Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 14:52, курсовая работа
Целью данной курсовой является подробное изучение налоговых систем стран-участниц ТС и сравнительный анализ их налоговых систем. За основу будут взяты те страны, чье законодательство было утверждено саммитом глав государств-членов ЕврАзЭС 16 августа 2006 года, г. Сочи. Ими являются – Россия, Белоруссия, Казахстан. Они были выбраны с целью оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства.
Введение………………………………………………………………….…….…..2
Глава 1. Основы налоговой системы ………………………..................................4
Виды и классификации налогов…………………………………....………...5
Глава 2. Действующие структуры налоговых систем стран ТС……………7
2.1 Налоговая система России………………………….………………….............7
2.2 Налоговая система Республики Беларусь…………...………….…………....17
2.3 Налоговая система Республики Казахстан…………………………………...25
Глава 3 . Сравнительный анализ трех стран ТС………………………………...32
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы ………………………………………....39
до 15.
Таким образом, чтобы осмысленно влиять на ситуацию в стране посредством налогов, нужно не только знать целевую функцию предполагаемых изменений, но и довести эту информацию до налогового субъекта. Так, одним из механизмов для формирования у налоговых органов доверия и легализации деятельности у граждан и предпринимательства является обеспечение граждан информации о налоговых вычетах.
При этом важно принимать
во внимание не только текущее состояние
общества, но и динамику. Для решения
задачи равновесия в системе «государство-
2.2 Налоговая система Республики Беларусь
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
Сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах.
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК)6, Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами), а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.
Первый законодательный уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.
Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.
В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
В настоящее время бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.
В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.
В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:
В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое снижение его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с подп.1.1.4 п.1 ст.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действующей с 1.01.2007 г.) объектами налогообложения признаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (далее объекты), за исключением ряда случаев безвозмездной передачи.
НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Ставка налога составила 28%. Впоследствии происходило снижение ставок налога (25% и 20%).
Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.
НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.
Налог на добавленную стоимость продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета. Основная ставка в 2002-2003 гг. была равна 20 %, с 2004 г. - 18 %.
От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования.
Акцизы
С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Вначале 30 товарных групп: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники, грузовые автомобили, азотные удобрения и т.д. Ставка составляла от 10 до 75% в зависимости от вида и группы.
Объектом налогообложения
Акцизы обеспечивают 7-8 % доходов бюджета. С 1998 г. они взимаются по единым ставкам для отечественных и импортных товаров. Перечень подакцизных товаров помимо традиционных (алкогольных напитков, табачных изделий и моторного топлива) включает ювелирные изделия и легковые автомобили. В среднем уровень акцизных ставок несколько превышает ставки этого налога. Льготы по акцизным сборам практически отсутствуют.
Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством РБ. Отдельные виды подакцизных товаров подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. С 1.01.2007 г. из перечня подакцизных товаров исключаются ювелирные изделия.
Подоходный налог
Объектом подоходного налога является совокупный доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РБ на день получения.
Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм.
В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населения и широкое распространение практики нелегальной выплаты заработной платы, то становится очевидной необходимость снижения нагрузки, как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.
Предусмотрены также налоговые вычеты на содержание детей и иждивенцев (в размере двух базовых величин).
Налог на прибыль
Налог является прямым, его сумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики все предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РБ, включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РБ.
Налог на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций с 1996 г. подвергался незначительным изменениям по применяемым методам расчета и механизмам взимания. Основная ставка налога на прибыль в 1999-2000 гг. была равна 25 %, а в 2001 г. - 30 %, в 2002-2007 гг. - 24 %. Роль налога на доходы и прибыль остается значительной. Его доля составляет 19 - 22 % (в 2003 г. - 19,4 %) доходов бюджета.
Отчисление на социальное страхование
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:
Размеры страховых взносов в ФСЗН определены в Законе Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь".
Организации и предприятия оплачивают 35% от фонда оплаты труда, 1% удерживается из заработной платы работников.