Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночных каналов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также предприятий агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.

Файлы: 1 файл

черновик курсовой.docx

— 295.81 Кб (Скачать файл)

Стандарт – нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный соответствующим документом, в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации. Таким объектом могут быть продукция, услуги и процессы.

Стандарты на продукцию определяют требования, которым должна отвечать продукция  по показателям товарного качества; в них также регламентируются методы его измерения, контроля и  испытания. Стандарты подразделяются на обязательные и рекомендуемые. Обязательные предназначены для неуклонного выполнения; рекомендуемые (перспективные) стандарты отличаются тем, что в них закладываются не только уже применяемые на производстве параметры качества, но и подлежащие освоению в перспективе. Эти стандарты ориентируют производителя на более высокие требования к качеству продукции, которые станут общепринятыми через несколько лет [17;с.4].

Стандарты, используемые в сельском хозяйстве, можно условно разделить на следующие  группы:

  • стандарты на сельскохозяйственную продукцию, устанавливающие требования к ее качеству, порядок сдачи заготовительным и реализующим организациям;
  • стандарты на продукцию, используемую в сельскохозяйственном производстве (удобрения, техника, материалы и т. п.);
  • технические стандарты на типовую технологию механизированного возделывания, уборки, товарной обработки, упаковки, транспортирования и хранения сельскохозяйственной продукции.

Управление  качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях поддержания необходимого уровня ее качества. Объектами управления в данном случае, как правило, являются технологические процессы (обработка почвы, посев, уход за растениями и т.д.), от которых зависит качество получаемой продукции.

Выработка управленческих решений производится путем сопоставления информации о фактическом состоянии технологического процесса с характеристиками, предусмотренными нормативной документацией (стандартами, техническими условиями, производственными  заданиями и др.). Необходимо обеспечить производство продукции, которая отвечает требованиям потребителя, соответствует  применяемым стандартам и техническим  условиям, позволяет получать прибыль.

Существенный  элемент системы управления качеством – сертификация; сертификат или знак соответствия подтверждает, что товар или услуга соответствует определенным стандартам или другим нормативным документам. С помощью сертификации осуществляется конечная оценка качества производимой продукции.

Сертификация  может носить обязательный или добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется на основе законов и законодательных положений. Она подтверждает соответствие товара обязательным требованиям стандартов. Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию не предусмотрено [17; с.207].

 

 

    1. Каналы и пути реализации сельскохозяйственной продукции в условиях рынка

 

Экономическая эффективность отраслей АПК в  значительной степени зависит от организации сбыта продукции, выбора каналов ее реализации. Большинство  производителей предлагают свою продукцию  потребителю через посредников, что позволяет сократить объем  работ, связанных с реализацией  товара.

Канал реализации продукции – это совокупность юридических и физических лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар на его пути от производителя к потребителю.

Каждому виду реализуемой продукции соответствует  свой канал сбыта и организационная  форма торговли. В зависимости  от количества посредников выделяют каналы реализации нулевого уровня, одно-, двух-, трехуровневые и так далее.

Канал нулевого уровня состоит из производителя, непосредственно продающего свой товар потребителям. Наиболее распространенный способ прямой продажи – это торговля через собственные магазины.

Одноуровневый канал включает одного посредника, обычно это предприятие розничной торговли.

Двухуровневый канал включает двух посредников (оптовая и розничная торговля), трехуровневый – трех (оптовая, мелкооптовая и розничная торговля).

Основная  часть продукции растениеводства (зерно, рапс, сахарная свекла и т. д.) и промышленной продукции реализуется через оптовую торговлю.

Роль  посредника в продвижении товаров  к конечному потребителю берет  на себя система оптовой и розничной  торговли.

Оптовая торговля – это совокупность юридических и физических лиц, которые приобретают и хранят товары, а затем перепродают их (розничным торговцам или другим оптовикам). Оптовые закупки сельскохозяйственной продукции осуществляют заготовительные организации, товарные биржи, перерабатывающие предприятия, это позволяет товаропроизводителям быстро сбывать свою продукцию в местах ее производства.

Розничная торговля – это предпринимательская деятельность, связанная с продажей товаров конечным потребителям для личного (семейного) использования. В этой сфере работают как крупные фирмы, так и многочисленные частные предприниматели. Наибольшее распространение получила оптовая торговля через биржи, аукционы, ярмарки.

С экономической  точки зрения товарная биржа – это организованный в определенном месте, регулярно действующий по установленным правилам, оптовый рынок, на котором совершается торговля товарами по образцам и стандартам или контрактами на их поставку в будущем. Результатом проведения торгов на бирже является заключение сделок между продавцами и покупателями.

Биржевая  сделка – это соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении товара, допущенного к обращению на бирже, получившая отражение в биржевом договоре (контракте), заключенном участниками в ходе биржевых торгов. Такие сделки принято делить на две группы: с реальным товаром и без него.

Простейший вид сделки с реальным товаром –сделка с немедленной поставкой (или с коротким сроком поставки). Это сделки на наличный товар, то есть товар, находящийся во время торгов на складе биржи или ожидаемый в этот день к прибытию.

Другая  разновидность сделок с реальным товаром – форвардные (срочные) сделки; в этом случае взаимная передача прав и обязанностей происходит немедленно, но поставка товара (исполнение договора) переносится на определенную дату в будущем.

Сделки  без реального товара делятся  на фьючерсные и опционные.

Фьючерсные  сделки представляют собой взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара. Отличительная особенность такой сделки то, что ее объектом выступает не товар, а биржевой контракт. Фьючерсные сделки характерны для сельскохозяйственных бирж; они могут заключаться задолго до сбора урожая.

Опционные сделки – логическое продолжение фьючерсных. Владелец (приобретатель) опциона получает право купить или продать некоторое число фьючерсных контрактов по оговоренной заранее цене в течение некоторого срока в будущем. Такие контракты в основном используются для страхования рисков, связанных с фьючерсной торговлей.

Биржевая  торговля в рыночной инфраструктуре развитых стран занимает свое определенное место; через эту систему обычно проходит не более 5-10 % всего объема товаров, но этого достаточно для выявления цен на рынке. Оптовые продовольственные рынки обеспечивают реализацию 20-25 % товаров, а основная их масса (65-75 %) продается производителями через различные посреднические организации коммерческим структурам и потребителям сырья.

До недавнего  времени преобладающую роль в  реализации сельскохозяйственной продукции  играли государственные закупки. Закупка –это форма организованного приобретения государством сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия у товаропроизводителей (поставщиков) для последующей переработки или реализации потребителю (покупателю) на взаимовыгодных условиях. Весьма эффективными являются прямые связи товаропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли; они позволяют снизить потери сельскохозяйственной продукции на стадиях ее производства, транспортировки, переработки и хранения. Кроме того, значительно сокращаются сроки доставки продукции потребителю, повышается ее качество, уменьшаются затраты на реализацию.[14; с.159]

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА

 

ОАО «Великая Слива» расположено в восточной части Слуцкого района Минской области. Удаленность организации от районного центра г. Слуцка – 10км,  г. Минска – 120км.

Открытое  акционерное общество «Великая Слива» (далее – ОАО «Великая Слива») создано 16 декабря 2010г. На основании решения общего собрания членов сельскохозяйственного производственного кооператива «Великая Слива» (протокол собрания от 15 сентября 2010 года № 2), путем реорганизации сельскохозяйственного производственного кооператива «Великая Слива», созданного в 2003 году на базе Колхоза им. Красина.

Основное  производственное направление –  молочно-мясное скотоводство с выращиванием зерна. Товарные отрасли животноводства – молоко, мясо; растениеводства – зерно, рапс, картофель, овощи, сахарная свекла. В структуре товарной продукции на долю продукции животноводства приходится 66,5%, в том числе молоко – 42,1%.

Основными каналами реализации продукции являются перерабатывающие предприятия Слуцкого района: ОАО «Слуцкий сыродельный  комбинат», ОАО «Слуцкий мясокомбинат», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат», ОАО «Слуцкий комбинат хлебопродуктов». Овощи и картофель реализуется на ярмарках, предприятиям общепита, другим организациям в счет расчетов за поставленную продукцию, оказанные услуги. Основным пунктом снабжения и сбыта является г. Слуцк, г. Солигорск и г. Минск.

Климат района по данным многих метеорологических  наблюдений: зима длится около трех месяцев, в течение всей зимы наблюдаются оттепели. Высота снежного покрова 15-16 см., а в отдельные годы может достичь 16-24 см и более. Средняя глубина промерзания почвы составляет 60-65 см., самый холодный месяц январь, среднесуточная температура которого составляет -5,3 °С. Весна наступает медленно, заморозки весной могут быть до третьей декады апреля.

В целом погодные условия в ОАО  «Великая Слива», несмотря на климатические  колебания в отдельные годы, позволяют  успешно возделывать все сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в данном районе.

Органами  управления Общества являются: общее  собрание акционеров, наблюдательный совет, исполнительный орган (директор). Контрольным органом Общества является ревизионная комиссия.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Общее руководство деятельностью  Общества в период между общими собраниями акционеров осуществляет наблюдательный совет, непосредственное руководство  возложено на директора. В его  подчинении находится: агрономическая служба во главе с главным агрономом, зоотехническая служба во главе с главным зоотехником, ветеринарная служба во главе с главным ветврачом, инженерно-техническая служба во главе с главным инженером, планово-экономический отдел во главе с главным экономистом и главным бухгалтером, а также инженер по технике безопасности и юрист. Структура управления обществом представлена в приложении 1, 2.

 

Состав  и структура земельных угодий за последние три года представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Динамика состава и структуры земельных угодий 

 

Виды угодий

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Темп роста,%

га

%

га

%

га

%

Общая земельная площадь

2735

100

2758

100

2758

100

100,8

В т.ч. с/х угодья

2393

87,5

2411

87,4

2411

87,4

100,8

Из них:

             

пашня

1714

62,7

1732

62,8

1732

62,8

101,1

сенокосы

149

5,5

149

5,4

149

5,4

100,0

пастбища

530

19,4

530

19,2

530

19,2

100,0

осушенные земли

1204

44,0

1204

43,7

1204

43,7

100,0

Информация о работе Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"