целей (получение прибыли);

2) чисто умственный или  интеллектуальный труд (3 разновидности  умственного труда: эвристический  труд, операторный труд, труд административный);

3) менеджер и руководитель  может проявить себя в организации.

Управление бывает: естественным, техническим, социальным.

Социальное управление – это управление людьми, которые работают в коллективе. И для того, чтобы эффективно управлять, необходимо знать психологический портрет личности.

Социальное управление может классифицироваться по следующим признакам:

1) по уровню (управление государством, регионом, отраслью, организацией);

2) по содержанию (общее  управление, управление технологическими  процессами в организации, управление  людьми, управление информацией  и т.д.);

3) по способу взаимодействия  со средой (адаптивное, конкурентное);

4) по направленности (управление, направленное на процесс; управление, направленное на результат; управление, направленное на предотвращение  будущих проблем).

Виды управления:

- традиционное (основано на традициях)

- предпринимательское

- менеджерское

- системное

- самоуправление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Менеджмент и  управление, соотношение понятий.

В настоящее время понятия «управление» и «менеджмент» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемые, но это не всегда верно.

«Менеджмент — эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал (производительный, финансовый и человеческий) и информация для достижения целей с максимальной эффективностью».  Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом. Если мы имеем в виду менеджмент как процесс, то наиболее близким аналогом в русском языке будет слово управление.

Управление - осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общество, природу, технику. Существуют следующие виды управления: политическое, социальное, хозяйственное (менеджмент), техническое и др.

Таким образом, менеджмент – это лишь частный случай управления. Здесь также необходимо отметить, что менеджмент – это один из наиболее важных видов человеческой деятельности. Причем деятельности только человеческой. Т.е., если в определенных случаях мы можем сказать, что управление каким-то процессом, может осуществляться компьютером или машиной, то о менеджменте мы такое сказать не можем.

 Для чего нужен менеджмент? Каковы его цели и задачи?

Цель - это желаемый результат, который стремится достичь организация.

Задача - это предписанная работа или ее часть, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки.

 Цели менеджмента:

- получение (увеличение) прибыли;

- повышение эффективности  хозяйствования;

- удовлетворение потребностей  рынка;

- решение социальных  вопросов.

^ Задачи менеджмента:

- организация производства  конкурентоспособных товаров;

- совершенствование производственного  процесса;

- внедрение новейших  наукоемких технологий;

- повышение качества  продукции;

- снижение затрат на  производство.

 Таким образом, мы в  основном будем рассматривать  управление и менеджмент в  сходном значении как процесс, как деятельность. Деятельность, направленную  на достижение определенных целей  и задач организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные свойства  современных организаций.

Неаддитивность – организацию нельзя рассматривать как просто сумму входящих в нее подсистем. Характеризует возникновение нового качества как продукта интеграции, соединение в целое многих элементов системы, их взаимовлияние, отражение общих свойств.

Эмерджентность – целевые функции отдельных подсистем, не совпадают с целевой функцией системы. Использование принципа эмерджентности позволяет правильно оценить вклад каждого структурного подразделения в выполнение поставленных перед организацией задач.

Синергичность – однонаправленность действий в системе, которая приводит к необходимому конечному результата. В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива как единой системы.

Мультипликативность – выражается в том, что эффекты (как положительные, так и отрицательные) могут быть описаны свойствами геометрической, а не арифметической прогрессии.

Целостность – организация существует как организационно и функционально целостное образование, в котором каждый из элементов выполняет определенные функции.

Обособленность – характеризует относительную изолированность, автономность организации

Централизованность – большое внимание уделяется рациональному соотношению централизации и децентрализации управления.

Адаптивность – способность приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.

Совместимость – элементы должны обладать свойствами взаимоприспособляемости, взаимоадаптивности. В эффективно функционирующей организации каждая из подсистем должна быть совместима со всеми ее составляющими подсистемами и элементами.

Обратная связь – сущность обратной связи заключается в том, что информация о выходе системы (выходном продукте, товаре, услуге) поступает в управляющую систему и используется для управления организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4.Предмет и методы науки управления, системный подход к управлению.

Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

 Методы управления  выбираются и используются в  зависимости от сочетания функций  управления и от выбора средств (инструментов). Многое зависит от  масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической  среды, качества персонала и реального  наличия тех или иных средств (инструментов) управления.

 Методы управления  можно классифицировать по различным  основаниям:

- по масштабам применения  — общие, относимые ко всей  системе, и особенные, обращенные  к отдельным составным частям  этой системы или, наоборот, к  внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;

- по отраслям и сферам  применения — в государственном  управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;

- по роли на различных  этапах жизнедеятельности организации  — методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов  ликвидации, банкротства;

- по степени опосредованного  воздействия - прямые и косвенные;

- по уровню обобщения  управленческих знаний — методы  теории и практики управления;

- по управленческим функциям, которые эти методы позволяют  осуществлять: методы планирования, мотивации, контроля и т.п.;

- по конкретным объектам  управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др. Здесь выделяются методы  инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, а также методы управления бизнес-процессами и другие.

 Традиционная общепризнанная  классификация группирует методы  менеджмента по характеру воздействия: административные (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Данное деление условно, так как  четко разграничить каждый метод  не представляется возможным: они  взаимно проникают друг в друга  и имеют немало общих черт. В то же время присущие им  различия в способах воздействия  на объекты управления позволяют  рассматривать каждый из них  в отдельности.

Административные методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, регламентирующих права и ответственность подразделений и отдельных работников.

 Административные методы  реализуются путем прямого воздействия  руководителей на подчиненных. Такое  воздействие может осуществляться  на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы  и регламенты, правила, нормативы, инструкции  и другие документы, организационно  регламентирующие деятельность  подчиненных лиц, обеспечивающие  надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия  опираются на власть руководителя  и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся  на реальное принуждение или  на возможность принуждения. Руководитель  или менеджер в этом случае  является администратором.

 Задача этих методов  состоит в координации действий  подчиненных. Организационно-административное  воздействие обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок  работы в коллективе.

 Административные методы  решают те же задачи, что и  экономические методы, но отличаются формами и приемами воздействия. Различие в том, что экономические методы разрешают руководителям выбирать различные формы и приемы воздействия для решения определенной задачи, административные же методы предполагают однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением.

 Административные методы  предусматривают разработку организационных  решений, определение необходимых  ресурсов, сроков исполнения, ответственных  лиц и предполагают контроль  испол­нения, за которым следуют новые организационно-распорядительные действия.

 Регламентируются они  правовыми актами трудового и  хозяйственного законодательства.

 Возможны три формы  организационно-распорядительных методов:

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

2. Согласительные методы (консультация, разрешение компромиссов)

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и  т.п.).

 Эти методы отличает  четкая адресность директив, обязательность  выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается  как прямое нарушение дисциплины  и влечет за собой определенные  взыскания. Директивные команды  обязательны для выполнения, причем  в установленные сроки, даже если  это невыгодно исполнителю. Т.о., это методы принуждения.

Экономические методы. Они занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.  Данные методы применительно к управлению предприятием представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается нужный эффект. Т.о., сущность экономических методов в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответ­ственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

 При использовании  экономических методов начинают результативно функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление организацией"