Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;

Файлы: 1 файл

КР по КЭАХД.docx

— 141.29 Кб (Скачать файл)

 

По данным вышеизложенной таблицы можно сделать вывод  что увеличение данного показателя произошло в области животноводства, в частности увеличение живой массы скота и птицы на 1,6%, и производства яиц на 0,3%.

Снижение объемов производства продукции растениеводства повлияло на  общую динамику производства сельскохозяйственной продукции. На поддержку сельскохозяйственного производства в 2010 году за счет средств федерального и областного бюджета с учетом поддержки по засухе было выплачено 2 млрд. 53,9 тыс. рублей.

Актуальные проблемы общего функционирования сельского хозяйства  области призвана решать областная  целевая программа «Развитие  сельского хозяйства Ульяновской  области» на 2008-2012 годы.

Программой предусмотрены  цели, задачи и основные направления  развития сельского хозяйства области, финансовое обеспечение и механизмы  реализации предусматриваемых мероприятий, а также индикаторы оценки эффективности Программы на пятилетний период[10].

Основными целями областной  целевой программы «Развитие  сельского хозяйства Ульяновской  области» на 2008-2012 годы являются:

- устойчивое     развитие      сельских территорий,  повышение  занятости   и уровня жизни сельского населения;

- повышение       конкурентоспособности российской       сельскохозяйственнойпродукции   на   основе    финансовойустойчивости и модернизации сельскогохозяйства,   а   также   на    основеускоренного   развития   приоритетныхподотраслей сельского хозяйства;

- сохранение     и      воспроизводствоиспользуемых  в  сельскохозяйственномпроизводстве   земельных   и   других природных ресурсов.

Предполагаемый объем  финансирования данной программы составил 12329 млн.руб. Структура источников финансирования  целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области"на 2008 - 2012 годы представлена в таблице 8[10].

Таблица 8 – Структура источников финансирования целевой программы "Развитие сельского хозяйства Ульяновской области"на 2008 - 2012 годы

Источники

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Млн.руб

%

Млн.руб

%

Млн.руб

%

Млн.руб

%

Млн.руб

%

Всего:

1767

100

2052

100

2422

100

2830

100

3257

100

В т.ч.:

Средства Федерального бюджета

369

21

379

19

412

17

487

17

546

17

Средства областных бюджетов

535

30

679

33

858

35

985

35

1112

34

Собственные средства

863

49

994

48

1152

48

1358

48

1599

49


 

По данным приведенной  таблицы можно сделать вывод, что финансирование собственными средствами занимает доминирующую роль. Общий  объем денежных средств, выделенных из собственных средств, составил 5966 млн.руб., что в процентном выражении  составило 48%. Общем денежных средств, выделенных из Федерального бюджета  и областного бюджета, составил 2192 млн.руб. и 4169 млн.руб. соответственно, что в  процентном выражении составило 18 и 34 процентов соответственно [22].

Другим важным показателем  реализации программы является динамика объема финансирования целевых программ, которая представлена в таблице 9.

Таблица 9 - Динамика объема финансирования целевых программ развития АПКУльяновской области за 2008-2012гг., млн. руб.

Регион

Годы

2012г. к 2011г., %

2012г. к 2008г., %

2008

2009

2010

2011

2012

Ульяновская область

1767

2052

2422

2830

3257

115,1

184,3


По данным вышеизложенной таблицы можно сделать вывод, что в целом финансирование с  каждым годом увеличивалось. В Ульяновской области данный показатель увеличился на 84,3%. В среднем объем финансирования целевой программы Ульяновской области увеличивался каждый год на 16,5%.

Для достижения более полной обеспеченности скота кормами сельхозтоваропроизводителям  области и владельцам личных подсобных  хозяйств в 2010 году оказана существенная финансовая поддержка - более 500 млн. рублей [10].

Сравнивая поставленные цели и достигнутые результаты, можно  сказать что из за неблагоприятных  погодных условий развитие АПК не укладывается в заданные программой рамки. Об этом свидетельствует данные из нижеизложенной таблицы 10.

Таблица 10 – Сравнительный  анализ фактических и плановых показателей  развития АПК Ульяновской области, тыс.т.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Факт.

План.

Ф-т./ п-н.,%

Факт.

План.

Ф-т./ п-н.,%

Факт.

План.

Ф-т./ п-н.,%

Растениеводство:

- зерно

746,9

765

97,6

823,3

819

100,5

273

911,3

29,9

- картофель

188,7

191,1

98,7

153,6

183,5

83,7

90

217,8

41,3

- овощи

107

101,9

105

102,7

108,6

94,6

76,3

131,3

58,1

Животноводство:

-скот и птица

63,8

62,5

102,1

63,1

63,6

99,2

64,8

63,6

101,9

- молоко

300,8

309

97,3

304

312

97,4

300

320

93,8

- яйца, млн.шт.

434

428,7

101,2

419

416,9

100,5

435,5

427

102


 

По данным таблицы видно, что фактическийобъем производства продукции растениеводства заметно отклоняется от плановых показателей. По состоянию на 2010 год, валовой сбор зерна составил всего29,9% от запланированного показателя. Так же не достигнуто 100% валового сбора по картофелю и овощам, по данным показателям было собранно 41,3% и 58,1% от плановых норм соответственно. В целом по животноводству фактический валовой сбор не на много отклоняется от плановых показателей [22].

Для предотвращения и предупреждения таких значительных спадов в растениеводстве  необходимо увеличивать объемы страхования посевов. В 2011 году Минсельхозом области введена новация - в областном порядке по предоставлению субсидий в отрасли растениеводстве (на приобретение удобрений, средств химизации, семян) предусмотрено, что субсидии будут выплачиваться только при их внесении на застрахованные посевы. Данная норма будет применяться, начиная с озимых посева под урожай 2012 года.

Снижение объемов производства продукции растениеводства повлияло на  общую динамику производства сельскохозяйственной продукции. Общий  объем продукции сельского хозяйства  в действующих ценах составил 16 млрд. 174,2 млн. рублей (в 2009 г. – 18 млрд. 880,4 млн. рублей) [15].

 

2.4. Сравнительный анализ целевых областных программ развития АПК Саратовской области и Ульяновской области

Проводя анализ и сравнение  областных целевых программ развития АПК необходимо учитывать многие факторы состояния и развития анализируемых регионов:

- разные площади регионов;

- различная численность  населения;

- различное социально-экономическое  развитие.

Сравнение паспартов областных  целевых программ анализируемых  областей производим по следующим критериям, представленных в приложении 4.

Проводя анализ финансирования областных программ развития можно  сделать вывод что объем финансирования областной программы Саратовской  области значительно превышет финансирование областной программы Ульяновской  области, о чем свидетельствует  нижеизложенная таблица 11.

Таблица 11 - Динамика объема финансирования целевых программ развития АПК Саратовской области и Ульяновской области за 2008-2012гг., млн. руб.

Годы

Ульяновская область

Саратовская область

Отклонение

Абсолютное,млн.руб

Относительное, %

2008

1767

2761

994

156,6

2009

2052

3375

1323

164,5

2010

2422

4038

1616

166,7

2011

2830

4203

1373

148,5

2012

3257

4374

1117

134,3


 

По данным таблицы видно, что объем финансирования целевой программы развития АПК Саратовской области в среднем превышает объем финансирования целевой программы развития АПК Ульяновской области на 50%. Это обусловлено тем, что по площади пригодных для использования в сельском хозяйстве земель Ульяновская область уступает Саратовской области. Так же в Саратовской области расположено большее количество животноводческих комплексов, которые нуждаются в поддержке государства.

Для того что бы дать оценку степенисоответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета и иных источников ресурсного обеспечения государственной программы, необходимо сопоставить плановые и фактические объемы финансирования подпрограмм и основных мероприятий государственной программы, по формуле:

Уф=Фф/Фп*100 %

Где, Уф – уровень финансирования реализации основных мероприятий государственной программы, Фф – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий государственной программы, Фп – плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.

Таким образом, можно дать оценку финансирования ОЦП по данным таблицы 12.

Таблица 12 - Сведения о соответствии результатов фактическимзатратам на реализацию ОЦП Ульяновской и Саратовской областей в 2011 г., млн.руб.

Области

2011 год

План

Факт

Ульяновская обл., всего:

2838

3032

- Федеральный б-т

487

1111

- Областной б-т

985

525

- Собственные ср-ва

1358

1396

Саратовская обл., всего:

4203

4192

- Федеральный б-т

1297

1305

- Областной б-т

995

997

- Внебюджетные ист.

1911

1890


 

По данным таблицы можно  рассчитать степень соответствия:

Ульяновская область, всего =  *100% = 106,8%;

- федеральный бюджет =  * 100% = 228%;

- областной бюджет = * 100% = 53,3%;

- собственные средства = * 100% = 102,8%.

Саратовская область, всего = * 100% = 99,7%;

- федеральный бюджет =  * 100% = 100,6%;

- областной бюджет = * 100% = 100,2%;

- внебюджетные источники = * 100% = 98,9%.

По вышеприведенным расчетам можно сделать вывод что в  Ульяновской области фактическое  финансирование превышает плановое на 6,8%. Это говорит о качественном выполнении плана областной целевой  программы и следовательно получение  положительных результатов по всем направлениям программы.

Фактическое финансирование Саратовской области ниже планового  на 0,3% по причине нехватки финансирования из внебюджетных источников. Но данное отступление не повлияло на результаты выполнения плана по другим направлениям.

Для качественного анализа  объема финансирования рассчитаем количество денежных средств направленных на реализацию областных целевых программ приходящееся на одного работника занятого в сельском хозяйстве и на один гектар сельскохозяйственных угодий. Полученные результаты приведем в таблице 13.

Таблица 13 – Удельный вес выделенных средств из государственного бюджета на один гектар сельхоз угодий и одного человека занятого в сельском хозяйстве

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Абсолют., руб.

Относит., %

Саратовская область

Посевная площадь, га

3408678

3322119

- 86559

97,5

Численность человек с.х. организаций

46598

42982

- 3616

92,2

Объем бюджетных средств приходящихся на 1 га сельхоз угодий

990

1215,5

225,5

122,8

Объем бюджетных средств приходящихся на 1 чел. с.х. орг-й

72428

93946

21518

129,7

Ульяновская область

Посевная площадь, га

3405525

3316301

- 89224

97,4

Численность человек с.х. организаций

35422

20843

- 14579

58,8

Объем бюджетных средств приходящихся на 1 га сельхоз угодий

602,5

730,3

127,8

121,2

Объем бюджетных средств приходящихся на 1 чел. с.х. орг-й

57930

116202

58272

200,6

Информация о работе Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей