Сравнительный анализ трех стран ТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является подробное изучение налоговых систем стран-участниц ТС и сравнительный анализ их налоговых систем. За основу будут взяты те страны, чье законодательство было утверждено саммитом глав государств-членов ЕврАзЭС 16 августа 2006 года, г. Сочи. Ими являются – Россия, Белоруссия, Казахстан. Они были выбраны с целью оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…..2
Глава 1. Основы налоговой системы ………………………..................................4
Виды и классификации налогов…………………………………....………...5
Глава 2. Действующие структуры налоговых систем стран ТС……………7
2.1 Налоговая система России………………………….………………….............7
2.2 Налоговая система Республики Беларусь…………...………….…………....17
2.3 Налоговая система Республики Казахстан…………………………………...25
Глава 3 . Сравнительный анализ трех стран ТС………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы ………………………………………....39

Файлы: 1 файл

курсовик гущена.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Уплата организациями  единого налога по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, производящих сельскохозяйственную продукцию, не заменяет уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды от деятельности, не связанной с деятельностью таких филиалов или иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет.

Ставка единого налога устанавливается в размере 2% от валовой  выручки филиала или иного  обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет.

Таким образом, основу налоговой  системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы. Основные налогами Республики Беларусь являются Налог на добавленную стоимость, акцизы, подоходный налог, отчисление на социальное страхование.

 

 

 

      1.   Налоговая система  Республики Казахстан

 

Налоговая система в  РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих  на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую  службу, которая представлена в Казахстане Налоговым Комитетом Министерства государственных доходов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением  законов республики о налогах и других обязательных платежах.

В настоящее время  в республике налоговая система подвергается жесткой, но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой системы направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.

Современная налоговая  система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость  быстрого и коренного изменения  действовавшей в Советском Союзе  налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в Казахстанской экономике. Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в Казахстанскую рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель.

Переход к рынку любой  ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять  этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма.

Для казахстанских условий  начала 90-х годов была избрана  налоговая система по американскому  образцу. В структуре налоговых  отношений вместо ряда действующих  налогов, характерных для административно-командной  системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране (налог на имущество, на использование минеральных ресурсов и т.д.). За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс перехода экономики Казахстана к рынку происходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушении старого вместо созидания нового, и как следствие – налоговая система пока не становится действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Казахстанская экономика  становится все более открытой для  мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти  к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Самым крупным недостатком  нынешней налоговой системы, как  отмечает Байдусенов А., является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности7. Все другие функции налоговой системы (стимулирование производства инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности и отечественной экономики, формирование относительной социальной справедливости) не выполняется вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщиков, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль.

Другими словами, налоговая  система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ.

На современно этапе  существования в Республике Казахстан  одной из ключевых проблем является стимулирование предпринимательской  активности, направленной на расширение производственного сектора экономики. Важное звено в решении этой проблемы – правильно построенная налоговая система. В своей основе она не может быть произвольной и должна подчиняться определенным принципам налогообложения.

Налоговая система, также  как и финансовая система в  целом представляет собой структуру и звенья управления с их функциями, целями, задачами. Главным условием правильного функционирования налоговой системы является определение источника налоговых платежей и объекта налогообложения. Объектом налогообложения может служить не только чистый доход – ЧД (прибыль, рента, процент, зарплата, предпринимательский доход, дивиденды и т.д.), но и капитал (движимое и недвижимое имущество), земля, потребление, хозяйственный оборот, передача имущества и т.п.. Но во всех случаях, каков бы ни был объект налогообложения, источником налоговых платежей должен быть только чистый доход.

В настоящее время  в Республике Казахстан налоговая  система включает в себя все основные виды налогов, применяющихся в развитых странах. Тем не менее, сама налоговая система находится пока что в стадии становления. Налоговая система, являясь сложным социально-необходимым институтом, представляется собой весьма запутанной и недостаточно исследованной по своему влиянию на развитие экономики и отдельных ее секторов. Причин здесь несколько, одна из которых — это постоянная трансформация и изменение, что позволяет отслеживать его влияние. Исходя из высказанного, становится понятным, что налоговая система в своем развитии претерпела множество изменений. Необходимо осмыслить, что в преобразовании основ экономических и производственных отношений особое значение имеют налоги, как основной инструмент финансовой политики.

Действовавшие ранее  налоговые законы, принятые в конце 1991 г., во многом перенимали существовавшее в то время положения союзного законодательства. Закон "О налоговой системе в Республике Казахстан", принятый в то время, включал в себя 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных налогов. Однако это был закон, родившийся в условиях приобретения независимости и исторического решения перехода экономики к рынку, четко разграничивая налоги, вносил необходимую организованность и ясность в порядок их установления с одной стороны Верховным Советом и с другой стороны местными Советами народных депутатов.

Сформированная в 1991-1992 гг. методически сложная и запутанная налоговая система не учитывает  специфику переходной рыночной экономики, а главное непонятна широкому кругу предпринимателей.

Величины налогов и  расходов государства обычно сбалансированы за счет доходной и расходной частей бюджета. Причем при снижении налогов их собираемость в реальных условиях не увеличилась, как это хотелось бы. Необходимость реформирования налоговой системы в интересах государства и налогоплательщиков в тот период стала главной задачей Правительства РК. С 1 июля 1995 г. вступил Указ Президента РК, имеющего силу Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", ставшего крупным мероприятием на весь период построения рыночной экономики, который придал налоговой системе в республике большую открытость, четкость, ясность, отвечающие реформам в Казахстане. В нем были выражены необходимые принципы, которые нужны для успешного развития реформ. При этом:

1. Было сокращено количество  налогов с 43 до 11 видов (в настоящее время существует 13 видов налогов).

2. Определена стабильность  налогов и правил их взимания.

3. Был упрощен порядок  расчета с бюджетом.

4. Проведено максимальное  сокращение льгот.

5. Произведено устранение  противоречий между основными  законодательствами.

6. Были четко определены права и обязанности органов налоговой службы.

7. Была определена  правовая и социальная защита  работников налоговой службы.

Основными целями реформирования явились не только упрощение системы  налогообложения, но и желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения.

Таким образом, в соответствии с этим указом и изменениями дополнениями к нему, налоговая система РК включила в себя два вида налогов — общегосударственные  налоги и местные налоги и сборы.

В РК до 30% (в среднем) налоговых  поступлений составляют косвенные  налоги. Косвенный налог воздействует на субъект налогообложения, которое  в свою очередь, перекладывает бремя  налога на другое лицо, выступающее  фактическим его плетельщиком (носителем налога).

Косвенные налоги (налоги на потребление) в виду их регрессивности постоянно подвергаются критике  со стороны рядовых налогоплательщиков. Однако с точки зрения властей  у косвенных налогов есть одно несомненное достоинство — простота их сбора. Начиная с 1992 г. в Казахстане вводится налог на добавленную стоимость (НДС). Причиной введения НДС являлась, с одной стороны, неспособность оптовых и розничных цен отражать общественно-необходимые затраты труда в условиях происходившего распада СССР, с другой, в условиях свободно складывающихся цен на средства производства и предметы потребления необходимо было найти альтернативный налог налогу с оборота., долгое время служившего наиболее значительным каналом формирования бюджета денежными средствами. С введением НДС был отменен и налог с продаж и введен акцизный налог. Все это связано с процессом активизации реформ, направленных на создание рыночных отношений.

Прямые налоги составляют основную часть поступлений госбюджета Казахстана. К ним относят налог на прибыль (корпоративный подоходный налог с юридических лиц) и налоги с населения. Переход к рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.

Любая налоговая система, как известно, обязана выполнять  ряд определенных функций, которые  обеспечивают жизнедеятельность и  развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует иметь в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам их достижения.

Именно по этой причине Казахстан обратился в 1994 г. в лице тогдашнего вице-президента республики Асанбаева Е.М. в Международный центр по налогам и инвестициям с просьбой оказания содействия в разработке Налогового Кодекса. Поэтому в основу построения современной рыночной экономики этой международной организацией были положены для условий Казахстана цели и задачи, способные по мнению экспертов Центра обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства. К ним были отнесены следующие:

1. Адекватность поступлений в бюджет, т.е. налоговые поступления должны стать достаточными для необходимого обеспечения государственных расходов по обязательствам с позиций того, чтобы налоговое давление не подавило отечественное предпринимательство, а увеличение государственных расходов не способствовало усилению инфляционных процессов.

2. Экономическая нейтральность,  которая заключается в одинаковости  применения косвенных налогов  ко всем формам потребления,  исключая из потребления производственные  нужды. При этом любой вид  доходов должен облагаться прямыми налогами.

3. Поощрение сбережений  и инвестиций. Налоговая политика  не должна препятствовать росту  сбережений и инвестиций.

4. Низкие ставки налогов.  Именно размеры ставок оказывают  влияние на негативное воздействие  со стороны участников экономических взаимоотношений, потому что чем они ниже, тем меньше потребность "уходить" или "избегать" их.

5. Доходчивость и простота  налоговых законов. Эта задача  считается наиболее важной по  причине возможности усиления  доверия со стороны налогоплательщиков ко всевозможным расчетам на различном уровне контроля и связано с возможностью разночтения, одних и тех же положений, понятий и соответствующих расчетов по налоговым платежам.

Исходя из перечисленных  задач, применяемый Налоговый Кодекс Республики Казахстан в принципе можно считать достаточно прогрессивным и стимулирующим для сословий развитой рыночной системы.

Механизм реализации Налогового Кодекса действует до сих пор. Тем не менее, его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не было простым и быстрым — любое новое положение должно вводиться постепенно. Основные идеи — формирование доходов бюджета, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Она основывается на принципах, определяющих расширение налоговой базы, уточнение ставок, снижение налогового бремени малоимущих и уменьшение количества налогов.

Информация о работе Сравнительный анализ трех стран ТС