Сравнительный анализ трех стран ТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является подробное изучение налоговых систем стран-участниц ТС и сравнительный анализ их налоговых систем. За основу будут взяты те страны, чье законодательство было утверждено саммитом глав государств-членов ЕврАзЭС 16 августа 2006 года, г. Сочи. Ими являются – Россия, Белоруссия, Казахстан. Они были выбраны с целью оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…..2
Глава 1. Основы налоговой системы ………………………..................................4
Виды и классификации налогов…………………………………....………...5
Глава 2. Действующие структуры налоговых систем стран ТС……………7
2.1 Налоговая система России………………………….………………….............7
2.2 Налоговая система Республики Беларусь…………...………….…………....17
2.3 Налоговая система Республики Казахстан…………………………………...25
Глава 3 . Сравнительный анализ трех стран ТС………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы ………………………………………....39

Файлы: 1 файл

курсовик гущена.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….…….…..2

Глава 1. Основы налоговой системы ………………………..................................4

    1. Виды и классификации налогов…………………………………....………...5

Глава 2. Действующие структуры налоговых систем стран ТС……………7

2.1 Налоговая система России………………………….………………….............7

2.2 Налоговая система Республики Беларусь…………...………….…………....17

2.3 Налоговая система Республики Казахстан…………………………………...25

Глава 3 . Сравнительный анализ трех стран ТС………………………………...32

Заключение………………………………………………………………………..37

Список использованной литературы ………………………………………....39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

Государственное регулирование  экономики и международных экономических  отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.

В структуре всех доходов  бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения  как средства регулирования предпринимательской  активности требует более тщательного  рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства  и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в  настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.

Международно-правовое сотрудничество государств в налоговой сфере  диктует необходимость устранения негативных последствий международного налогообложения для фискальных интересов государств, противодействия  незаконным формам уклонения от налогообложения.

В условиях расширения международных  хозяйственных связей национальную налоговую политику невозможно рассматривать  только как комплекс мер, предусматривающих  внутреннее регулирование в стране. Межстрановое движение товаров, рабочей  силы и капиталов существенно усиливает значение налогов в распределительных отношениях как между субъектами хозяйствования и государством, так и между государствами, ведущими активную внешнеэкономическую деятельность.

Унификация законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности (включая аспекты налоговой политики) и постепенное выравнивание условий хозяйственной деятельности обеспечили более благоприятную обстановку для бизнес-сообществ, предпринимателей и простых граждан государств - членов Таможенного союза и последующего формирования Единого экономического пространства.

Налоговая политика государств - членов ТС и ЕЭП влияет на развитие предпринимательства, на налогообложение  труда и капитала, на инвестиционную активность, в т.ч. в особых экономических зонах и несырьевых отраслях промышленности.

Налоговые системы стран  Таможенного союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) должны быть трансформированы для положительного развития Евразийского экономического сообщества в целом.

Единое экономическое пространство определяется как пространство, состоящее из территорий сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на применении гармонизированных правовых норм, проводится единая согласованная налоговая, денежно-кредитная, торговая, таможенная и валютно-финансовая политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Целью данной курсовой является подробное изучение налоговых систем стран-участниц ТС и сравнительный анализ их налоговых систем. За основу будут взяты те страны, чье законодательство было утверждено саммитом глав государств-членов ЕврАзЭС 16 августа 2006 года, г. Сочи. Ими являются – Россия, Белоруссия, Казахстан. Они были выбраны с целью оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

 

    1. Основы налоговой системы

 

Согласно действующему законодательству стран Таможенного Союза, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений1. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Налоговый кодекс РФ определяет принципы построения налоговой системы, взимания налогов, сборов, пошлин и  других платежей, а также права, обязанности  и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции2.

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная  функция);

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие  элементы:

  • объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • источник налога – доход, из которого исчисляется и уплачивается налог;
  • ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
  • налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

 

    1.     Виды и классификации налогов

 

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами3.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота  – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с  налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

2. Действующие  структуры налоговых систем стран ТС

2.1 Налоговая система России

 

Законодательную базу налоговой  системы РФ определяет Налоговый  кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная  Дума, Совет Федерации, Президент  РФ и Правительство РФ. Государственная  Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.

Рассмотрим становление  налоговой системы в России. Законом "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений  в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в  определенной степени выполняла  свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

Поэтому первый этап развития налоговой системы можно характеризовать  как этап неустойчивого налогообложения4.

Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились много численные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы.

К сожалению, вносимые законодательные  изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой  реформы. Начиная с 1996 г. последовательно  сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного  характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

Третий этап развития налоговой системы - это этап реформирования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие  положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный  и комплексный документ, учитывающий  всю систему налоговых отношений  в Российской Федерации.

Информация о работе Сравнительный анализ трех стран ТС