Сравнительный анализ трех стран ТС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является подробное изучение налоговых систем стран-участниц ТС и сравнительный анализ их налоговых систем. За основу будут взяты те страны, чье законодательство было утверждено саммитом глав государств-членов ЕврАзЭС 16 августа 2006 года, г. Сочи. Ими являются – Россия, Белоруссия, Казахстан. Они были выбраны с целью оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….…..2
Глава 1. Основы налоговой системы ………………………..................................4
Виды и классификации налогов…………………………………....………...5
Глава 2. Действующие структуры налоговых систем стран ТС……………7
2.1 Налоговая система России………………………….………………….............7
2.2 Налоговая система Республики Беларусь…………...………….…………....17
2.3 Налоговая система Республики Казахстан…………………………………...25
Глава 3 . Сравнительный анализ трех стран ТС………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы ………………………………………....39

Файлы: 1 файл

курсовик гущена.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

      1. Сравнительный анализ трех стран ТС

Налоговая система в  государствах – членах Таможенного  союза (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) в настоящее время сформирована, принят и действует ряд нормативных правовых актов (кодексов – основополагающих документов правовой регламентации налоговых отношений).

Хронология введения в действие Налоговых кодексов в  государствах - членах Таможенного союза представлена в следующей таблице:

 

Республика Беларусь

Общая часть Налогового кодекса введена в действие с 01.01.2004 (Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 № 184-З);

Особенная часть Налогового кодекса введена в действие с 01.01.2010 (Закон Республики Беларусь от 29.12.2009 г. № 72-З).

Республика Казахстан

Налоговый кодекс Республики Казахстан (Общая и Особенная  части) введен в действие с 01.01.2002 (Закон  Республик Казахстан от 12.06.2001 № 210).

Российская Федерация

Часть 1 Налогового кодекса введена в действие с 01.01.1999 (Федеральный закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ);

Часть 2 Налогового кодекса  введена в действие с 01.01.2001 (Федеральный  закон от 05.08.2000 № 118-ФЗ).


 

В Республике Беларусь и  Республике Казахстан действует  двухуровневая система налогообложения (республиканский, местный уровни); в Российской Федерации – трехуровневая система налогообложения (федеральный, региональный и местный уровни).

В таблице 1 приведены ставки основных налогов в государствах-членах Таможенного союза.

 

Таблица 1. Ставки основных налогов в государствах-членах Таможенного союза

 

п/п

Вид налога

Республика

Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

1.

Налог на добавленную стоимость  (%)

20 (10; 0)

12 (0)

18 (10; 0)

2.

Акцизы

см. таблицу 2

3.

Налог на прибыль (%)

24

20 (15; 10)

20

4.

Налог на доходы физических лиц (%)

12

Диффер. ставка

5; 10

13

5.

Социальный налог (%)

34

Диффер. ставка

11 (4,5 – 20)

34

6.

Налог на имущество

Диффер. ставка

0,1 – 2

Диффер. ставка

0,05 – 1,5

Диффер. ставка

≤ 2,2


 

 

Уровень ставок прямых налогов в государствах - членах Таможенного союза различен.

Самая высокая ставка налога на прибыль – в Республике Беларусь – 24%, при этом в Российской Федерации и Республике Казахстан  – 20 %.

Ставка подоходного  налога с физических лиц в Республике Казахстан («индивидуальный подоходный налог») является самой низкой (10 %). В Российской Федерации ставка подоходного налога выше, чем в других государствах - членах Таможенного союза, и составляет 13 %.

В Республике Беларусь ставка подоходного налога с физических лиц составляет 12 %, при этом особенностью является то, что в отношении отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены иные ставки указанного налога. Так, например, с доходов, полученных физическими лицами, участвующими в реализации бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий, действует ставка в размере 9 %, а в отношении доходов, получаемых от осуществления предпринимательской (частной нотариальной) деятельности, – 15 %.

В государствах-членах Таможенного союза действуют разные ставки социального налога. Самая низкая ставка социального налога – в Республике Казахстан – от 4,5 до 20 %. В Республике Беларусь и Российской Федерации функции социального налога выполняют страховые взносы, размер которых самый высокий среди государств - членов Таможенного союза и составляет

34 %. Кроме того, в Республике  Беларусь для работающих граждан  установлена дополнительная обязанность  по уплате данного налога в  размере 1 %.

Одновременно с этим, особенностью социального налога (страховых взносов) в Республике Беларусь является то, что администрирование указанного налога осуществляет Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Ставки налога на имущество (применительно к Республике Беларусь – «налог на недвижимость») в государствах - членах Таможенного имеют дифференцированные значения.

Так, в Республике Беларусь годовая ставка налога на недвижимость составляет от 0,1 % (для физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей) до 2% (для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов). Для организаций – ставка налога на недвижимость составляет 1 %.

В Республике Казахстан  уровень ставок налога на имущество находится в пределах 0,05 – 1,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и режима налогообложения.

В Российской Федерации  ставки налога на имущество устанавливаются  законами субъектов Российской Федерации  и не могут превышать 2,2 %. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок (в зависимости от категорий налогоплательщиков и/или имущества, признаваемого объектом налогообложения).

Анализ ставок косвенных  налогов в государствах – членах Таможенного союза показывает следующее. В каждом из государств существуют свои особенности, зависящие от различных факторов. Так, в Республике Беларусь – самый высокий из всех трех стран Таможенного союза налог на добавленную стоимость (20%). В Республике Казахстан низкая ставка НДС в 12%. В Российской Федерации – ставка НДС в 18 %.

Различные ставки НДС  в государствах - членах Таможенного  союза объясняются, прежде всего, различиями экономических систем (соотношением сырьевой и промышленной составляющей), а также ходом экономических реформ.

Особенностью является наличие пониженной ставки НДС в 10% в Республике Беларусь и Российской Федерации на группы товаров социального  значения.

В отношении ставок акцизов  на товары основных товарных позиций  в государствах - членах Таможенного союза необходимо отметить следующее.

Ставки акцизов в  государствах - членах Таможенного  союза ежегодно утверждаются правительствами  Сторон. При этом в Российской Федерации  принят переходный период с 1 января 2010 года по 31 декабря 2013 года с ежегодным увеличением ставок акцизов на товары в основном на 20 – 30 %, а по отдельным товарным позициям (например, сигареты без фильтра) – почти в 2 раза.

В Республике Казахстан  отдельные положения Налогового кодекса, устанавливающие ставки акцизов, приостановлены до 1 января 2012 года, при этом в указанный период ставки акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, производимые в Республике Казахстан и импортируемые из государств - членов Таможенного союза ниже ставок акцизов, установленных на аналогичные товары, импортируемые из государств, не являющихся членами Таможенного союза.

Перечень подакцизных  товаров и ставки на подакцизные  товары в государствах-членах Таможенного  союза приведены в приложении 1.

В таблице 2 приведены ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров в государствах-членах Таможенного союза.

 

Таблица 2. Ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров в государствах-членах Таможенного союза (с 01.01.2011)

 

п/п

Виды

подакцизных товаров

Код ТН ВЭД

(товарная позиция)

Ед. изм.

Ставки акцизов (в евро)8

Республика Беларусь

Республика

Казахстан

Российская Федерация

1.

Спирт этиловый

2208

1 л

2,30

0,38

0,84

2.

Вина

2204

1 л

0,22

0,18

0,12

3.

Пиво9

2203

1 л

0,09

0,13

0,25

4.

Сигареты

с фильтром

2402

1 000 шт.

до 8,40

5

от 8,87 

5.

Сигареты

без фильтра

2402

1 000 шт.

0,76

3

от 7,64

6.

Автомобили легковые

8703

1 л. с.

до 4,05

7,33

до 6,4

7.

Бензин автомобильный10

2710

1 т

285,30

до 25,0

139,7

8.

Дизельное топливо

2710

1 т

183,27

до 3,0

67,8


 

Приведенные восемь основных групп по ТН ВЭД Таможенного союза подакцизных товаров охватывает 60 – 80% национальных перечней подакцизных товаров государств - членов Таможенного союза. В указанную таблицу подакцизных товаров включены этиловый спирт, алкогольная, спиртосодержащая и табачная продукция, топливо минеральное, продукты перегонки нефти, легковые автомобили.

Различия в ставках акцизов в основном весьма незначительны, за исключением таких товарных позиций, как бензин автомобильный, дизельное топливо и сигареты без фильтра.

Не смотря на имеющиеся различия в уровнях ставок акцизов, сами уровни ставок более чем в половине случаев гармонизированы (около 60 % от общей доли базового перечня подакцизных товаров), то есть уровни ставок акцизов имеют достаточно сближенные значения, либо размер отклонений уровней акцизов между собой невелик. К таким видам подакцизных товаров относятся спирт этиловый, вина, пиво, сигареты с фильтром, автомобили легковые. Так, уровень ставки акциза на спирт этиловый во всех государствах - членах Таможенного союза находится в пределах до 2,3 евро за 1 л, на вино – до 0,22 евро за 1 л, на пиво – до 0,25 евро за 1 л.

Проблемными, с точки  зрения гармонизации ставок акцизов  в государствах - членах Таможенного  союза, являются такие виды подакцизных  товаров, как бензин автомобильный и дизельное топливо, а также сигареты без фильтра (величина отклонений минимального значения от максимального составляет более 100 %).

Наиболее высокие ставки акцизов на подакцизные товары рассматриваемого перечня отмечаются в Республике Беларусь (спирт этиловый, вино натуральное, бензин автомобильный, дизельное топливо). 
Далее следует Российская Федерация, где самые высокие ставки установлены на пиво и сигареты. В Республике Казахстан – только на легковые автомобили самая высокая ставка акциза (7,33 евро за 1 л.с. с учетом пересчета из см3).

Наименьший размер ставок на акцизы на товары, входящие в указанный перечень, – в Республике Казахстан (на спирт этиловый, сигареты с фильтром, бензин автомобильный и дизельное топливо).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ налоговых систем государств - членов Таможенного союза  показывает следующее. В настоящее время структура налогообложения в указанных странах характеризуется значительной степенью унификации: налоговые системы всех стран, входящих в Таможенный союз, предполагают взимание прямых и косвенных налогов. Элементы налоговой системы, порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов, система контроля за налогоплательщиками со стороны налоговых органов также в значительной степени идентичны.

В настоящее время  практически во всех 3-х странах  приступили к завершающему этапу  создания эффективной налоговой  системы – совершенствованию  налогового законодательства и налогового администрирования.

Всем налоговым законодательствам государств - членов Таможенного союза присущи общие проблемы, влияющие на активность взаимовыгодных торговых отношений. Одна из таких проблем – это неравномерное распределение налогового бремени хозяйствующих субъектов.

Кроме того, наличие некоторых различий в налоговых законодательствах, напрямую или опосредованно влияющих на интеграционные процессы. В частности, полной унификации ставок основных налогов в государствах – членах Таможенного союза пока не наблюдается, поскольку размеры ставок налогов и сборов зависят от уровня экономического развития государств - членов Таможенного союз, а также от проводимой налоговой политики каждого из государств и ходом реформ в данной сфере. При этом в Таможенном союзе может быть применим опыт Европейского союза, где в соответствии с проектом директивы об общеевропейской системе НДС предполагается установление минимально допустимой ставки НДС на пять последующих лет.

Кроме того,  налоги вместе с затратами и прибылью формируют цены товаров. В условиях рыночной экономики ни один хозяйствующий субъект, руководствуясь здравым смыслом, не станет работать в убыток, соответственно, рост налоговой нагрузки повлечет увеличение цен на товары и как следствие – уменьшение реальных доходов населения. Снижение реальных доходов населения с некоторой временной задержкой ведет к уменьшению спроса на товары и услуги, производимые в стране, это проявляется в снижении выручки и прибыли компаний, ориентированных на внутренний рынок. Также, высокая налоговая нагрузка ведет к снижению экспортного потенциала страны. Таким образом, наблюдается прямая связь между налоговой нагрузкой в цене товара и конкурентоспособностью его производителя, то есть чем выше налоговая нагрузка, тем ниже конкурентоспособность и, наоборот, (без учета влияния других факторов на процесс ценообразования, например, таких, как качество используемого сырья, квалификация персонала).

 

Необходима  разработка стратегии государств - членов Таможенного союза, предусматривающая следующие приоритеты:

  • содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, фирм и компаний государств - членов Таможенного союза путем выравнивания налоговых условий;
  • недопущение диспропорций, устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами – членами Таможенного союза;
  • соблюдение налогового нейтралитета государств-членов Таможенного союза при одновременном создании равных условий для хозяйствующих субъектов при налогообложении их деятельности;
  • гармонизацию национальных налоговых законодательств государств - членов Таможенного союза, обеспечение их открытости, простоты и стабильности, совершенствование налогового администрирования.

Информация о работе Сравнительный анализ трех стран ТС