Сравнительный анализ ISO 9000 и TQM

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:30, реферат

Описание работы

Управление качеством является основным направлением системы управления предприятием, к которому относятся затраты, время, управление персоналом, что является основным принципом в современной системе менеджмента качества. Кроме того, для повышения качества продукции важен и индивидуальный подход каждому из работников предприятия, его профессиональный уровень и психологическое состояние в коллективе. Все выше изложенное является основными требованиями повышения качества производимой продукции.
Для повышения эффективности производственных процессов, необходимо знать, какими методами управлять и на чем акцентировать внимание.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………….3

2. Понятие и история развития стандартов ИСО 9000…………………………..6

3. Российская модель управления…………………………………………………14

4. Проблемы менеджмента в России……………………………………………....24

5. Заключение……………………………………………………………………….28

6. Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

управление качеством реферат.doc

— 871.86 Кб (Скачать файл)

 

2. Наличию системы отслеживания и получения подтверждения того, что процессы управления качеством применяются корректно на всем предприятии.

 

3. Наличию подтверждения - аудита, сертификации - от третьей стороны. Для получения сертификата необходимо создать на предприятии систему управления качеством и выполнить ряд условий, в том числе, пройти аудиторскую проверку организации, которая будет выдавать сертификат. После получения сертификата такие проверки (наблюдательный аудит) будут проводиться регулярно для подтверждения сертификации.

 

Стандарты ИСО 9000 имеют своей целью оказать помощь в определении потенциальных поставщиков, обладающих эффективной Системой Качества. Стандарт помогает уменьшить затраты на качество, так как у предприятия появляется доверие и уверенность в качественной деятельности поставщика. Соответствие стандартам ИСО 9000 создаёт предпосылки для заключения договорных соглашений между покупателем и поставщиком. Предприятия, сертифицированные по ИСО 9000, воспринимаются потребителем как жизнеспособные поставщики.

 

Каждое предприятие заинтересовано в формальной регистрации соответствия с положениями стандартов, т.к. регистрационный номер ИСО 9000 становится важным элементом при выборе компании в качестве поставщика.

 

Стандарты ИСО 9000 определяют минимальные требования, которые поставщик должен выполнить для того, чтобы гарантировать потребителю получение продукции, соответствующей его требованиям. Введение этих стандартов оказало значительное влияние на предприятия во всём мире, так как поставщики теперь могут быть оценены последовательно и единообразно.

 

Таким образом, требования современного рынка подталкивают поставщика продукции (товаров и услуг) к внедрению систем качества. Однако, внедряя на предприятиях систему качества в соответствии с ИСО 9000, предприниматель получает и выгоду:

 

1) за счет перераспределения затрат сокращается та их доля, которая шла на обнаружение и исправление дефектов, общая сумма затрат снижается и появляется дополнительная прибыль;

 

2) повышается исполнительская дисциплина на предприятии, улучшается мотивация сотрудников, снижаются потери, вызванные дефектами и несоответствиями;

3) предприятие становится более "прозрачным" для руководства, в связи с этим повышается качество управленческих решений.

 

Общность и универсальность стандартов ИСО 9000 заключается в том, что модели Обеспечения Качества не были разработаны для какой-либо специфической области - они предназначены для применения во всех областях промышленности и для всех стран.

 

Комитет ISO/TC 176, указывая на назначение стандартов - регламентировать деятельность широкого спектра предприятий, признает, тем не менее, что стандарт может быть модернизирован для специфических нужд: во введении к каждому стандарту приведена следующая фраза:

 

«Предполагается, что настоящий стандарт применим в представленной форме, но в случае специфической договорной (контрактной) ситуации он может быть модернизирован».

 

Международный комитет ISO/TC 176 предлагает выбрать модель обеспечения качества из трёх возможных:



ИСО 9001 "Система Качества: Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

ИСО 9001 является наиболее обширным стандартом; он применим в случае договорной ситуации, когда соответствие специфическим требованиям должно обеспечиваться в течение нескольких стадий, включающих: проектирование/разработку, производство, монтаж и обслуживание. Это применимо, когда:

­ необходимое проектирование продукции и требования к ней определены в виде эксплуатационных характеристик, или они должны быть установлены;

­ доверие к соответствию продукции может быть достигнуто путём соответствующей демонстрации поставщиком его возможностей в проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

 

ИСО 9002 "Система Качества: Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании".

ИСО 9002 применим в договорной ситуации, когда:

­ специфические требования к продукции установлены в проекте или в технических условиях;

­ доверие к соответствию продукции может быть достигнуто путём соответствующей демонстрации поставщиком его возможностей в производстве, монтаже и обслуживании.

 

ИСО 9003 "Система Качества: Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях".

ИСО 9003 применим в договорной ситуации, когда доверие к соответствию продукции установленным требованиям может быть достигнуто путём соответствующей демонстрации поставщиком его возможностей в окончательном контроле и испытаниях.

 

ИСО 9001 является наиболее обширным: в нём описывается система качества, которая распространяется на все возможные виды деятельности предприятия; ИСО 9002 в меньшей степени описывает эту систему, исключив из рассмотрения деятельность по проектированию. ИСО 9003 ещё в меньшей степени, чем ИСО 9002, описывают систему, не затрагивая проектную, производственную и послепродажную деятельность. Общие для стандартов главы следуют одной и той же цели: они являются идентичными или, в случае модификации, они являются совместимыми "снизу-вверх".

Разделение стандартов ИСО является логичным и практичным и соответствует трём определённым типам договорных обязательств.

 

3. TQM.



В 80-е гг. качество начинает рассматривать­ся как удовлетворение требований и потреб­ностей как потребителей, так и служащих, что является признаком новой системы качества -всеобщего управления качеством или TotalQualityManagement (далее - TQM). Отличие тотального управления качеством от прежних систем качества, в которых нет четкого опре­деления таких параметров, как затраты на ка­чество, объем выпускаемой продукции и сроки поставки, является то, что в TQM на первый план выдвигается качество продукции, и вся работа предприятия направлена на достижение этой цели. Таким образом, управление всеми сферами деятельности предприятия ориенти­ровано на достижение максимально-возмож­ного качества, его постоянное улучшение и сокращение издержек.

Система TQM охватывает весь спектр деятельности организации и включает:

-       политику качества;

-       улучшение качества;

-       планирование качества;

-       обеспечение качества.

Основная идеология TQM, так же как и СМК, базируется на принципе бесконечного улучшения (цикл PDCA), но в TQM существенно возрастает роль человека и обучения персонала. Постоянное обучение, охватываю­щее все виды деятельности, приобретает более активную, адаптированную форму и увлекает каждого работника посредством деловых игр, специальных тестов, компьютерных методов и т. д. Теперь, каждый имеет возможность са­мосовершенствоваться. Каждый сотрудник начинает понимать, что только хорошо обученный человек способен на роль лидера и имеет преимущества в карьере, к тому же эти знания помогают увереннее чувствовать себя в коллективе. Люди настолько увлечены своим делом, что готовы отказаться от отпуска, задержаться на работе или продолжить работать дома. Трудоголики и карьеристы становятся распространенным явлением в организациях.

Вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM, которые схожи с принципами СМК, описанными в стандартах ИСО серии 9000.



В системе TQM используются нацеленные методы управления качеством. Одной из ключевых особенностей системы является постоянное участие всего коллектива в улучшении качества.

В большей степени подходы TQM изложены в международных стандартах ИСО серии 9000, являющихся методическим пособием по применению системы качества и содержащие минимум требований для удовлетворения запросов потребителей. Однако, TQM необходимо рассматривать в более широком понимании, т. е. не как методологию по улучшению качества, а как философию бизнеса.

Системы качества, построенные на основе стандартов ИСО серии 9000, служат для обеспечения того уровня качества продукции, который требует заказчик, а также для предоставления ему некоторых доказательств конкурентоспособности предприятия. Последнее объясняется тем, что в сложившихся рыночных условиях конкурентов можно опередить преимущественно качественной продукцией, превосходящей ожидания потребителя, а такого высокого уровеня качества позволяют достигать грамотно выстроенные системы качества, в том числе и сертифицированные на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Однако в стандартах ИСО серии 9000 есть и недочеты, например, в них практически нет установок на экономическую эффективность и своевременность поставок, поэтому система не решает всех задач, необходимых для обеспече­ния конкурентоспособности. Тем не менее ее популярность набирает обороты, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества в соответствии со стандартами ИСО серии 9000, является сер­тификат на систему.

Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ИСО серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием.

При сравнительном анализе этих двух систем: стандартов - ИСО серии 9000 и концепцией TQM - можно выделить ряд отличий, которые приведены в таблице 1:

 

Таблица 1. Стандарты ISO 9000 и TQM

 

ISO 9000

 

TQM

 

Нет необходимости фокуса на определенного потребителя

 

Фокус на определенного потребителя

 

Не интегрировано в корпоративную стратегию

 

Интегрированная стратегия компании

 

Фокус на технические системы и процедуры

 

Фокус на философию, концепции, инструменты и методологию

 

Вовлеченность всех сотрудников не обязательна

 

Подчеркивает необходимость вовлечения всех сотрудников

 

Не фокусирует на непрерывном улучшении

 

Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество

 

Ответственность за качество должна быть определена и документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например отдел качества

 

Каждый сотрудник ответственен за качество

 

Возможность фокуса на подразделения

 

Организация всех подразделений, функций и уровней

 

В основном, статичен

 

Подразумевает изменение процесса и культуры


 

 

 

Основное же отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, а внедрение стандартов ИСО серии 9000, скорее, направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно.

Доказано, что вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае, для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM.

 

Принцип первый – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем.

 

Практику анализа жалоб и претензий ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом.

В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае, внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.

 

Принцип второй – ведущая роль руководства.

Только руководители могут создать и поддержать такую внутреннюю обстановку, в которой люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей, поставленных организацией. Только от них зависят единство целей, направлений и микроклимат в организации. Поэтому очень важно обеспечить такое руководство, которое сможет гарантировать построение и осуществление внутренних и внешних процессов таким образом, чтобы получить наибольшую внутреннюю производительность и максимально удовлетворить внешних заказчиков.

 

Принцип третий – вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.

Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал.

Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Также руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение сотрудников.

Персонал организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному улучшению преимущественно организуются и проводятся группами. При этом достигается синергетический эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.

 

Принцип четвертый – процессный подход. Процесс – это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение – результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия. В российских условиях использование процессного подхода сопряжено с серьезными трудностями, обусловленными рядом причин.

Информация о работе Сравнительный анализ ISO 9000 и TQM