Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;

Файлы: 1 файл

КР по КЭАХД.docx

— 141.29 Кб (Скачать файл)

Реализация  Программы осуществляется Министерством  сельского хозяйства Российской Федерации и органами, уполномоченными  на такую деятельность высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется  на основе Программы разработать  и утвердить региональные программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Реализация  мероприятий Программы осуществляется на основе заключения государственным  заказчиком соглашений о реализации мероприятий Программы с органами, уполномоченными высшими исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы, которые  должны предусматривать обязательства  субъектов Российской Федерации  по финансированию мероприятий Программы  за счет средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и привлеченных внебюджетных средств, а также по выполнению субъектами Российской Федерации  показателей мероприятий Программы.

Начиная с 2009 года участие средств федерального бюджета в финансировании мероприятий, предусмотренных в Программе, будет  осуществляться исходя из уровня дотационности  бюджетов субъектов Российской Федерации  и других критериев.

Порядок предоставления субсидий за счет средств  федерального бюджета устанавливается  Правительством Российской Федерации.[14]

3.2. Анализ разработки Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы

Минсельхоз России разработал проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

В качестве стратегических целей и задач  Минсельхозом России определены:

- обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;

- устойчивое развитие сельских территорий;

- обеспечение уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, устойчивости и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках;

- модернизация и переход к инновационной модели развития АПК;

- воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и других природных ресурсов;

- развитие пищевой и перерабатывающей промышленности;

- развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка;

- развитие малых форм хозяйствования;

- информационное обеспечение участников агропромышленного сектора экономики;

- наращивание экспортных ресурсов зерна и других видов сельскохозяйственной продукции.

Государственной программой определены основные параметры, целевые показатели, финансовое обеспечение  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 8-летний период.[20]

Для достижения этих целей в Государственной  программе предусматривается решение  следующих задач, реализуемых в  федеральных целевых программах и подпрограммах:

1.1   стимулирование  роста производства основных  видов сельскохозяйственной продукции,  производства пищевых продуктов;

1.2 осуществление противоэпизоотических  мероприятий в отношении карантинных  и особо опасных животных;

2.1 поддержка развития  инфраструктуры агропродовольственного  рынка;

2.2 повышение эффективности  регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия;

2.3 поддержка малых форм  хозяйствования;

2.4 обеспечение эффективной  деятельности органов государственной  власти в сфере развития сельского  хозяйства и регулирования рынков  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия;

2.5 научное обеспечение  эффективного развития агропромышленного  комплекса;

3.1 повышение уровня рентабельности  в сельском хозяйстве для обеспечения  его устойчивого развития;

4.1 диверсификация сельской  экономики, повышение занятости,  уровня и качества жизни сельского  населения.

5.1 стимулирование инновационной  деятельности и инновационного  развития агропромышленного комплекса;

5.2 создание условий для  сохранения и восстановления  плодородия почв, стимулирование  эффективного использования земель  сельскохозяйственного назначения;

5.3 развитие мелиорации  сельскохозяйственных земель;

5.4 экологически регламентированное  использование в сельскохозяйственном  производстве земельных, водных  и других возобновляемых природных  ресурсов, повышение плодородия  почв до оптимального уровня  в каждой конкретной зоне.

В качестве значимых тенденций  в прогнозном периоде будут такие, как:

- увеличение инвестиций на повышение плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;

- экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Прогноз реализации Государственной  программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов  по соответствующим подпрограммам  и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу.

В части основных показателей  Государственной программы прогнозируются:

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 146,2% (к 2009 г. – 129,7%), в том числе продукции растениеводства – 169,7% (к 2009 г. – 129,3%), продукции животноводства – 126,9% (к 2009 г. – 128,0%);

- индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табака в 2020 г. к 2010 г. – 139%;

- индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. – 2,3 раза;

- уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 г. – 25%;

- достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны                   к 2020 г. до 95%.[24]

В растениеводстве предстоит  освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении  тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных  удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

В животноводстве решение  задачи ускоренного наращивания  производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном  их импортозамещении. Более оптимистические  возможности связаны с развитием  свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста  продукции сельского хозяйства  в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4-2,5%, производства пищевых продуктов – 4,3-5,0%. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85%.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства  и пищевых продуктов по большинству  их видов позволят (с учетом допустимого  импорта) обеспечить питание населения  страны по рациональным нормам (кроме  молока, плодов и фруктов) и таким  образом приблизиться к решению  основных задач, определенных Доктриной  продовольственной безопасности Российской Федерации.

Одновременно возрастут  ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме  зерна и продуктов его переработки  на внешний рынок страна может  экспортировать такие продукты, как: сахар, растительное масло, сухое молоко, мясо птицы и свиней.

Все это позволит существенно  повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт  зерна и другой сельскохозяйственной продукции [20].

3.3. Перспектива развития и предложения по модернизации областных целевых программ Ульяновской и Саратовской областей.

Как видно  из всего выше сказанного, агропромышленный комплекс Саратовской и Ульяновской  областей набирает обороты в производстве продукции.

Агропромышленный  комплекс является одной из основных и перспективных отраслей в рассматриваемых  регионах. В связи с этим, необходимо в ближайшее время решить триединую задачу:

– осуществить  модернизацию приоритетных подотраслей АПК;

– укрепить продовольственную безопасность;

– обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.

Для достижения наилучших результатов в последующие периоды необходимо на базе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 гг. провести работу по следующим направлениям:

  1. Обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК.

- увеличивать объемы финансирования  в последующие годы;

- улучшить качество контроля  за эффективностью и целесообразностью  использования выделенных денежных  средств;

  1. Обеспечение продовольственной независимости Ульяновской и Саратовской областей:

- стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов;

- осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных болезней животных;

  1. Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства:

-проводить работу по расширению посевных площадей и росту урожайности сельскохозяйственных культур;

- оказывать весь комплекс поддержки растениеводства: субсидии на приобретение семян, минеральных удобрений, средств химизации, на страхование посевов;

- выплачивать дополнительные субсидии для хозяйств, работающих на низкобалльных почвах.

  1. Обеспечение интенсивного производства отрасли животноводства:

- осуществлять выплаты  субсидий на приобретение племенного скота;

- вобластном бюджете предусмотреть возмещение части затрат на строительство и реконструкцию животноводческих объектов;

- осуществлять выплаты  субсидий на развитие молочного скотоводства в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах.

  1. Устойчивое развитие сельских территорий:

- создать условия для стимулирования роста сельского населения за счёт естественного роста и за счёт миграции, а также инвестиций в человеческий капитал;

- активно развивать не только сельское хозяйство, но и другие виды сельской экономики;

- создать все необходимые условия для роста занятости и доходов жителей села;

- разработать новую жилищную политику, нацеленную на увеличение объемов строительства доступного и комфортного жилья для сельчан;

- создать современную социальную, инженерную и транспортную инфраструктуру в сельской местности. В разы улучшить благоустройство сельских территорий;

- обеспечить надлежащий уровень пожарной, общей и экологической безопасности на селе.

Динамичное и эффективное  развитие сельского хозяйства должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных производственных, финансовых, социальных проблем. Повышение уровня продовольственного обеспечения населения областей будет способствовать успешной реализации всего комплекса целей социально-экономического развития Ульяновской и Саратовкой областей.

Для усовершенствования целевых  программ различных уровней и улучшения качества их исполнения необходимо установить перечень целевых индикаторов обязательных для обоснования и исполнения в программах, направленных на стимулирование сельского хозяйства. В качестве целевых индикаторов целесообразно использовать показатели, представленные в таблице 17.

Наименование показателя

Ед. изм.

Расчет

Интерпретация значения

1

2

3

4

Индекс  производства продукции

 сельского хозяйства  в хозяйствах

 всех категорий  (в сопоставимых ценах

В % к предыдущему  году

W продукции отчетного года в ценах предыдущего года

W продукции предыдущего года в ценах предыдущего года

Характеризует количество произведенной  продукции в сопоставимых ценах  для сравнения полученных результатов 

Индекс  производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

В % к предыдущему  году

W прод. растениеводства отчетного года в ценах предыдущего года

W прод. растениеводства предыдущего года в ценах предыдущего года

Характеризует количество произведенной  продукции растениеводства в  сопоставимых ценах для сравнения  полученных результатов

Индекс  производства продукции растениеводства  в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)

В % к предыдущему  году

W прод. животноводства отчетного года в ценах предыдущего года

W прод. животноводства предыдущего года в ценах предыдущего года

Характеризует количество произведенной  продукции животноводства в сопоставимых ценах для сравнения полученных результатов

Индекс  физического объема инвестиций в  основной капитал сельского

 хозяйства 

В % к предыдущему  году

V  инвестиций   в   основной   капитал в текущем периоде в фактических ценах этого периода

(V  инвестиций   в   основной   капитал в базовом периоде в ценах, действовавших в базовом периоде)*(индекс  цен на элементы  основного   капитала  за текущий период в % к базовому периоду)

Характеризует изменение инвестиционной активности

Отношение числа граждан занятых в с.х возрастом до 30 лет к общему числу занятых в с.х.

В %

Число граждан занятых  в с.х возрастом до 30 лет

общее число граждан занятых  в с.х.

Характеризует уровень привлекательности  отрасли для молодых специалистов.

Индекс производительности труда в хозяйствах всех категорий

В рублях

выработка валовой продукции предприятия на 1 работника производственного персонала планируемом периоде

выработка валовой продукции предприятия  на 1 работника производственного персонала в базисном периоде

Характеризует динамику производительности труда

Информация о работе Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей