Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;

Файлы: 1 файл

КР по КЭАХД.docx

— 141.29 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 17

Рентабельность сельскохозяйственных организаций

%

   

___Прибыль____*100

    Себестоимость

Позволяют оценить экономическое  состояние сельского хозяйства

Удельный вес  прибыльных хозяйств

%

Число прибыльных хозяйств

Общее число хозяйств

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве

 

Ср.месячная з/пл в с/х

Ср.месячная з/пл в регионе

Характеризует социальную эффективность сельского  хозяйства и свидетельствует  о социальном положении занятых  в сельском хозяйстве региона

Вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель

гектар

S обрабатываемых сх. угодий в отчетном периоде

S обрабатываемых сх. угодий в предыдущем периоде

Характеризует степень вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель, интенсивность и эффективность их использования

Урожайность зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки)

ц/га

V собранной продукции в отчетном периоде

S обрабатываемых сх. угодий в отчетном периоде


 

 

Данный перечень является открытым и может пополняться  другими индикаторами характеризующими узкую специализацию программы. Данные показатели необходимо рассчитывать по итогам каждого года для возможности мониторинга программ. Данная процедура позволить выявить сильные и слабые стороны реализации целевых проектов и уделить дополнительное внимание в плане контроля над эффективностью и добросовестности исполнительных органов.

Для эффективного развития сельского хозяйства всего федерального округа и Российской Федерации в целом, необходимо применить такое понятие как «Стейкхолдер-менеджмент».

Стейкхолдер-менеджмент – это управление отношениями с заинтересованными группами. Теория стейкхолдеров утверждает, что при достижении целей деятельности организации следует принимать во внимание разнообразные интересы различных заинтересованных сторон.

Так при разработке областных  целевых программ необходимо выявить  группы заинтересованных лиц в конечных результатах данной программы. Затем  проранжировав полученные группы определить целенаправленность программы, ее цели и задачи. При данном подходе к  разработке программ мы получим наиболее полную отдачу от вложенных в проект инвестиций.

 

 

Выводы и предложения

 

В рамках данной курсовой работы проведен сравнительный анализ областных  целевых программ развития агропромышленного  комплекса на примере Саратовской  области и Ульяновской области. Рассмотрены теоретические аспекты  разработки и регламентации программ, сущность и характерные черты, этапы  обоснования и оценка их эффективности. Программы развития АПК на примере  выбранных объектов исследования проанализированы и оценены.

В настоящее времяАПК   России   переживает   кризис. Основными проблемами данной отрасли является: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей. Так же не осталась безвнимание и внешнее положение страны на рынке. Такая нестабильность породила  инфляцию, удорожание кредитных ресурсов, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию

Анализ состояния АПК  Саратовской и Ульяновской областей показал, что:

- наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства и зависимости от импортного сырья, объем которого растет быстрее, чем внутреннее производство;

- происходит снижение плодородия земель, вынос питательных веществ с урожаем;

- остается низким темп структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

-остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство.

Для решения этих и других проблем на базе «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» регионами были разработаны следующие программные мероприятия:

  • устойчивое развитие сельских территорий.  
  • создание общих условий функционирования сельского хозяйства.
  • развитие приоритетныхподотраслей сельского хозяйства.  
  • достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства.
  • развитие информационно-консультационного обслуживания в сельской местности.  

Сегодня социально-экономическое  положение человека-производителя продовольствия находится в глубоком противоречии с требованиями аграрного производства к работнику. Поэтому необходимость государственного регулирования сельскохозяйственного производства обусловливается тем, что государство ответственно перед своими гражданами за создание им нормальных условий для жизни, обеспечение продовольствием и другими сельскохозяйственными товарами.

Острый  дефицит материальных и финансовых ресурсов, низкий технический  уровень, слабая мотивация труда, нарушение  межотраслевых связей, социальная отсталость деревни обусловливают необходимость  государственной поддержки отрасли, которая самостоятельно не в состоянии  выйти из кризиса.

Поэтому решение проблем  социального развития села является основой развития аграрной экономики  и обеспечения продовольственной  безопасности страны. Необходимым условием для этого является программное  обеспечение приоритетности развития села и поддержки агропромышленного сектора.

Список использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ;
  2. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы";
  3. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы";
  4. Проект «Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 - 2020 годы;
  5. Авдеева Т.Т.,Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства// Т.Т. Авдеева, Ю.В. Филиппов, М. - Дело, 2009 г. с. 240;
  6. Ансофф И. Стратегическое управление // Региональная экономика, 2007. - №3 – С.13
  7. Семёнова Т.Ю. Комплексное развитие городов и городского хозяйства: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 176с.
  8. Хатри, Г. П. Мониторинг результативности в общественном сотрудничестве / Г. П. Хатри / пер. с англ. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2006. – 354с.
  9. Правительство Саратовской области: Агропромышленный комплекс Саратовской области - http://www.saratov.gov.ru/government/structure/minagro/npra/detail.php?ID=50783
  10. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области: Реализация областных целевых программ -http://agro-ul.ru/index.php?id=30
  11. Министерство сельского хозяйства Саратовской области: Информация о ходе реализации в Саратовской области государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2013 гг. в 2011 году - http://minagro.saratov.gov.ru/targetedprograms/index.php?SECTION_ID=230&ELEMENT_ID=3630
  12. Министерство сельского хозяйства Ульяновской области: Отчет министра сельского хозяйства Ульяновской области А.В. Чепухина в Законодательном собрании Ульяновской области об итогах работы агропромышленного комплекса Ульяновской области за 2010 год - http://www.agro-ul.ru/index.php?id=260
  13. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Содержание го.программы на 2008-2012 гг. - http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/145.htm
  14.   Летопись саратовской губернии: Агропромышленный комплекс Саратовской области - http://elosar.narod.ru/cont/eco/3.html
  15. Саратовинформ: Агропромышленный кластер Саратовской области /А. Львова/ -  http://sarinform.com/lenta/archives/info/2010/12/15/6895
  16. Улпресса: Александр Чепухин: «Сельское хозяйство Ульяновской области должно превратиться из дотационной отрасли в конкурентоспособный агробизнес» /А. Чепухин/ -  http://ulpressa.ru/2011/04/29/article157733/
  17. Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций - http://www.bestreferat.ru/referat-217795.html
  18. Вешкаймские Вести: Сельское хозяйство в Ульяновской области успешно развивается - http://vesti-veshkaima.ru/601-selskoe-xozyajstvo-v-ulyanovskoj-oblasti-uspeshno.html
  19. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: Содержание го.программы на 2013-2020 гг. -  http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.htm
  20. ГАУ «Информационо-консультационнай служба АПК Саратовской области»: «Сельское хозяйство становится современной и конкурентоспособной отраслью» /А. Игонькин/ - http://www.saratovagro.ru/news_fed/detail.php?ELEMENT_ID=639
  21. Федеральная служба государственной статистики: Саратовская область -  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst63/DBInet.cgi
  22. Федеральная служба государственной статистики: Ульяновская область -  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst73/DBInet.cgi
  23. Основы научных исследований в агропромышленном производстве: Метод разработки целевых программ - http://www.kgau.ru/distance/resources/nauka_v_apk/10-02.html
  24. Алдест: Разработка федеральных целевых программ по развитию проблемных регионов России - http://revolution.allbest.ru/political/00136837_0.html
  25.   Региональное законодательство: порядок оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ -  http://www.regionz.ru/index.php?ds=178571
  26. Современные тенденции и потенциал социально-экономического развития Саратовской области - http://rudocs.exdat.com/docs/index-220430.html
  27.   Мясо портал: новости отрасли - http://www.myaso-portal.ru/novosti-otrasli/17207/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

Приложение 1

Паспорт

областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства

и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия в  Саратовской области

на 2008 - 2012 годы"

 

Наименование программы

- областная целевая программа  "Развитие сельского хозяйства  и регулирование рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия  в Саратовской области на 2008-2012 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки

- распоряжение Правительства Саратовской  Программы  области от 2 августа 2007 г. N 196-Пр

Государственный заказчик - координатор  Программы

- министерство сельского хозяйства  области

Исполнители основных мероприятий  программы

- министерство сельского  хозяйства области, министерства  и ведомства, реализующие государственную  политику в сфере агропромышленного  комплекса области, органы  местного  самоуправления (по согласованию), научные  организации области (по согласованию)

Основные разработчики программы

- министерство сельского  хозяйства области, ассоциация "Аграрное  образование и наука" в составе:  федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования "Саратовский государственный  аграрный университет им. Н.И.  Вавилова", государственное научное   учреждение "Поволжский научно-исследовательский  институт экономики и организации  агропромышленного комплекса", государственное  научное учреждение "Научно-исследовательский  институт сельского хозяйства  Юго-Востока", федеральное государственное  научное учреждение "Российский  научно-исследовательский и проектно-технологический  институт сорго и кукурузы", федеральное государственное научное  учреждение "Волжский научно-исследовательский  институт гидротехники и мелиорации", Саратовское отделение федерального  государственного научного учреждения "Государственный научно-исследовательский  институт озерного и речного  рыбного хозяйства", а также  институт аграрных проблем РАН,  ассоциация сельскохозяйственных  кооперативов, арендаторов и крестьянских  хозяйств "Возрождение", областная  организация профсоюза работников  АПК

Цели программы

- устойчивое развитие  сельских территорий;

повышение привлекательности  сельских территорий для инвесторов и квалифицированных работников;

стимулирование роста  благосостояния населения и повышение  качества социальной сферы в сельской местности;

повышение конкурентоспособности  отечественной сельскохозяйственной и пищевой продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, пищевой и  перерабатывающей промышленности, ускоренного  развития приоритетныхподотраслей  сельского хозяйства, пищевой и  перерабатывающей промышленности;

сохранение и воспроизводство  используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов;

повышение эффективности  хозяйственной деятельности предприятий  АПК;

развитие продовольственных  рынков на территории области;

стабильное развитие пищевой  и перерабатывающей промышленности;

насыщение потребительского рынка области продуктами питания  местного производства;

удовлетворение потребности  населения области в продуктах  детского и лечебного питания;

повышение инвестиционной привлекательности  отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности

Задачи программы

- создание предпосылок  для устойчивого развития сельских  территорий за счет диверсификации  занятости сельского населения,  восстановления и наращивания  потенциала социальной и  инженерной  инфраструктуры села;

развитие рыночных институтов и инфраструктуры аграрного бизнеса;

стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов  предприятий различных форм собственности  при производстве, переработке, сбыте  сельскохозяйственной продукции, агросервисном  обслуживании, торговле и кредитовании, формирование ассоциаций и  союзов сельхозпроизводителей;

оптимизация общих условий  функционирования сельского хозяйства  путем улучшения кадрового и  информационного обеспечения АПК, выполнения комплекса мер по поддержанию   почвенного плодородия;

проведение необходимых  природоохранных мероприятий;

обеспечение ускоренного  развития приоритетных отраслей и прежде всего -  животноводства на основе обновления и модернизации основных фондов, роста  эффективности использования производственного  потенциала;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за   счет мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей, расширению их доступа к кредитным  ресурсам, развитию страхования сельскохозяйственной деятельности;

продвижение в сельское хозяйство  инноваций;

совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

формирование на территории области соответствующей международным  требованиям системы контроля качества (продукции,  сырья, продовольствия и т.д.) и фитосанитарного контроля;

создание условий для  устойчивого развития отраслей пищевой  и перерабатывающей промышленности за счет восстановления, реконструкции  и модернизации производства продуктов  питания;

увеличение объемов производства пищевой продукции;

развитие  партнерских  взаимоотношений предприятий пищевой  и перерабатывающей промышленности с сельскохозяйственными товаропроизводителями  области;

оснащение современным технологическим  оборудованием действующих и  строящихся боен, цехов  первичной  переработки молока и приближение  их к сельхозпроизводителю;

внедрение инновационных  технологий на предприятиях пищевой  и перерабатывающей промышленности;

проведение мероприятий  по техническому перевооружению и модернизации предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;

организация выпуска специализированной мясной продукции для детского и  диетического питания

Сроки реализации программы

- 2008 - 2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования  Программы на период 2008-2012 годов  составит 18749901,3 тыс. рублей, в том  числе:

из федерального  бюджета (прогнозно) - 5444680,0 тыс. рублей, в том  числе по годам:

2008 год - 679500,0 тыс. рублей,

2009 год - 1239500,0 тыс. рублей,

2010 год - 928920,0 тыс. рублей,

2011 год - 1296460,0 тыс. рублей,

2012 год - 1300300,0 тыс. рублей;

из областного бюджета  – 4899721,3 тыс. рублей, в том числе  по годам:

2008 год - 853730,0 тыс. рублей,

2009 год - 862719,1 тыс. рублей,

2010 год - 1127709,2 тыс. рублей,

2011 год - 995415,0 тыс. рублей,

2012 год - 1060148,0 тыс. рублей;

из внебюджетных источников (прогнозно) - 8405500,0 тыс. рублей, в том  числе по годам:

2008 год - 1227400,0 тыс. рублей,

2009 год - 1272400,0 тыс. рублей,

2010 год - 1980700,0 тыс. рублей,

2011 год - 1910600,0 тыс. рублей,

2012 год - 2014400,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- реализация мероприятий  Программы за период 2008 - 2012 годов  позволит:

повысить уровень и  качество жизни сельских жителей;

увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства  области предприятиями всех форм собственности на 26,3 процента по сравнению  с 2006 годом;

достигнуть среднего уровня рентабельности по отрасли не менее 12 процентов;

увеличить объем инвестиций в сельское хозяйство и отрасли  пищевой и перерабатывающей промышленности области;

повысить производительность труда и уровень доходов работников сельского хозяйства;

обеспечить стабилизацию рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;

стабилизировать экологическую  ситуацию в сельском хозяйстве;

привлечь в аграрное производство наиболее квалифицированную рабочую  силу;

повысить конкурентоспособность  пищевой продукции, производимой предприятиями  области;

увеличить объемы  производства  пищевой продукции на 25 процентов  по сравнению с 2007 годом;

укрепить позиции местных  товаропроизводителей на областном  и российском рынках

Система организации контроля за исполнением  Программы

- контроль за исполнением  Программы осуществляется в установленном  порядке государственным заказчиком  – координатором Программы в  соответствии с постановлением  Правительства Саратовской области  от 3 июня 2003 г. N 61-П "О порядке  разработки и реализации долгосрочных  областных целевых программ"


 

 

Приложение 2

Паспорт

областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008 - 2012 годы

 

Наименование Программы     

Областная целевая программа "Развитие сельского  хозяйства Ульяновской  области" на 2008 - 2012 годы (далее -  Программа).

Основание для разработки Программы

решение Правительства Ульяновской области  от 14 декабря 2007 года.

Дата  принятия решения о разработке Программы

14 декабря 2007 года.

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского  хозяйства Ульяновской области

Разработчики Программы     

Министерство  сельского хозяйства Ульяновской области;  государственное научное учреждение Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии (по согласованию); федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия" (по согласованию).

Цели и задачи Программы

- устойчивое развитие сельских  территорий,

-повышение занятости и уровня  жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции на основе финансовой  устойчивости и модернизации  сельского хозяйства, а также  на основе ускоренного развития  приоритетныхподотраслей сельского  хозяйства;

- сохранение и воспроизводство  используемых в сельскохозяйственном  производстве земельных и других  природных ресурсов;

Основными задачами Программы являются:

- создание  предпосылок для устойчивого  развития сельских территорий;

- улучшение общих  условий функционирования сельского  хозяйства;

- обеспечение ускоренного  развития приоритетныхподотраслей  сельского хозяйства;

- повышение финансовой  устойчивости сельского хозяйства;

- совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- ввод и приобретение жилья  для граждан, проживающих в  сельской местности, молодых семей  и молодых специалистов - 93,9 тыс.  кв. м;

- обеспеченность  сельского населения питьевой  водой - 66,3%;

- уровень  газификации домов (квартир) сетевым  газом - 59,9%;

- предотвращение  выбытия из сельскохозяйственного  оборота сельскохозяйственных угодий - 100,0 тыс. га;

- защита  земель от водной эрозии, затопления  и подтопления - 500 га; защита и  сохранение сельскохозяйственных  угодий от эрозии и опустынивания  - 500 га;

- внесение  в почву минеральных удобрений  - 77,7 тыс. тонн действующего вещества;

- производство  скота и птицы (в живом весе) - 324,4 тыс. тонн; производство молока - 1598,5 тыс. тонн;

- прирост  реализации племенного молодняка  - 15 условных голов в % к предыдущему  году;

- удельный  вес племенного скота в общем  поголовье - 13,1 условных голов  в процентах к предыдущему  году;

- удельный  вес площади, засеваемой оригинальными  и элитными семенами, в общей  площади посевов - 13%;

- валовой  сбор овощей закрытого грунта - 10500 тонн;

- посевная  площадь открытого грунта - 1000 га;

- валовой  сбор овощей - 30 тыс. тонн;

- урожайность  - 300 центнеров с 1 га;

- посевная  площадь рапса озимого и ярового  в хозяйствах всех категорий  - 50 тыс. га;

- валовой  сбор семян рапса озимого и  ярового в хозяйствах всех  категорий - 60 тыс. тонн;

- урожайность  рапса озимого и ярового в  хозяйствах всех категорий –  12 центнеров с 1 га;

- площадь  закладки многолетних насаждений - 350 га;

- объем выданных субсидируемых кредитов(займов) крупнымисельскохозяйственнымитоваропроизводителями - 13320,0 млн.рублей;

- объем субсидируемых кредитов,привлеченных крестьянскими(фермерскими) хозяйствами, личнымиподсобными хозяйствами,сельскохозяйственнымипотребительскими кооперативами вкредитных организациях - 3009,8 млн.рублей;

- приобретение сельскохозяйственнойтехники сельскохозяйственнымиорганизациями, крестьянскими(фермерскими) хозяйствами, включаяиндивидуальных предпринимателей -5528 единиц;

-удельный вес застрахованных посевныхплощадей в общей посевной площади -40,0%.

Сроки реализации Программы

2008 – 2012 года

Объемы и  финансирования с  разбивкой по годам реализации программы 

- предполагаемый  объем финансирования Программы  - 12329224,3 тыс. рублей, в том числе:

2008 год

федеральный бюджет - 368831,0 тыс. рублей;

областной бюджет Ульяновской  области  (далее - областной бюджет) - 534924,0 тыс. рублей;

собственные средства - 862924,0 тыс. рублей;

2009 год

федеральный бюджет - 379011,8 тыс. рублей;

областной бюджет - 679172,7 тыс. рублей;

собственные средства - 994104,7 тыс. рублей;

2010 год

федеральный бюджет - 411559,2 тыс. рублей;

областной бюджет - 858026,2 тыс. рублей;

собственные средства - 1152290,7 тыс. рублей;

2011 год

федеральный бюджет - 487448,3 тыс.рублей;

областной бюджет - 985444,7 тыс. рублей

собственные средства - 1358298,9 тыс. рублей;

2012 год

Федеральный бюджет - 546391,9 тыс. рублей;

областной бюджет - 1111526,7 тыс. рублей;

собственные средства - 1599269,5 тыс. рублей.

Ожидаемые реализации Программы и  показатели оценки мероприятий Программы        

- улучшение жилищных условий в сельской местности - ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов общей площадью 16 тыс.кв. м;

- повышение обеспеченности  сельского населения питьевой  водой до 45,9% и уровня газификации  домов природным газом - до 43,6%;

- предотвращение  выбытия из сельскохозяйственного  оборота 20 тыс. га сельскохозяйственных  угодий;

- производство скота  и птицы (в живом весе) на  уровне 62,5 тыс. тонн ежегодно;

- производство молока  на уровне 309 тыс. тонн ежегодно; удельный вес племенного скота  в общем поголовье составит 8,3%;

- удельный вес  площади, засеваемой оригинальными  и элитными семенами, в общей  площади посевов составит 9,6%;

- удельный вес  застрахованных посевных площадей  в общей посевной площади составит 25%;

- привлечение инвестиций  в основной капитал сельского  хозяйства за 2008 год в размере  1916821,0 млн. рублей;

Информация о работе Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей