Сравнительный анализ ISO 9000 и TQM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Управление качеством является основным направлением системы управления предприятием, к которому относятся затраты, время, управление персоналом, что является основным принципом в современной системе менеджмента качества. Кроме того, для повышения качества продукции важен и индивидуальный подход каждому из работников предприятия, его профессиональный уровень и психологическое состояние в коллективе. Все выше изложенное является основными требованиями повышения качества производимой продукции.
Для повышения эффективности производственных процессов, необходимо знать, какими методами управлять и на чем акцентировать внимание.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………….3

2. Понятие и история развития стандартов ИСО 9000…………………………..6

3. Российская модель управления…………………………………………………14

4. Проблемы менеджмента в России……………………………………………....24

5. Заключение……………………………………………………………………….28

6. Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

управление качеством реферат.doc

— 871.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра управления

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Сравнительный анализ ISO 9000 и TQM.

 

по дисциплине "Управление качеством"

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка Йылдырым Е.В.

371 группы 3-его курса

 

 

Руководитель Андросенко Наталья Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2013

 

 

Оглавление.

 

 

1. Введение………………………………………………………………………….3

 

2. Понятие и история развития стандартов ИСО 9000…………………………..6

 

3. Российская модель управления…………………………………………………14

 

4. Проблемы менеджмента в России……………………………………………....24

 

5. Заключение……………………………………………………………………….28

 

6. Список использованной литературы…………………………………………...29

 

1. Введение.

 

Современная рыночная экономика предъявляет абсолютно новые запросы к качеству выпускаемой продукции. Это связанно с тем, что ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности, а конкурентоспособность соответственно связано с уровнем цены и качества продукции, причем основное внимание уделяется на качество продукции.

Управление качеством является основным направлением системы управления предприятием, к которому относятся затраты, время, управление персоналом, что является основным принципом в современной системе менеджмента качества. Кроме того, для повышения качества продукции важен и индивидуальный подход каждому из работников предприятия, его профессиональный уровень и психологическое состояние в коллективе. Все выше изложенное является основными требованиями повышения качества производимой продукции.

Для повышения эффективности производственных процессов, необходимо знать, какими методами управлять и на чем акцентировать внимание.

Как показывают исследования, ни одну из существующих систем качества нельзя назвать совершенной, поэтому необходимо ориентироваться среди их многообразия и знать плюсы и минусы каждой из них.

Качество стало одним из наиболее популярных лозунгов конца двадцатого - начала двадцать первого века. Качество товаров и услуг. Качество в технологиях и бизнес-процессах, связанных с производством товаров и услуг. Качество, которое существует и которое можно доказать, потому что оно документировано. Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 - серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности.

В данной работе выявляются положительные и отрицательные стороны стандартов серии ИСО 9000, в которых описаны основные требования к системам качества и на их фоне показываются преимущества всеобщего управления качеством или Total Quality Management (TQM).

Анализируются основные принципы и инструменты качества. 

2. Понятие и история развития стандартов ISO 9000.

 

 История стандартов качества ИСО 9000 восходит к Британским стандартам BSI 5750, которые были одобрены Британским институтом стандартов (British Standard Institute - BSI) в 1979 году. В свою очередь эти стандарты часто считаются восходящими к американским военным стандартам MIL-Q9858, принятым в конце 50-х годов в США.

 

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по созданию систем качества и обеспечению качества, подготовленный членами международной организации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). В настоящее время стандарт BSI 5750 известен как стандарт ИСО 9000 версии 1987 года.

 

А семейство стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года, когда Международная Организация по Стандартизации (International Organization for Standardization или ISO) утвердила первую версию универсальных стандартов сертификации систем качества: ISO 9000 /87. За основу при разработке стандартов ISO 9000 были приняты стандарты, использовавшиеся министерством обороны США для оценки систем обеспечения качества поставщиков оборонной продукции. Методологической базой стандартов стал подход Управления комплексным качеством (Total Quality Management). Стандарты изложены в форме требований (ISO 9001 - 9003) и общих рекомендаций (ISO 9000 и 9004). В стандартах отсутствует описание методов, с помощью которых изложенные требования и рекомендации могут быть реализованы. Разработчики стандартов полагаются на инициативу и творчество конкретных исполнителей, которые в своих специфических условиях применят требования и рекомендации стандартов.

 

В 1994 году была выпущена обновленная версия стандартов, в целом повторявшая структуру версии 1987 года (ISO 9000 /94). И наконец с 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000 /2000. Новая версия уже не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества.



В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает:

­ все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе, все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;

­ все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе, все их части;

­ ИСО 8402.

Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных, или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации.

Стандарты ИСО 9000 и ИСО 9004 не более чем справочники:

ИСО 9000: "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества":

часть 1 "Руководящие указания по выбору и применению";

часть 2 "Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003";

часть 3 "Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения";

часть 4 Руководство по управлению программой надежности".

ИСО 9004: "Общее руководство качеством и элементы системы качества". Этот документ предоставляет пользователю пакет руководств, с помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена, т.к. он предоставляет информацию и предложения по осуществлению Системы Всеобщего Руководства Качеством, которая запускается после установки и (возможно) сертификации Системы Качества.

часть 1 "Руководящие указания";

часть 2 "Руководящие указания по услугам";

часть 3 "Руководящие указания по перерабатываемым материалам";

часть 4 "Руководящие указания по улучшению качества";

часть 5 "Руководящие указания по программе качества";

часть 6 "Руководство качеством при управлении проектированием" (проект стандарта);

часть 7 "Руководящие указания по управлению конфигурацией" (проект стандарта).

К другим вспомогательным стандартам в области качества относятся:

ИСО 10011 "Руководящие указания по проверке системы качества". Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе, и при проведении сертификационного аудита):

часть 1 "Проверка";

часть 2 "Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества";

часть 3 "Руководство программой проверок".

ИСО 10012 "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования:

часть 1 “Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования".

ИСО 10013 "Руководящие указания по разработке руководств по качеству". Представлены основные рекомендации по составлению головного документа системы качества - Руководства по Качеству.

ИСО 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь". Поскольку многие обычные слова, используемые повседневно, применяются в области качества в специфическом или ограниченном значении, по сравнению с полным диапазоном определений, приводимым в словарях, то данный стандарт ставит целью пояснить и стандартизировать термины по качеству, как они применяются в области управления качеством.

Несмотря на то, что стандарты серии ИСО 9000 создавались как независимые от отраслей промышленности, ISO/TC 176 работает над расширением и развитием серии ИСО 9000, дополняя её документами (руководствами или проектами стандартов), более чувствительными к специфике различных секторов промышленности в таких областях, как:

­ перерабатываемые материалы;

­ услуги;

­ разработка программного обеспечения, интеллектуальной продукции и т.д. в специфических областях управленческой деятельности;

­ непрерывное совершенствование;

­ аудит;

­ обучение и образование персонала и т.д.

 

В настоящее время 178 стран признали МС ИСО 9000 в качестве национальных или гармонизировали  в соответсвии с ними национальные стандарты в этой области.

 

В Российской федерации МС ИСО 9000 приняты для их прямого использования в виде ГОСТа Р 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р 9004-2009 ИСО 9004:2009 «Менеджмент для обеспечения устойчивого успеха организации. Подход к менеджменту качества». Кроме того, комплекс стандартов ИСО, регламентирующих требования к системам менеджмента качества предприятий, включает еще ряд стандартов, среди которых: ИСО 9000:2005 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и\или систем экологического менеджмента»; ИСО 10015 «Менеджмент качества. Основные направления подготовки персонала».

 

Применение отечественными предприятиями МС ИСО серии 9000, с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством на предприятии, а с другой - является важнейшим фактором, подверждающим потенциальные возможности предприятия по выпуску продукции высокого качества, которое может быть достигнуто путем проведения сертификации систем менеджмента качества и производств.

 

МС ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут быть использованы, как для внутреннего применения организациями, так и в целях сертификации или заключения контракта. Этот стандарт направлен на обеспечение результативности системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

 

Структура стандарта МС ИСО 9001 включает следующие разделы:

 

1. Область применения. Требования к СМК. Стандарт охватывает все стадии жизненного цикла продукции, при необходимости отдельные положения стандарта можно исключить.

 

2. Нормативные ссылки. Например,  ИСО 9000:2005 - Системы менеджмента качества. основные положения и словарь.

 

3. Термины и определения. В настоящем стандарте применены термин и определения, данные в ИСО 9000. В тексте стандарта термин «продукция» может обозначать также «услугу».

 

4. Система менеджмента качества. Общие требования к системе, требования к документации, использование принципов TQM.

 

5. Ответственность руководителя. Это обязательства руководства, ориентация на потребителя, политика в области качества, планирование, ответственность, полномочия и обмен информацией, анализ со стороны руководства.

 

6. Менеджмент ресурсов. Это обеспечение ресурсами, человеческие ресурсы, инфраструктура, производственная среда.

 

7. Процессы жизненного цикла продукции. Планирование процессов жизненного цикла продукции, процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка, закупки, производство и обслуживание, управление устройствами для мониторинга и измерений.

 

8.  Измерение, анализ и улучшение.  Мониторинг и измерение, управление несоответсвующей продукцией, анализ данных, улучшение, корректирующие и предупреждающие действия.

 

Универсальность семейства стандартов ISO заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Это было бы и невозможно - ведь качество - есть способность продукции или услуг удовлетворять потребности людей, а потребности - бесконечно разнообразны. Стандарты семейства ISO 9000 задают лишь методологию функционирования системы качества, которая в свою очередь должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятие, иными словами - обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей.

 

В основном, нормы ИСО 9000 применяются в следующих четырех ситуациях:

 

1. Как методический материал при построении системы качества на предприятии. При этом использование стандартов ИСО 9000 позволит повысить конкурентоспособность организации, экономическую эффективность ее деятельности;

 

2. Как доказательство качества при заключении контракта между поставщиком и потребителем. В этом случае потребитель может оговорить в контракте, чтобы определенные процессы на предприятии-поставщике и определенные элементы системы качества, которые влияют на качество предлагаемой к поставке продукции, соответствовали нормам ИСО 9000;

 

3. При оценке потребителем системы качества предприятия-поставщика. В этом случае потребитель оценивает соответствие построенной поставщиком системы определенной норме из семейства ИСО 9000; при этом поставщик может получить официальное признание соответствия определенному стандарту;

 

4. При регистрации или сертификации системы качества зарегистрированным органом по сертификации. При этом поставщик обязуется поддерживать соответствие системы качества нормам ИСО 9000 для всех потребителей; как правило, для потребителя это является достаточным доказательством способности поставщика к качеству и оценка системы качества потребителем уже не проводится.

 

Требования, предъявляемые к стандартам, относятся к:

 

1. Наличию стандартного языка документирования процессов управления качеством.

Информация о работе Сравнительный анализ ISO 9000 и TQM