Сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Название государства
Форма правления
Форма территориального устройства
Тип политического режима
Законодательная власть
Исполнительная власть
Судебная власть
Местное самоуправление
Тип правовой системы
Германия
Основной закон установил в Германии

Файлы: 1 файл

кпзсс.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)


Сравнительный анализ конституционного строя двух государств.

 

 

Название государства

Форма правления

Форма территориального устройства

Тип политического режима

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Местное самоуправление

Тип правовой системы

Германия

Основной закон установил в Германии парламентарную республику. Существование в стране партийной системы, склонной к двухпартийности, и некоторых конституционных преимуществ, предоставляемых исполнительной власти, привело к тому, что на практике сложился министериальный государственный режим с сильной властью Федерального канцлера, т.е. главы правительства. Поэтому ФРГ нередко в литературе именуют канцлерской республикой.

 

По форме территориального устройства ФРГ является федерацией. Федеративное устройство страны установлено после Второй мировой войны, оно основано на территориальном принципе и имеет симметричный характер. Немецкие теоретики называют ФРГ «кооперативной федерацией», так как взаимоотношения федерации и земель (субъектов федерации), а также земель между собой основаны на сотрудничестве и взаимодействии. После объединения Германии в 1990 г. страна стала включать 16 земель, полностью равноправных между собой.

 

Политический режим кайзеровской Германии отличался неустойчивостью. Непосредственное влияние на частые изменения политического режима оказывали сложные социально-экономические процессы исторического развития объединенной Германии. Канцлер (ранее — министр-президент Пруссии) О. Бисмарк играл в этих процессах особую роль. С его именем связывается проведение политики, определяемой противоречивыми понятиями: «революция сверху», «государственный социализм», «реакционный милитаризм», «бонапартизм» и пр. Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно преобладание либеральных методов и средств осуществления государственной власти. В это время не только снимается множество феодальных препон для развития предпринимательства и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.

Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию. Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно, но при этом совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических процессов. Индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленность строилась на базе современных технологий.

Законодательная власть в Германии представлена парламентом. Парламент состоит из двух палат: Бундестаг и Бундесрат. Бундестаг – нижняя палата, избирается на четыре года по смешанной системе с 5% барьером для политических партий. Бундесрат – верхняя палата, включает представителей земель. Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.

Исполнительная власть принадлежит федеральному правительству, во главе которого стоит федеральный канцлер. Федеральный канцлер избирается бундестагом большинством голосов по предложению президента. Министры назначаются президентом по предложению федерального канцлера. Каждая земля имеет свою конституцию, парламент и правительство.

Судебная власть в демократическом обществе заключается

в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах  обеспечивать  господство

права,  выраженного  прежде  всего  в   конституциях   и   других   законах,

международных договорах, а также в приравненных  к  закону  или  подзаконных

высокого уровня актах — указах, декретах, ордонансах,  внутригосударственных

публично-правовых договорах и т.п.

Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти – "законодательной" (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам (землям). Кроме того, каждая земля и многие города имеют свои специфические, закрепленные в земельном и местном законодательствах (в положениях об общинах), организационные особенности, отражающие своеобразие структуры, функций и способов избрания руководителей органов управления городами.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
- единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприниматель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах:
- имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой;
- высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;
- весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);
- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;
- правовой обычай и юридический прецедент выступает в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;
- особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (реорию) построения данной правовой семьи.

Италия

Италия является республикой.  Республика  –  форма правления,  которая

характеризуется выборностью главы  государства.  Источником  государственной

власти является народное большинство.

Италия является унитарным государством.

Унитарным является государство, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственности, суверенитета.  Оно  имеет единую Конституцию, единую  правовую  и  судебную  системы,  единую  систему высших органов власти, единое гражданство.

В  Италии   преобладает   либерально-демократический  режим,   главным

принципом которого является свобода гражданина, и главная цель демократии  - защита этой свободы от чрезмерного вмешательства государства.

Согласно ч. 1  ст.  55  Конституции,  Парламент  состоит  из

Палаты депутатов и Сената.

Двухпалатная структура итальянского Парламента  характеризуется,  таким

образом, сильной верхней палатой, которая практически равноправна с  нижней.

Даже в случаях, когда палаты принимают  решения  совместно,  тот  факт,  что

Сенат численно вдвое меньше, чем Палата  депутатов,  существенного  значения

не имеет, ибо  депутаты  и  сенаторы  при  голосовании  считаются  со  своей

принадлежностью не к палате, а  к  политической  партии.

В  Конституции   подраздел   "Совет

министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей  (ст.  92  - 96). Правительство на центральном уровне осуществляет  любые  исполнительные

полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.  В Италии центральные и периферийные органы управления в качества  своей

основы  имеют  министерства.  Министерства  могут  быть   сгруппированы   по основным направлениям государственной политики.

Судебная  система  Италии состоит   из   следующих

подсистем: судов  общей  юрисдикции,  разрешающих  гражданские  и  уголовные

дела,  в  том  числе мировых  судей,  судов  по  делам  несовершеннолетних, трибуналов  по   делам   публичного   водопользования   и   судов   ассизов;

административных судов; военных трибуналов. Суды  действуют  в  23  судебных  округах,  которые,  как  правило,  не

совпадают с политико-административными единицами.

Структура  органов  области  определена  Конституцией  (ст.   121).   В

обязательном порядке каждая область  имеет  областной  совет,  джунту  и  ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и  регламентарную

власть,  принадлежащую  области,  и  другие  функции;  областная  джунта   -

исполнительный  орган  области;  председатель   джунты   выполняет   функции

представительского и исполнительного характера.

Правовая система Италии, Германии, Франции и т.д. имеют общий источник, структуру права и
исторический путь его формирования, по этому все эти страны объединяют в романо-германскую правовую
семью.

Вывод

Форма правления в Германии — парламентарная республика.

По форме территориального устройства ФРГ является федерацией.

 

В ФРГ традиционно существует многопартийная система. Наиболее влиятельные партии — Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный союз (ХСС), Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), Свободная демократическая партия (СВДП)

В принятии федеральных законов наиболее активное участие принимают два коллегиальных органа: Бундестаг и Бундесрат.

 

Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда органам по охране правопорядка удалось добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией.

Конституция подчеркивает, что представительная система в стране должна быть организована в соответствии с требованиями децентрализации. Таким образом, основной закон признал необходимость местной автономии в рамках единого государства. В соответствии с этим принципом, в Италии была создана стройная система демократической власти,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.: Юриспруденция, 2003.
  • Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция, 2000.
  • Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2000.
  • Изензее Й., Кирххоф П. Государственное право Германии: в 2-х т. — М., 1994.
  • История буржуазного конституционализма. ХVII—ХVIII вв. — М.: Наука, 1983.
  • Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4-х т. / Отв. ред. Б.А. Страшун. — Том 4. — М.: Изд-во «БЕК», 1998.
  • Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. член-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо, д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. — М.: Изд-во «Норма», 2000.
  • Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.О. Лучина. — М., 2001.

Чиркин В.Е.Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.

  1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Под редакцией проф. Б.А. Страшун.- М., 1998, Т.3.

 

 

Федеральный президент представляет государство в международно-правовых отношениях, избирается Федеральным собранием.

Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров.

 

Судебная власть осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами, предусмотренными конституцией, и судами земель.



Информация о работе Сравнительный анализ