Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночных каналов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также предприятий агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.

Файлы: 1 файл

черновик курсовой.docx

— 295.81 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 3.1. – Резервы увеличения  производства яровых зерновых.

 

За счет проведения выше названных мероприятий хозяйство может получить дополнительный объем продукции, равный 3208 ц.

Резерв  увеличения объема производства продукции  определяется путем умножения среднего уровня товарности на прибыль, полученную от реализации единицы продукции.

 

   

( 3.26)


 

Резерв увеличения объема продаж зерновых культур составляет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв увеличения объема продаж зерновых культур составит  – -3,3ц.

Следовательно, возможный объем реализации составит -14636,7 ц.

Резерв увеличения объема продаж от реализации рапса:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв увеличения объема продаж рапса составляет 64,6ц.

 

Основными источниками увеличения суммы прибыли  являются увеличение объема реализации продукции, повышение цен и снижение себестоимости продукции.

 

Таблица 3.17–Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции

 

Вид продукции

Резерв  увеличения

объема  продаж, ц

Фактическая прибыль на единицу продукции  в

отчетном  периоде, тыс. руб./ц

Резерв  увеличения

сумма прибыли, тыс.руб.

Зерновые  и зернобобовые

-3,3

-5,3

-13,25

Рапс

64,6

66,1

4270

Итого

-

-

4256,75


 

Выявленный  резерв роста прибыли составляет 4256,75тыс.руб.

 

Рассчитаем  резерв снижения себестоимости производства зерновых культур и возможный уровень себестоимости:

 

 

(3.27)


где Св, Сф– соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия;

Зд дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.

 

Р↓С= 1814/(29350+3057) – 1814/29350=-2,8 тыс.руб./ц

 

Свозм=61,8-2,8=59тыс руб./ц

 

Рассчитаем резерв повышения уровня рентабельности. Он определяется по формуле:

 

 

( 3.28)


где Р↑R – резерв роста рентабельности;

Rв– рентабельность возможная;

Rф– рентабельность фактическая;

Пф– фактическая сумма прибыли;

Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;

VРПв– возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

С– возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зф- фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

В качестве возможного уровня рентабельности возьмем  показатели 2011 года, т.к. в этом году предприятие имело наилучшие  результаты своей деятельности.

 

 

 

По данному  расчету можно сделать вывод, что убыточность реализации зерна  увеличится на 0,1%.Следовательно, необходимо получить урожайность зерновых культур более 41 ц/га, чтобы при данном уровне затрат  выйти на безубыточное производство культуры.

Определим резерв роста рентабельности производства рапса. Для этого рассчитаем резерв снижения себестоимости  и возможную себестоимость:

 

Р↓С= 232000/(2420+151) – 232000/2420=-5,7тыс.руб./ц

 

Свозм=95,9-5,7=90,2тыс руб./ц

 

 

 

Таким образом, резерв увеличения рентабельности  рапса составляет 1,2%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее  время предприятие реализует  большую часть продукции другим организациям и на рынках.

Выбор каналов  реализации сказывается на расходах и прибылях. Предприятие, берущее  на себя все функции, должно их и  оплачивать, соответственно оно и  получает все доходы.

В настоящее  время большинство производителей работают через посредников, которые  доставляют товар на рынок и формируют  канал распределения товаров.

Канал распределения  — это совокупность взаимозависимых  организаций, которые делают товар или услугу доступной для использования или потребления.

Производители, прибегающие к услугам посредников, получают определенные выгоды. Обращение  к посредникам объясняется их непревзойденной эффективностью в  доведении товара до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности посредники обычно предлагают производителям большую прибыль, чем они способны получить самостоятельно.

Роль  канала распределения заключается  в перемещении товаров от производителей к потребителям. Благодаря каналу устраняются разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться.

Эффективность сбыта продукции на рынке напрямую зависит от качества продукции. Поэтому  необходимо осуществлять различные  мероприятия по его улучшению.

Качество  продукции зависит от множества  факторов, в первую очередь от используемых производственных ресурсов — земельных, материальных и трудовых. В сельском хозяйстве земля — главное  средство производства, и от плодородия почв зависит не только урожайность, но и качество получаемой продукции.

Не меньшее  значение имеют качественные характеристики основных и оборотных средств. Использование  семян высоких посевных кондиций прямо влияет на качество урожая, хорошие  корма необходимы для получения  молока и мяса соответствующих параметров, а из высококачественного сырья  можно получить больше конечной продукции (сахара, подсолнечного масла и  т. д.). Надежная, высокопроизводительная техника позволяет своевременно, в оптимальные сроки провести все агротехнические приемы, а, следовательно, повысить качество продукции.

Многое  зависит и от качественного состава  трудовых ресурсов; квалификация работников в значительной степени определяет, насколько полно будут соблюдены  требования технологии. Механизатор  первого класса, как правило, выполняет  сельскохозяйственные работы гораздо  лучше, чем тракторист третьего класса. Это в конечном счете отражается на качестве продукции. Впрочем, в сложившихся экономических условиях качество выполненных работ в большей степени зависит от материального стимулирования; уровень оплаты труда необходимо теснее увязывать с этим показателем.

Качество  сельскохозяйственной продукции в  значительной степени определяется сортовыми особенностями возделываемых  культур, породным составом скота и  птицы.

Не следует  упускать из виду и систему удобрений. Для каждого вида растений существуют оптимальные дозы внесения минеральных  удобрений, обеспечивающие получение  максимального урожая высокого качества. Внесение их в более высоких дозах  не повышает урожайность и снижает  качество продукции, при этом в плодах и овощах снижается содержание растворимых  сухих веществ, а в картофеле  — крахмала, повышается поражаемость их болезнями.

Управление  качеством продукции должно быть системным, то есть включаться в определенную организационную структуру, связанную  с маркетингом; это предполагает ее ориентацию на потребителя на всех этапах жизненного цикла продукции. Улучшение качества требует определенных затрат, но они, как правило, окупаются.

 

 

  ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

 

Проанализировав финансовое состояние ОАО «Великая Слива», обеспеченность различными видами ресурсов, можно сделать вывод о существенном улучшении финансового положения данного предприятия в отчетном году. Показатель чистой выручки отчетного периода значительно выше уровня предшествующего периода. Возросла себестоимость произведенной продукции.

Хозяйство реализует произведенную продукцию  по следующим направлениям: другим организациям, на рынках, работникам предприятия, на переработку, использует для собственных  нужд в качестве семян и кормов для животных. Основным каналом реализации продукции растениеводства является продажа другим организациям и на рынках. Прибыль от реализации рапса составила 160 млн.руб., уровень рентабельности  – 69,6%. От реализации зерна хозяйство получило убыток  – 78 млн.руб. при уровне убыточности – 8,9%.

Основную  долю в структуре выручки составляет реализация молока  – 4443 млн.руб. и сахарной свеклы – 1555 млн.руб.,зерновых и зернобобовых – 803 млн.руб., в том числе пшеницы – 370 млн.руб.

Коэффициент специализации составляет 0,22, что говорит о том, что хозяйство не сосредотачивает свои ресурсы на производстве только одного вида продукции, а нацелено на получение максимальной прибыли от разных видов продукции.

В отчетном году  посевные площади остались неизменными по отношению к предыдущему году. Доля сельскохозяйственных угодий очень высока – 87,4%, в том числе пашня  – 62,8 %, пастбища  – 5,4 %. Распределение земельных ресурсов соответствует специализации хозяйства и позволяет успешно удовлетворять потребности производства.

В величине, составе и структуре основных фондов произошли  благоприятные  изменения. Наибольший удельный вес  в структуре основных фондов предприятия  имеют здания и сооружения (76,3%) и машины и оборудования (16,9%). Увеличилась доля активной части фондов – рабочего и продуктивного скота. На предприятии сложилась структура основных фондов, соответствующая производственной деятельности хозяйства: высока доля ОПФ сельскохозяйственного назначения: зданий, машин и оборудования, продуктивного скота (98,3 % в 2011 г.).

Сократилась среднесписочная численность работников хозяйства. В отчетном году она составила 152 человека при росте фонда заработной платы на 641 млн.руб. -2321млн.руб.

Факторный анализ реализации продукции растениеводства  показал:

  1. уменьшение объема реализации зерновых культур на 900ц, рапса на 490ц;
  2. уменьшение прибыли от реализации зерна на 93042 тыс.руб. и увеличение прибыли от реализации рапса на 113984тыс.руб.;
  3. снижение уровня рентабельности по зерну на 12,3% и увеличение уровня рентабельности рапса на 33,1%.

Главным образом, это обусловлено влиянием 2 факторов –увеличением средней цены реализации и себестоимости производимой продукции.

В заключение анализа деятельности были рассчитаны резервы увеличения производства и  реализации продукции растениеводства, прибыли и рентабельности. Резерв увеличения производства составил 3208 ц. Резерв увеличения реализации зерновых культур – (-3,3ц), рапса – 64,6ц. Резерв роста прибыли равен 4256,75тыс.руб., в том числе за счет зерновых  – -13,25тыс.руб., рапса  –4270тыс.руб. Резерв роста уровня рентабельности по зерну  – -0,1%, по рапсу – 1,2%. Анализируя объемы производства и себестоимость продукции растениеводства, можно сделать вывод, что для предприятия за последние 3 года не рентабельным было возделывание зерновых культур, что связано как с уменьшением объемов производства вследствие уменьшения урожайности из-за неблагоприятных природно-климатических условий, так и с ростом затрат на единицу продукции из-за роста цен на ГСМ, удобрения, СЗР и др.

Для улучшения  финансовых результатов хозяйству  рекомендуется проведение мероприятий  по снижению уровня себестоимости продукции  растениеводства и увеличению суммы  выручки от реализации продукции. Основным каналом реализации продукции является ее продажа другим организациям и  на рынках. Главным фактором, определяющим цену продукции, является ее качество. Поэтому хозяйству необходимо провести соответствующие мероприятия по улучшению качества производимой продукции:

  • регулярное обновление основных и оборотных средств, повышение квалификации работников;
  • соблюдение сроков сева, уборки урожая;
  • использование высококондиционных семян;
  • применение удобрений.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб.пособие /Л.Л.Ермолович и др., под ред. Ермолович – Минск: Совр. шк., 2006-736 с. 
2.Годовой отчет предприятия  за  2009 год.

3. Годовой отчет предприятия за 2010 год.  

4. Годовой отчет предприятия за 2011 год.

5. Головачев,  А.С. Экономика предприятия. В  2 ч. Ч. 1: учеб.пособие. – Минск: Высш. школа, 2008. – 447с.

6. Грузилов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия; Учебное пособие – 2-е изд. Доп.-М.; Финансы и статистика, 2005-208с.

7. Гусаков, В.Г. Комплексный анализ эффективности сельскохозяйственного производства / В.Г. Гусаков, В.И. Бельский, Н.Н. Котковец. – Минск: Институт агр. экономики НАН Беларуси, 2007. -  79 с.

Информация о работе Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"