Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;

Файлы: 1 файл

КР по КЭАХД.docx

— 141.29 Кб (Скачать файл)

Введение

Важнейшим прямым регулятором  территориально-экономических процессов  являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это  согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления  комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других целевых мероприятий, реализуемых  при поддержке государства. Они  обеспечивают эффективное решение  задач общенационального, межтерриториального  или важного регионального значения в области экономического, научно-технического, социально-культурного и (или) экологического развития региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.

Особое значение в условиях перехода к рынку и формирования новых федеративных, прежде всего  межбюджетных, отношений имеют региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Если региональные программы  отличаются от других резко выраженным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д., то особенностью федеральных  программ является государственная  значимость программных проблем. Их цель — реализация социально-экономической  политики развития регионов при поддержке  государства.

В настоящее время в  такой поддержке государства  нуждаются многие сферы экономики  Росси, особенно агропромышленный комплекс. Агропромышленный комплексимеет особое значение в экономике страны. Он относится к числу основных народнохозяйственных комплексов, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение его развития и поддержки обуславливается не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства в этом и многом другом объясняется актуальность выбранной темы.

Цель  работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты разработки и правовой  регламентации целевых программ;

- изучить методы оценки  эффективности;

- проанализировать программы  целевые региональные программы  развития АПК Саратовской обл. и Ярославской обл.;

- оценить программы развития  АПК по наиболее предпочтительной  методике;

- сформулировать выводы  и разработать мероприятия по  совершенствованию целевой программы  развития АПК Кемеровской обл.

Объект исследования – Саратовская область и Ульяновская область. Предмет исследования – целевые государственные и региональные программы развития АПК.

Курсовая работа содержит введение, три главы, выводы и предложения, приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи курсовой работы, определены объект и предмет исследования.

В первой главе рассмотрены  теоретические аспекты разработки, правовой регламентации и оценки целевых программ.

Во второй главе приведен анализ программ развития АПК на примере  Саратовской и Ульяновской областях.

В третьей главе дансравнительный анализ государственных программ на 2008 - 2012 гг. и 2013 - 2020 гг.В заключении сформулированы выводы и разработаны предложения для улучшения развития агропромышленного комплекса Саратовской и Ульяновской областях.

Курсовая работа изложена на 64 страницах, содержит 17 таблиц, приложения. Библиографический список - 27 источников.

В качестве информационной базы использованы законодательные  и нормативные документы, Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы";Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008 - 2012 годы";Проект «Государственная программа по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013 - 2020 годы.

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты разработки и правовой регламентации  целевых программ

    1. Сущность и характерные чертыцелевых программ

 В течение многих  десятилетий с 20-х годов составление  народнохозяйственных планов в  СССР сочеталось с разработкой  целевых комплексных, в том числе региональных, программ. В этой области был накоплен большой опыт. Перенесенный из отечественной практики планирования программно-целевой метод регулирования экономики широко распространен на Западе[14].

Ныне региональные программы  в России призваны выполнять новую  роль как наиболее активная форма  прямого регулирования рыночной экономику интеграции государственных, коллективных и индивидуальных интересов  и отношений, мобилизации усилий для осуществления крупных национальных проектов, проведения региональной политики государства.

 Региональное целевое  программирование является инструментом  непосредственного государственного  воздействия на рыночную экономику  той или иной территории, обеспечивая  сочетание принципов саморегулирования  и целенаправленности в ее  развитии. Программно-целевой метод  хозяйственного и территориального  управления служит одним из  важных средств активно го  влияния государства на социально-экономический  комплекс проблемных регионов  — депрессивных, слаборазвитых,  осваиваемых, а также и промышленно  развитых, позволяя успешно решать  как текущие, так и стратегические  задачи, в первую очередь - выравнивания  региональных уровней социально-экономического  развития.

 Новая сущность целевых  программ состоит в том, что  они воплощают в себе синтез  «жесткого плана» и «свободного  рынка», когда строги целенаправленная  хозяйственная деятельность осуществляете  и стимулируется на коммерческой  основе. Поэтому организационные  формы подготовки и реализации  программ, а также методы управления ими отличаются от прежних [18].

 Способы привлечения  исполнителей и распределения  ресурсов основаны ныне на  принципах полной добровольности, большей индивидуальной и коллективной  заинтересованности, усиления материального  стимулирования. Адресность и обязательность  выполнения всеми участниками  программы запланированных мероприятий  обеспечивается не директивностью  заданий, как прежде, а хозяйственными  договорами (контрактами) в сочетании  с системой экономических стимулов (в том числе на конкурсной  основе).

 План и программа  имеют много общего, но и различаются  между собой. Такие черты, как  приоритет национальных (народнохозяйственных) интересов, целенаправленность, комплексность,  сбалансированность (пропорциональность), эффективность, адресность, присущи  и плану, и программе. План  — это более общая программа,  а программа — детализированный  план, отвечающий на вопрос не  только, что делать, но и как  делать, в какие сроки, в какой  последовательности и т. д.  И программа, и план (прогноз)  базируются на одних и тех же предпрограммных, предплановых разработках (схемы развития регионов и т. п.) [16].

 Вместе с тем региональная  программа, которая должна быть  органически связана с территориальными  и отраслевыми прогнозами, фокусируется  на решении ограниченного числа  проблем, или одной из них,  а не всех основных задач  экономического и социального  развития региона, как это делается  в территориальном плане (прогнозе), и этому строго подчинены все  ее структурные элементы. Научно-исследовательские,  производственные, организационно-управленческие  и другие мероприятия соединяются  в блоки по участию в решении  данных задач и достижению  конечных целей, а не по каким-то  другим признакам. 

В отличие от отраслевого  и территориального разрезов прогноза и плана, при программном разрезе  комплексного народнохозяйственно  прогнозирования (планирования) все  показатели по решению данной проблемы (геологическая разведка, проектирование и строительство предприятий, поставки оборудования, сырья, топлива и материалов, обеспечение кадрами, создание инфраструктуры, прогнозирование рынка сбыта продукции и т. д.) объединяются в одном документе (разделе). Правда, на практике многие программ по своему содержанию напоминают прежние региональные планы (при отсутствии только директивных заданий). Число федеральных программ должно быть небольшим, они призваны в основном либо поддерживать особо бедствующие регионы, либо создавать условия «рывка» регионам, ускоряющим общее экономическое развитие [12].

 Федеральные целевые  программы разрабатываются по  инициативе высших и территориальных  органов исполнительной власти  и утверждаются в центре. На  Правительственную комиссию по  государственной поддержке развития  регионов были возложены обязанности:  подготовка для Правительства  предложений по определению приоритетных  направлений регионального развития  на перспективу; рассмотрение  проектов федеральных целевых  программ развития регионов и  представление в Правительство  заключений по ним; подготовка  на этапе составления проектов  годовых прогнозов социально-экономического  развития Российской Федерации  и федерального бюджета перечня  федеральных целевых программ  развития регионов, подлежащих финансированию  за счет средств (частично или  полностью) федерального бюджета.  Из средств региональных и  местных бюджетов полностью и  частично финансируются программы  соответствующего значения и  уровня (отчасти — из внебюджетных  источников)[21].

 

    1. Этапы обоснования целевых программ

Исходное задание на разработку целевых программ возлагается на заказчика или головную организацию  или рабочую группу. В задании  должны быть четко сформулированы главная  цель, основные задачи программы, конечные результаты, важнейшие направления  решения проблемы; характеристика программной  продукции и потребность основных видов ресурсов, необходимых для реализации программы [5].

Головной разработчик (или  рабочая группа) разрабатывает координационный  план, в котором указываются этапы  и последовательность работ конкретных исполнителей и сроки их завершения.

Этапы обоснования целевых  программ заключаются в следующем:

1. Определяется цель и задачи программы и строится дерево целей. Сущность этого состоит в том, что цель программы подразделяется на подцели разного уровня (отрасли, подотрасли, объединения). Цель нижестоящего уровня рассматривается как промежуточная и как единство конечных целей вышестоящей системы. Таким образом система целей и подцелей образует иерархическую структуру, которая называется деревом целей. При его формировании предполагается многовариантный подход к их реализации.

2. Определяется структура системы. При этом определяется ориентировочный качественный состав элементов системы, необходимых для выполнения работ и определяются связи между элементами.

3. Осуществляется прогноз развития системы и ее элементов.

4. Разрабатываются описательные и математические модели функционирования системы и ее элементов.

5. Разрабатываются требования к элементам системы.

6. Исследовательское проектирование элементов системы.

7. Определяется качественный состав системы.

8. Определяется количественный состав системы, то есть оптимально необходимое число элементов.

9. Разрабатывается план работ по созданию системы. План включает в себя все работы по этапам жизненного цикла элементов системы. Это фундаментальные и опытно - конструкторские работы, строительные работы, создание элементов системы и запуск системы. Разрабатывается план работ по созданию системы. План включает в себя все работы по этапам жизненного цикла элементов системы. Это фундаментальные и опытно - конструкторские работы, строительные работы, создание элементов системы и запуск системы [23].

Проект программы предусматривает: постановку и характеристику проблемы, а также обоснование ее решения; конечные показатели программы, описание структурных изменений в производстве продукции в процессе выполнения задания, необходимые мероприятия  по выполнению программы, формы организации  осуществления (выполнения) программы  и контроля за ее реализацией.

Разработку программ целесообразно  начинать с привлечения имеющихся  материалов исследования, со всестороннего  изучения состояния проблемы с учетом зарубежного опыта, постановки и  обоснования цели, выявления взаимосвязанных  заданий и мероприятий, обеспечивающих достижение конечной цели, установления потребности материальных, трудовых и финансовых ресурсов и т.д. [21].

При завершении разработки программ должны быть определены размеры  производства конечной продукции и  ее сбыта, в том числе за рубежом, объем капиталовложений по направлениям расходования и сроки их окупаемости, затраты на проведение прикладных исследований, разработка и освоение новой техники  и рациональной технологии, изменение  социальных условий и безопасности труда, а также охраны окружающей среды.

Информация о работе Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей