Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночных каналов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также предприятий агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.

Файлы: 1 файл

черновик курсовой.docx

— 295.81 Кб (Скачать файл)

Факторная модель имеет вид:

 

   

( 3.15)

     
   

( 3.16)

   

( 3.17)

 

( 3.18)


 

Анализируя  данные таблицы 3.7 можно сделать вывод об увеличении в отчетном году суммы прибыли от реализации рапса на 113984тыс.руб. От продажи зерна хозяйство получило убыток  – 93042тыс.руб. Главным образом это обусловлено уменьшением количества реализованного зерна на 900 ц. и увеличением себестоимости 1 ц зерна и рапса 32,7 тыс.руб. и 51,7 тыс.руб. соответственно.

 

Таблица 3.8 – Факторный анализ рентабельности продукции растениеводства

 

Вид

продукции

Средняя цена

реализации 1ц, руб.

Себестоимость

1ц, руб.

Рентабельность,

%

Отклонение от плана, %

2009 г.

2011 г.

2009 г.

2011 г.

План.

Усл.

Факт.

общее

за счет

цены

реализации

себестоимости

 

а0

а1

в0

в1

Р0

Русл

Р1

     

Зерно

28,4

54,8

27,5

60,2

3,3

45,3

-9

-12,3

42

-54,3

Рапс

59,1

161,1

43,3

95

36,5

124

69,6

33,1

87,5

-54,4


 

Факторная модель имеет вид:

 

 

Р0= (

( 3.19)

 

*100%

( 3.20)

 

*100%

( 3.21)

   

( 3.22)

   

( 3.23)

   

( 3.24)


В отчетном году наблюдается значительное снижение уровня рентабельности по зерну на 12,3% и увеличение уровня рентабельности  рапса на 33,1 %. Это обусловлено увеличением средней цены реализации зерновых на 42 % и рапса на 87,5 %, и уменьшением себестоимости 1ц на 54,3 % и 54,4 % по зерну и рапсу соответственно.

 

Определим финансовые результаты от реализации продукции растениеводства по каждому  каналу реализации, используемом ОАО «Великая Слива» в 2011 году.

 

Таблица 3.9 – Реализация зерновых и зернобобовых культур

 

Канал

реализации

Количество реализованной продукции, ц

Полная себестоимость

реализованной продукции, тыс.руб.

Цена реализации единицы продукции, руб.

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб.

Уровень рентабельности, %

Организации,

рынки

13908

836950

54850

762850

-74100

-8,5

Работники

предприятия

732

4450

54850

40150

-3900

-0,4

Всего:

14640

881000

Х

803000

-78000

-8,9


 

Анализируя  данные таблицы 3.9, можно сделать вывод, что хозяйство реализует зерновые и зернобобовые культуры другим организациям, на рынках и работникам хозяйства. Основным каналом реализации является продажа другим предприятиям и сбыт на рынках. Выручка по данному каналу составляет 803000 тыс.руб., полная себестоимость – 881000тыс.руб., убыток – (-78000) тыс.руб., уровень убыточности –(-8,9)%.

Существенное  превышение показателя полной себестоимости  продукции над выручкой обусловило отрицательные результаты от реализации зерновых и зернобобовых культур в 2011 году.

 

Таблица 3.10 – Реализация рапса

 

Канал

реализации

Кол-во реализованной продукции, ц

Полная  себестоимость

реализованной продукции, тыс.руб.

Цена  реализации ед. продукции, руб.

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб.

Уровень рентабельности, %

Организации,

рынки

2420

230000

161157

390000

160000

69,6


 

В отчетном году хозяйство осуществляло продажу рапса только на рынках и другим предприятиям. Полная себестоимость реализованной продукции -230000 тыс.руб., выручка -390000тыс.руб. Предприятие получило прибыль от реализации 160000тыс.руб. Уровень рентабельности составил 69,6%.

 

3.3 Резервы роста объемов реализации продукции растениеводства и денежной выручки

К важным задачам анализа хозяйственной  деятельности относится выявление  резервов увеличения производства продукции растениеводства. Хозяйственные резервы – это возможность улучшения производительно- финансовой деятельности предприятия посредством максимального использования имеющегося производственного потенциала, достижений научно – технического прогресса и передового опыта.

 

Таблица 3.11 – Классификация резервов

 

Признак классификации

Виды резервов

1. По месту образования

  • внутрихозяйственные
  • внешние

2. По времени использования

  • текущие
  • перспективные

3. По видам ресурсов

  • живой труд
  • основные и оборотные средства

4. По характеру влияния на

результаты производства

  • образованный за счет экстенсивных факторов
  • образованный за счет интенсивных факторов

 

Выявление резервов увеличения производства продукции растениеводства может осуществляться по следующим направлениям:

    1. расширение посевных площадей
    2. улучшение структуры посевных площадей
    3. предотвращения гибели посевов
    4. повышение урожайности культур

Рассчитаем  резерв увеличения производства продукции  за счет расширения посевных площадей для рапса. Для этого выявленный резерв расширения посевной площади рапса умножим на фактическую урожайность данной культуры.

 

Таблица 3.12 – Резерв увеличения объема производства продукции за счет более полного использования земельных ресурсов

 

Мероприятие

Площадь, га

Культура

Урожайность,

ц/га

Резерв увеличения производства продукции, ц

Раскорчевка кустарников, рекультивация земель

160

рапс

15,1

151


 

В результате проведения мероприятий по очистке полей от кустарников и мелколесья возможно вовлечь в сельскохозяйственный оборот 10 га пашни  и использовать ее для посева рапса. За счет увеличения площади посева хозяйство возможно получит 151 ц рапса.

Существенным  резервом увеличения производства продукции  растениеводства является улучшение  структуры посевных площадей, т.е. увеличение доли более урожайных культур  в общей посевной площади. Для расчета этого резерва необходимо разработать более оптимальную структуру посевов, а затем сравнить фактический объем производства продукции с возможным, который будет получен с той же фактической площади при фактической урожайности, но при улучшенной структуре посева.

Таблица 3.13 – Резерв увеличения объема производства продукции за счет улучшения структуры посевов

 

Наименование

культур

Структура посевов, %

Посевная  площадь, га

Факт.урож-сть

в среднем.за

3 г, ц\га

Объем производства при структуре посевов, ц

Факт.

Возм.

Факт.

Возм.

Факт.

Возм.

Озимые  зерновые

53,6

51,4

490

470

39

19110

18330

Яровые  зерновые

44,8

47,0

410

430

39,2

16072

16856

Зернобобовые

1,6

1,6

15

15

33

495

495

Зерновые  - всего

100

100

915

915

-

35677

35681


Увеличив  долю яровых зерновых на 2,2 % за счет уменьшения доли озимых зерновых и зернобобовых получили резерв увеличения объема производства 4 ц.

Немаловажным  резервом увеличения производства продукции  является недопущение потерь при  уборке урожая. Для определения этих резервов следует площадь погибших или вовремя не убранных посевов  умножить на плановую или фактическую  урожайность соответствующих культур.

 

Таблица 3.14 – Резерв увеличения объема производства продукции за счет ликвидации потерь при уборке урожая

 

Наименование

культуры

Площади, убранные

позднее агротехнических сроков, га

Урожайность,

ц\га

Резерв  увеличения выхода продукции, ц

Яровые  зерновые

50

2,5

125

Зерновые  –всего

50

-

125


 

 

Р↑ВС= Sпосле опт.сроков* (Ур ср – Ур после оптим.сроков)

( 3.25)


После проведения мероприятий по ликвидации потерь при  уборке урожая яровых зерновых выявленный возможный резерв составил 125 ц.

Ключевым  фактором, влияющим на валовой сбор зерна, является урожайность. В свою очередь на урожайность влияют дозы внесения удобрений, сев культур  в оптимальные агротехнические  сроки, сортовой состав семян, техника, применяемая для посева, ухода  за посевами и  уборки урожая. Так  как урожайность зерновых в 2009 году значительно выше показателя 2011 года, необходимо запланировать резерв повышения  урожайности к уровню 2009 года. Таким  образом, при возможной урожайности 41 ц/га (37,8+3,2) можно получить увеличение производства зерна на 2928 ц.

Расчеты представлены в таблице 3.15.

 

Таблица 3.15 – Резерв увеличения объема производства продукции за счет увеличения урожайности

 

Наименование

культуры

Площадь посева факт

Урожайность  ц/га

Резерв  увеличения выхода продукции, ц

факт

возм

Зерновые  – всего

915

37,8

41

2928


 

Обобщающие результаты проведенных расчетов резервов увеличения производства продукции растениеводстваотражены в таблице 3.16.

 

Таблица 3.16 – Резервы увеличения производства продукции

 

Вид резерва

Дополнительная  продукция, ц

озимые

зерновые

яровые

зерновые

рапс

всего

Увеличение  производства за счет:

       

а) более полного использования  земель

-

-

151

151

б) улучшения структуры посевов

-

4

-

4

в) ликвидация потерь при уборке

-

125

-

125

г) увеличение урожайности

 

2928

 

2928

Итого

-

3057

151

3208

Информация о работе Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"