Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской иСаратовской областей и разработать мероприятия по усовершенствованию последней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки и правовой регламентации целевых программ;
- изучить методы оценки эффективности;

Файлы: 1 файл

КР по КЭАХД.docx

— 141.29 Кб (Скачать файл)

Анализируя данную таблицу можно сделать вывод что как в Саратовкой так и в Ульяновской области имеется тенденция к снижению как и площади сельскохозяйственных угодий так и численности человек, занятых в сельском хозяйстве. Это связанно с не привлекательностью данной отрасли и недостатком квалифицированных кадров. Обратную тенденцию имеют показатели объема бюджетных средств приходящихся на 1 га сельхоз угодий и 1 человека занятого в сельском хозяйстве, так данные показатели увеличились на 21,2 и 100,1 процент соответственно.

Для анализа количества произведенной  сельхоз продукции приходящегося  на 1 га сельхоз угодий и 1 человека занятого в сельском хозяйстве, обратимся  к нижеизложенной таблице.

Таблица 14 - Удельный вес произведенной сельхоз продукции на один гектар сельхоз угодий и одного человека занятого в сельском хозяйстве

Показатели

на 1 га сельхоз угодий

на 1 чел. с.х. организаций

2009г.

2010г.

%

2009г.

2010г.

%

Саратовская область

Объем производства сельхоз продукции, руб.

18,8

21

111,7

1373,5

1622,1

118,1

Объем производства растениеводческой  продукции, руб.

8,9

6,6

74,2

648,9

509,7

78,5

Объем производства животноводческой продукции, руб.

9,9

14,4

145,5

724,6

1112,4

153,5

Ульяновская область

Объем производства сельхоз продукции, руб.

5,5

5,3

96,4

533

841,2

157,8

Объем производства растениеводческой  продукции, руб.

2,8

2,1

75

270,5

329,3

121,7

Объем производства животноводческой продукции, руб.

2,7

3,2

118,5

262,5

511,9

195


 

По данной таблице можно  сделать вывод, что в Саратовской  области объем производства сельхоз продукции на 1 га сельхоз угодий увеличивается за счет животноводческого сектора – на 45,5%. Так же за счет животноводческого сектора произошло увеличение объема производства сельхоз продукции на 1 чел. сельхоз организаций – на 53,5%. Аналогичная тенденция наблюдается и с Ульяновской области. Данное увеличение происходит из за увеличения объема финансирования отрасли и снижения как площади обрабатываемых земель, так и численности человек, занятых в организациях сельскохозяйственной отрасли.

Проводя анализ финансового  результата, полученного сельскохозяйственными  предприятиями Саратовской и  Ульяновской областей, обратимся к нижеизложенной таблице.

Таблица 15 - Удельный вес полученной прибыли на один гектар сельхоз угодий и одного человека занятого в сельском хозяйстве

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Абсолют., руб.

Относит., %

Саратовская область

Выручка, тыс. руб.

2282113

2602022

319889

114

Объем прибыли приходящихся на 1 га сельхоз угодий, руб.

66,95

78,3

11,35

117

Объем прибыли приходящихся на 1 чел. с.х. организации, руб.

4897,4

6053,7

1156,3

123,6

Ульяновская область

Выручка, тыс. руб.

1108290

1227998

119708

110,8

Объем прибыли приходящихся на 1 га сельхоз угодий, руб.

32,5

37

4,5

113,8

Объем прибыли приходящихся на 1 чел. с.х. организации, руб.

3128,8

5891,7

2762,9

188,3


 

По данной таблице можно  сделать вывод, что объем выручки  сельскохозяйственных предприятий Саратовкой и Ульяновской областей увеличился на 14 и 10,8 процентов соответственно. Вместе с тем растет и объем прибыли приходящихся на 1 га сельхоз угодий и на 1 человека занятого в сельхоз организации.

Областной программой развития АПК Саратовской областипредусмотрено достижение в 2011 году следующего уровня показателей:

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) - 104,4%;

- продукции животноводства – 105,2%;

- продукции растениеводства – 103,6%;

- индекса физического объема инвестиций в основной капитал - 108,2%.

Анлагичные показатели развития АПК Ульяновской области на 2011 год составляют:

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) – 104,1%;

- продукции животноводства – 105,1%;

- продукции растениеводства – 103,1%;

- индекс физического объема инвестиций в основной капитал – 108,5%.

Для оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы необходимо сопоставить фактически достигнутые значения индикаторов Государственной программы и их плановые значения, по формуле:

Сд=Зф/Зп*100 %

Где,Сд – степень достижения целей (решения задач), Зф – фактическое значение индикатора (показателя) государственной программы, Зп – плановое значение индикатора (показателя) государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений)

Для проведения данного сравненияобратимся к таблице 16.

Таблица 16 – Целевые индикаторы и показатели, характеризующие реализацию ОЦПУльяновской и Саратовской областей в первом полугодии 2011 г., %

Области

2011 год

План

Факт

Ульяновская обл., (в сопоставимых ценах)

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

104,1

107,9

- индекс продукции животноводства

105,1

107,9

- индекс продукции растениеводства

103,1

-

- индекс физического объема  инвестиций в основной капитал  сельского хозяйства

108,5

108,5

Саратовская обл., (в сопоставимых ценах)

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

104,4

107,4

- индекс продукции животноводства

105,2

107,4

- индекс продукции растениеводства

103,6

-

- индекс физического объема  инвестиций в основной капитал  сельского хозяйства

108,2

108,2


 

По данным таблицы можно  рассчитать показатель достижения цели:

Ульяновская область:

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий =  *100% = 103,7%;

- продукции животноводства =  *100% = 102,7%;

- индекса физического объема инвестиций в основной капитал=  *100% = 100%.

Саратовская область:

- индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий =  *100% = 102,9%;

- продукции животноводства =  *100% = 102,1%;

- индекса физического объема инвестиций в основной капитал=  *100% = 100%.

По данным показателям  можно сделать вывод, что в целом в анализируемых областях идет превышение плановых показателей. Данный факт является результатом:

- увеличения поголовьяКРС в хозяйствах областиза счёт поступившихсубсидий из федерального бюджета в 2011 году;

- пуска в эксплуатациюновых теплиц дляпроизводства овощейзакрытого грунта;

- достаточного финансирования  мероприятий потехническому итехнологическомумодернизации сельскогохозяйства.

В целом,по данным показателям, можно сделать вывод что реализация областных программ проводимых в Саратовской и Ульяновской областях проходит успешно, не смотря на неблагоприятнвые природные условия.

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнительный анализ государственных программ на 2008 - 2012 гг. и 2013 - 2020 гг.

3.1. Анализ разработки  Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы

Государственная поддержка агропромышленного комплекса  в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной  программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Государственная программа разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (от 29.12.2006 №264-ФЗ) и определяет цели, основные направления  развития отрасли и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный  период, ресурсное обеспечение и  механизмы реализации предусмотренных  в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского  хозяйства.[18]

Государственная программа призвана создать необходимые  условия для решения основных производственных, финансово-экономических  и социальных проблем в сельском хозяйстве и на сельских территориях, а также содействовать реализации всего комплекса целей социально-экономического развития страны в период до 2012 года. Она предусматривает следующие  главные цели на 5-летний период:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе обеспечения финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития его приоритетныхподотраслей;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В соответствии с целями в Государственной программе  определены ее основные задачи, в том  числе:

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и улучшения жилищных условий, повышение обеспечения сельского населения питьевой водой и природным газом;

- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства на основе сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы информационного обеспечения, участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики;

- обеспечение ускоренного развития приоритетныхподотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства;

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет расширения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам и повышения удельного веса застрахованных посевных площадей;

- совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в условиях сглаживания сезонных колебаний цен, повышения доли российских продовольственных товаров в розничной торговле этими товарами.

В рамках реализации Государственной программы  государственная поддержка агропромышленного  комплекса осуществляется в форме  предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: на поддержку племенного животноводства, на приобретение средств химизации, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), на развитие отраслей растениеводства, в том  числе элитного семеноводства, а  также на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации.

Полномочия  по оказанию государственной поддержки  сельскохозяйственным товаропроизводителям переданы субъектам Российской Федерации (Приложение 1).

При финансовой поддержке из федерального бюджета  в субъектах Российской Федерации  созданы Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса (гарантийные  фонды) для обеспечения доступности  кредитных ресурсов. Их работа заключается  в предоставлении поручительства по кредитам, получаемым в коммерческих банках субъектами малого и среднего предпринимательства, при недостаточном  объеме залогового обеспечения.[24]

Информация о работе Сравнительный анализ целевых государственных и региональных программ развития АПК на примере Ульяновской и Саратовской областей