Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением рыночных каналов в структуре сбыта продукции. Развитие рынка на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая продажу на рынках, через собственную торговую сеть и предприятия общественного питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений сельского хозяйства с перерабатывающими отраслями, а также предприятий агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.

Файлы: 1 файл

черновик курсовой.docx

— 295.81 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризуется увеличением  рыночных каналов в структуре  сбыта продукции. Развитие рынка  на селе идет по пути постепенной переориентации аграрного сектора с реализации продукции заготовительным организациям на альтернативные каналы, включая  продажу на рынках, через собственную  торговую сеть и предприятия общественного  питания, по бартеру и другие. Принципиальные просчеты в организации взаимоотношений  сельского хозяйства с перерабатывающими  отраслями, а также предприятий  агросервиса и агроснабжения, заставляют сельских производителей заниматься переработкой продукции непосредственно в хозяйствах.

Появление на рынке сельхозпродукции новых  форм реализации, перераспределение  объемов продаж между существовавшими  ранее и новыми каналами свидетельствуют  о качественных изменениях.

Целью курсовой работы является экономический анализ использования и реализации продукции растениеводства, выявление резервов увеличения производства и реализации продукции растениеводства, резервы увеличения прибыли и рентабельности, наметить пути повышения эффективности сбыта продукции растениеводства.

В соответствии с целью необходимо решение следующих  задач:

  1. рассмотреть условия и каналы реализации сельскохозяйственной продукции;
  2. изучить организационно - экономическое состояния анализируемого хозяйства;
  3. провести анализ производства и реализации продукции растениеводства;
  4. проанализировать финансовые результаты от реализации продукции растениеводства;
  5. изучить влияние каналов реализации на финансовые результаты от продажи продукции растениеводства;
  6. рассчитать резервы увеличения производства и реализации продукции растениеводства, резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности;
  7. наметить пути повышения эффективного сбыта продукции в хозяйстве.

Предметом исследования являются объемы реализации продукции растениеводства, каналы распределения и эффективность ее производства в исследуемом хозяйстве.

Объект  исследования – ОАО «Великая Слива» Слуцкого района Минской области.

При написании  курсовой работы использовались такие  методы как монографический, сравнения, рассчетно - графический.

Для достижения поставленной цели и освящения указанных  задач были использованы методологические и теоретические учебные пособия  отечественных и зарубежных авторов.

Источниками информации послужили годовые  отчеты ОАО «Великая Слива» за 2009, 2010 и 2011 годы и другие первичные документы.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

 

    1. Понятие и условия реализации сельскохозяйственной продукции

 

Рынок сельскохозяйственного  сырья и продовольствия — это сфера обмена товарами сельского хозяйства и других отраслей АПК. Его возникновение тесно связано с ликвидацией монополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции и продовольствия по «твердым» ценам, с широким развертыванием продажи продукции непосредственно самими производителями. При его формировании государство должно широко использовать методы экономического регулирования, обеспечить паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Полноценно  функционирующий рынок сельскохозяйственного  сырья и продовольствия представляет собой совокупность нескольких составляющих — специализированных рынков, рыночной инфраструктуры и рыночного механизма. Отсутствие или недостаточное развитие хотя бы одной из них приводит к  снижению эффективности продвижения  товара от производителя к потребителю, а, следовательно, и к снижению рентабельности всего агропромышленного производства.

И.А. Минаков [15; с.25] утверждает, что рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства:

1. Зависимость  предложения сельскохозяйственной  продукции от погодных условий,  которые ограничивают возможности  контроля со стороны сельского  товаропроизводителя за количеством  и качеством продукции. Это  необходимо учитывать как самим  производителям, так и государственным  регулирующим организациям.

2. Наличие  гарантированного спроса на сельскохозяйственную  продукцию, поскольку она удовлетворяет  самые насущные потребности населения.  В определенной степени эта  особенность аграрного рынка  компенсирует отрицательное влияние  предыдущей.

Сельскохозяйственные  предприятия могут использовать ее для повышения эффективности  своей деятельности. Для этого им нужно не производить из года в год одни и те же продукты, а маневрировать ассортиментом, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, чтобы повысить свою конкурентоспособность и найти новые источники дохода.

3. Большой  объем поставок скоропортящихся  видов продукции усиливают потребность,  с одной стороны, в хранилищах (прежде всего для овощей, картофеля, плодов), с другой, — в максимально сжатых сроках реализации. Это необходимо, чтобы избежать значительных потерь выращенного урожая, а, следовательно, и снижения доходности производства.

4. Концентрация потребления сельскохозяйственной продукции в городах, особенно в крупных, вызывает необходимость ее сбыта через различного рода посредников. Это приводит к потерям определенной доли дохода товаропроизводителей; они вынуждены делиться с посредниками частью стоимости конечной продукции.

Рынок сельскохозяйственного  сырья и продовольствия имеет  также ряд особенностей, которые  не позволяют сделать цены на нем  полностью свободными. Это связано  с обязанностями государства  как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условий производства и высокой капиталоемкостью отраслей АПК. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая определение целевых цен, обеспечивающих доходность, достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства; установление гарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже целевых цен и использоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня; введение механизма залоговых операций и соответствующих квот на гарантированные закупки продукции.

Общий объем  произведенной продукции на предприятии, в отрасли и т.д. за определенный период времени называется валовой продукцией.

Валовая продукция сельского хозяйства  включает продукцию растениеводства  и животноводства. В валовую продукцию растениеводства входят валовые сборы сельскохозяйственных культур с учетом побочной продукции, стоимость посадки многолетних насаждений, стоимость выращивания молодых многолетних насаждений и прирост незавершенного производства. Валовая продукция животноводства включает готовую продукцию, не связанную с убоем животных (молоко, шерсть, яйца), приплод, прирост выращенного молодняка и взрослого скота, а также побочную продукцию.

Валовая продукция сельского хозяйства  учитывается в натуральном и  стоимостном выражении. В натуральных  показателях она определяется по отдельным видам продукции.

Валовая продукция сельского хозяйства  определяется по методу валового оборота. Это значит, что при расчете  суммируется продукция, произведенная  за определенный период всеми подразделениями  независимо от того, использовалась ли она затем внутри предприятия для дальнейшего производства или была реализована на сторону.

Валовая продукция – важный экономический показатель, который характеризует общий объем производства и необходим для определения удельного веса отраслей АПК в совокупном общественном продукте, отраслевой структуры производства, роли отдельных категорий хозяйств в производимой продукции. Вместе с тем он имеет ряд недостатков, которые не позволяют с его помощью объективно оценить результаты хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, валовая продукция включает затраты материальных ресурсов и не дает представления об объеме вновь созданного (добавленного) продукта. Во-вторых, валовая продукция сельского хозяйства, рассчитанная как сумма ее объема по растениеводству и животноводству, допускает повторный счет (корма, произведенные в предприятии и потребленные в том же году, будут учтены дважды: как часть продукции растениеводства и как часть затрат продукции животноводства). В-третьих, при оценке валовой продукции в текущих ценах ее действительная стоимость искажается, поскольку нетоварная часть продукции оценивается по себестоимости, которая может быть как ниже, так и выше сложившихся рыночных цен. В-четвертых, показатель валовой продукции, исчисленный в сопоставимых ценах, не отражает качества продукции.

Товарной  продукцией называется часть валовой продукции, предназначенная для реализации. Продукция, фактически отпущенная за пределы отрасли (предприятия) и оплаченная потребителем или торгующей организацией, называется реализованной (оба показателя рассчитываются в действующих ценах). Однако как на практике, так и в литературе эти выражения часто употребляются как синонимы; под товарной продукцией нередко понимают реализованную, представленную денежной выручкой. В отчетно-статистических материалах сельскохозяйственных предприятий товарная продукция не указывается.

Необходимо  различать товарную продукцию предприятия  в целом и по отраслям. Основными  показателями, характеризующими товарность предприятия, отрасли и отдельных  видов продукции, являются уровень  товарности и общий объем товарной продукции; в сельском хозяйстве  используются также показатели выхода товарной продукции в расчете  на единицу земельной площади  и на голову скота.

При определении  уровня товарности отдельных видов  продукции (зерна, сахарной свеклы, молока и т. д.) объем валовой и реализованной  продукции исчисляют в натуральном  выражении, а при его определении  по отрасли или предприятию в  целом применяют стоимостные  показатели. В этом случае важно, чтобы валовая и реализованная продукция рассчитывались в единых ценах (например, в сопоставимых).

Уровень товарности – это отношение реализованной продукции к валовой, выраженное в процентах.

Уровень товарности сельскохозяйственного  производства по категориям хозяйств существенно различается. Наиболее высок он в сельскохозяйственных предприятиях, самый низкий – в домашних хозяйствах. Это естественно, поскольку сельскохозяйственные предприятия производят продукцию в основном для продажи, а домашние хозяйства – для удовлетворения потребностей семьи в продуктах питания. Вместе с тем за последние годы уровень товарности производства на сельскохозяйственных предприятиях также снизился.

К основным направлениям роста уровня товарности сельскохозяйственного и перерабатывающего производств относятся:

  • увеличение выпуска валовой продукции за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота, повышения выхода конечной продукции из сырья (сахара, подсолнечного масла, сока и т.д.).
  • улучшение качества семян и кормов, экономное их расходование;
  • сокращение потерь продукции и сырья в процессе производства, хранения, транспортировки;
  • повышение качества продукции;
  • организация эффективной маркетинговой службы на предприятиях АПК [5; с.268].

В современных  условиях уровень товарности агропромышленного  производства в значительной степени  определяется конъюнктурой рынка, предложением и спросом.

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность  любого предприятия, его устойчивое положение на рынке в значительной степени определяются качеством  выпускаемой продукции.

Качество  продукции – это совокупность свойств, характеризующих ее способность удовлетворять потребность, обусловленную ее назначением. Покупатель считает качественной продукцию, которая ему нужна; один и тот же товар может получить высокую оценку рынком при использовании для одних целей и низкую – для других. Так, увеличение содержания белка в ячмене повышает его кормовую ценность, но снижает его ценность как сырья для пивоварения.

Решение проблем, связанных с качеством  продукции, прежде всего зависит от организации и технологии стандартизации.

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление норм, правил, характеристик технологии производства и качества продукции, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену; она выражается в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Информация о работе Анализ использования и реализации продукции растениеводства на примере ОАО "Великая Слива"