Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночных каналов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также предприятий агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.

Файлы: 1 файл

черновик курсовой.docx

— 295.81 Кб (Скачать файл)

 

Анализ  таблицы 3.2 показывает сокращение в отчетном году валового сбора зерновых и зернобобовых до 29350 ц, семян рапса до 2420 ц, многолетних трав на семена до 10 ц, однолетних трав на зеленую массу до 17760 ц. При этом произошло увеличение валового сбора кукурузы и зерна -1850 ц, сахарной свеклы – 63570 ц, картофеля – 7400 ц и многолетних трав на зел.массу – 87 630 ц, кукурузы на силос и зел.корм - 93840 ц.

В 2009 году наблюдается рост урожайности продукции  зерновых и зернобобовых до 37,8 ц/га, в том числе озимых зерновых -38,3 ц/га, зернобобовых -32 ц/га; овощи открытого грунта – 185 ц/га, семена рапса- 30,5 ц/га, корнеплоды -600 ц/га, однолетние травы на зел.массу – 188 ц/га. Снизилась урожайность таких видов продукции, как кукуруза и зерно -26 ц/га, сахарной свеклы -300,6 ц/га, кукурузы на силос и зел.корм– 248 ц/га.

Объем производства продукции растениеводства зависит  от размера посевных площадей и урожайности  сельскохозяйственных культур. Рассмотрим влияние этих факторов на изменение  производства валовой продукции.

 

Таблица 3.3 – Влияние урожайности и размера посевных площадей на изменение производства валовой продукции в ОАО «Великая Слива»

 

Вид

продукции

Площадь

посева, га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор, ц

Отклонение 2011 г. От 2009 г., ц

Всего

в том числе за счет

2009г.

2011г.

2009г.

2011г.

2009г.

Усл.

2011г.

Площади

посева

урож-сти

а0

а1

в0

в1

Р0

Русл

Р1

∆Робщ

   

Озимые зерновые

465

490

38,3

33,9

17810

18768

16611

-1199

957

-2156

Яровые  зерновые

325

410

37,3

30,2

12122

15293

12382

260

3170

-2910

Зерно-бобовые

10

15

32

22

320

480

330

10

160

-150

Рапс

100

160

30,5

15,1

3050

34541

2416

-634

1830

-2464


 

Факторная модель имеет вид:

 

,

( 3.1)


гдеS – площадь посева, га; У – урожайность,ц/га.

 

   

( 3.2)

   

( 3.3)

   

( 3.4)

   

( 3.5)

   

( 3.6)

   

( 3.7)


 

Анализируя  таблицу 3.3 можно сделать вывод, что в отчетном году валовой сбор озимых зерновых снизился на 1199ц, при этом за счет увеличения площади посева производство увеличилось на 957ц, а за счет уменьшения урожайности – уменьшилось на 2156ц. Валовой сбор яровых зерновых увеличился на 260ц, при этом за счет увеличения площади посева производство увеличилось на 3170ц, а за счет уменьшения урожайности – уменьшилось на 2910ц. Валовой сбор зернобобовых увеличился на10ц, за счет увеличения площади посева – на 160ц, а за счет уменьшения урожайности производство уменьшилось на 150ц. Валовой сбор рапса уменьшился на 634ц, при этом за счет увеличения площади производство увеличилось на 1830ц, за счет уменьшения урожайности – уменьшилось на 2464ц.

Товарной  продукцией называется часть валовой  продукции, предназначенная для  реализации. Основным показателем, характеризующим товарность предприятия, является уровень товарности. Уровень товарности –это отношение реализованной продукции и валовой, выраженное в процентах:

 

   

( 3.8)

     

где ТП –реализованная продукция руб.; 

ВП – валовая продукция, руб. 

Рассчитаем  уровень товарности продукции растениеводства для ОАО «Великая Слива» за 3 года:

 

Ут=932/3840*100%=24,3%

 

УТ=1642/4017*100%=40,9%

 

Ут=2957/6568*100%=45,0%

 

Уровень товарности в период 2009-2011 гг. составляет в среднем 36,7%. Это говорит о том, что основную долю произведенной продукции растениеводства предприятие использует для собственных нужд (корма, семена, органические удобрения), а реализует лишь небольшую часть (зерно в счет гос.заказа, маслосемена рапса, кукуруза на  зерно, сахарная свекла). Сельскохозяйственное предприятие может реализовывать свою продукцию по следующим направлениям: продажа продукции другим организациям и предприятиям, продажа продукции на рынке, по бартерным сделкам, продажа населению, и в счет заработной платы работникам хозяйства.

Рассмотрим  каналы реализации продукции растениеводства в ОАО «Великая Слива».

 

Таблица 3.4 – Каналы реализации продукции растениеводства в 2011 году

 

Каналы

реализации

Вид продукции

Уд.вес

в общем  объеме

реализованной

продукции, %

зерновые и

зернобобовые,

тыс.руб.

рапс,

тыс.руб.

всего

реализовано,

тыс.руб.

Организации, рынки

748105

390000

2808942

95

Работники предприятия

54895

-

148058

5

Всего:

803000

390000

2957000

100


 

Хозяйство в отчетном году реализовывало продукцию  растениеводства другим организациям, на рынках и работникам предприятия. Выручка за всю реализованную продукцию составила 2957000 тыс.руб. Наибольший удельный вес в общем объеме реализованной продукции занимает продажа на рынках и другим организациям -95%. Выручка по данному каналу составляет 2808942 тыс.руб.

 

 

3.2 Анализ влияния факторов на  объем реализации продукции   растениеводства и денежной выручки

 

Финансовые  результаты от реализации продукции  растениеводства во многом зависят  от ее качества, а именно: соответствие стандартам, нормам безопасности, степени  доработки, условий хранения и транспортировки; от рынка сбыта: перерабатывающим предприятиям по фиксированным закупочным ценам, на рынок по свободным рыночным ценам, работникам предприятия по себестоимости с минимальной прибылью.

Финансовые  результаты деятельности предприятий  определяются в конце года. Основные задачи анализа финансовых результатов состоят в оценке динамики показателей прибыли и рентабельности за анализируемый период, в изучении источников и структуры балансовой прибыли, в выявлении резервов повышения балансовой прибыли предприятия и чистой прибыли, расходуемой на выплату дивидендов, в определении потенциала повышения различных показателей рентабельности.

Рассмотрим  финансовые результаты от реализации продукции растениеводства ОАО «Великая Слива».

 

 

Таблица 3.5 – Финансовые результаты от реализации продукции растениеводства

 

Вид продукции

2009 г.

2011 г.

Количество реализованной продукции, ц

Полная себестоимость реализованной  продукции, тыс.руб.

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб.

Уровень рентабельности, %

Количество реализованной продукции, ц

Полная себестоимость реализованной  продукции, тыс.руб.

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

Прибыль (+), убыток (-), тыс.руб.

Уровень рентабельности, %

Зерно и зернобобовые, всего

15540

428000

442000

14000

3,3

14640

881000

803000

-78000

-8,9

Рапс

2910

126000

172000

46000

36,5

2420

230000

390000

160000

69,6

Итого

Х

554000

614000

60000

Х

Х

1111000

1193000

82000

Х


 

Анализируя  данные таблицы можно сделать  вывод об ухудшении финансовых результатов деятельности предприятия в отчетном году по сравнению с базисным годом. Это обусловлено, прежде всего, получением убытка от реализации зерна и зернобобовых –(-78) тыс.руб. В 2011 году наблюдается значительный рост себестоимости зерна и зернобобовых на 453 тыс.руб. и рапса на 58 тыс.руб.

Выявим  влияние отдельных факторов на объем  реализации продукции и финансовые результаты деятельности предприятия.

 

Таблица 3.6 – Факторный анализ объема реализации продукции растениеводства

 

Видпродук-ции

Объем производства

продукции, ц

Объем реализации продукции, ц

Ур.

Товар-ности,%

Отклонение объема реализации, ц

2009г

2011г

2009г

2011г

2009г

2011г

всего

в т. ч.За счет

Объемапроизводства

ур.товарности

 

а0

а1

в0

в1

Р0

Р1

     

Зерно

30240

29350

15540

14640

51,4

49,9

-900

-457

-440

Рапс

3050

2420

2910

2420

95,4

100

-490

-601

111


Факторная модель имеет вид:

 

 

Ут= Ор/Опр*100%,

( 3.9)


Где Ор – объем реализации, ц; Опр – объем производства продукции,ц.

 

 

 

( 3.10)

   

( 3.11)

   

( 3.12)

   

( 3.13)

   

( 3.14)


Анализ  данных таблицы показывает, что в 2011 году произошло уменьшение объема реализации зерна на 900 ц и рапса на 490 ц. Главным фактором, оказавшим влияние на объем реализованной продукции, является уровень товарности. В отчетном году он составил49,9 % по зерну и 100 % по рапсу.

Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию  зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Таблица 3.7 – Факторный анализ прибыли от реализации продукции растениеводства

в тыс.руб.

Вид продукции

Кол-во реализ. Продукции

Ср.цена реализации

Себестоимость 1ц продукции

Сумма прибыли от реализации продукции

Отклонения  суммы прибыли от реализации продукции

общее

В т.ч. за счет

2009

2011

2009

2011

2009

2011

2009

2011

Объема  реали-

зации

цены

Себестоимости

 

а0

а1

в0

в1

с0

с1

Р0

Р1

       

Зерн. И зернобоб.

15540

14640

28,4

54,8

27,5

60,2

13986

-79056

-93042

-810

386496

-478728

Рапс

2910

2420

59,1

161,1

43,3

95

45978

159962

113984

-7742

246840

-125114

Информация о работе Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"