Анализ выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучение роли выручки от продажи продукции в формировании финансовых результатов и анализ основных особенностей планирования, формирования и использования выручки на предприятии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1) Раскрытие содержания и экономического назначения выручки от реализации продукции;
2) Изучение маркетинговых факторов, определяющих величину выручки;
3) Анализ значение расчетов в формировании выручки от реализации продукции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы выручки от реализации продукции………..5
1.1. Содержание и экономическое назначение выручки от реализации………5
1.2. Маркетинговые факторы, определяющие величину выручки…………...12
1.3. Значение расчетов в формировании выручки от реализации……………20
ГЛАВА II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ОЭМК».32
2.1.Общие сведения о предприятии ОАО «ОЭМК»…………………………..32
2.2.Организационная структура предприятия ОАО «ОЭМК»………………36
2.3. Финансовый анализ предприятия ОАО «ОЭМК»………………………...43
ГЛАВА III. Анализ выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»…56
3.1. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»……………………………………………………………………56
3.2. Факторный анализ изменения выручки от реализации продукции ОАО «ОЭМК»………………………………………………………………………….61
3.3. Повышение эффективности распределения выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»………………………………………………...…68
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая111.docx

— 496.55 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. Теоретические основы выручки от реализации продукции………..5

1.1. Содержание и экономическое  назначение выручки от реализации………5

1.2. Маркетинговые факторы, определяющие величину выручки…………...12 

1.3. Значение расчетов  в формировании выручки от  реализации……………20

ГЛАВА II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ОЭМК».32

2.1.Общие сведения о  предприятии ОАО «ОЭМК»…………………………..32

2.2.Организационная структура  предприятия ОАО «ОЭМК»………………36

2.3. Финансовый анализ  предприятия ОАО «ОЭМК»………………………...43

ГЛАВА III. Анализ выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»…56

3.1. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»……………………………………………………………………56

3.2. Факторный анализ изменения  выручки от реализации продукции  ОАО «ОЭМК»………………………………………………………………………….61

3.3. Повышение эффективности распределения выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»………………………………………………...…68

Заключение……………………………………………………………………….72

Список литературы………………………………………………………………75

Приложения……………………………………………………………………...78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Выручка и прибыль – важнейшие показатели экономической деятельности предприятия. От их значения зависит финансовое состояние предприятия, определяющее конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, а так же они способствуют оценке степени гаранта удовлетворения интересов предприятия и его конкурентов в финансово-экономическом и производственном  отношении. 
 Выручка от продажи является главным источником финансирования деятельности любого предприятия, источником его денежных доходов и поступлений, и показывает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный  срок. 
 Продажа продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств  предприятия. 
 Различные колебания в структуре объема выручки от продажи товаров оказывают негативное влияние на результаты производственной деятельности предприятия и на финансовую устойчивость предприятия. Таким образом, почти на каждом предприятии создаётся специализированный финансовый отдел, который занимается организацией ежедневного оперативного контроля за отгрузкой и реализацией продукции. 
 Тема особенно актуальна в условиях «переходной» экономики Российской Федерации, так как многие предприятия в конце XX века оказались нерентабельны и в настоящее время, изучая показатели выручки и прибыли на примере отдельных предприятий, мы можем выявить комплекс мер по повышению значений этих показателей, что дает возможность увеличить объем получаемой прибыли и, следовательно, повысить уровень рентабельности предприятия и укрепить его положение на рынке, непосредственно определяемое финансовыми результатами деятельности хозяйства.  
 Ключевое значение имеет правильное прогнозирование и распределение полученной выручки, что и говорит об актуальности темы исследования.  
 От того, насколько правильно будет спрогнозирована выручка, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Расчет выручки должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществлять своевременное, качественное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств. 
 Основная цель курсовой работы – изучение роли выручки от продажи продукции в формировании финансовых результатов и анализ основных особенностей планирования, формирования и использования выручки на предприятии.  
 Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных  задач: 
 1) Раскрытие содержания и экономического назначения выручки от реализации  продукции;

2) Изучение маркетинговых факторов, определяющих величину выручки;

3)  Анализ значение  расчетов в формировании выручки  от реализации продукции. 
 В качестве объекта исследования выступает выручка от реализации продукции. 
 Курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой темы, определяется цель и задачи, предмет и объект исследования. Основная часть посвящена исследованию поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты исследования.

 

 

 

 

ГЛАВА I. Теоретические основы выручки от реализации продукции

1.1.Содержание и экономическое  назначение выручки от реализации 

Кругооборот  капитала  предприятия,  вложенного  в  определенный  вид бизнеса,  завершается процедурой высвобождения этого капитала. Классической  формой  высвобождения  капитала  является  выручка  от  реализации.  В свою очередь, выручка от реализации неоднородна по  своему  составу. Существует несколько видов выручки от реализации продукции (рис.1)

Рисунок 1.1. Виды выручки от реализации продукции

С  позиции  отечественной  учетной  и  налоговой  практики,  различают:  выручку от продаж и выручку от реализации.

Для  того, чтобы исследовать особенности понятия «продажи» и понятия «реализация» следует обратиться к нормативным документам бухгалтерского учета и к Налоговому Кодексу РФ. Специального  определения  понятия «продажи»  бухгалтерские  нормативные документы не содержат. Вместе с тем, если воспользоваться косвенными характеристиками этого понятия, которые имеют место при описании содержания  счета 90 «Продажи»,  то  выясняется  следующее.  Определение понятия «продажи»,  согласно  Плану  счетов,  используемого  в  российской практике,  заключается  в  перечне  хозяйственных  операций  организации,  которые классифицируются как продажи для целей бухгалтерского учета. В частности, продажами следует считать выручку, полученную от продажи готовой продукции, работ, товаров, услуг и т.д.  Следует  обратить  внимание  на  следующее  обстоятельство,  что  под продажами  для  целей  бухгалтерского  учета  понимаются  являющиеся  обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов  хозяйственные  операции,  предполагающие  куплю-продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг.  Таким образом,  выручка от продаж представляет собой результат, который отражается в бухгалтерском учете, в том числе в финансовой отчетности (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»). Этот результат  формируется с учетом двух важнейших условий. Первое условие: он может быть получен от  хозяйственных  операций,  которые  связаны  с  обычными  видами  деятельности  организации. Второе  условие:  этот  результат или  выручка  от продаж может быть получен на условиях возмездности, или обмена [1].

Понятие «реализация» имеет однозначное толкование в Налоговом Кодексе РФ, где в п. 1 ст. 39 дается характеристика этому термину. Так, реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в  том числе обмен  товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, специально предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, передача  права  собственности,  результатов  выполненных  работ  одним  лицом  для другого  лица,  оказание  услуг  одним  лицом  для  другого  лица –  на  безвозмездной основе.

Отсюда, для того чтобы результат хозяйственной операции можно было классифицировать  как реализацию, для целей налогообложения, то достаточно факта свершения такой сделки, и при этом совершенно не обязательно, чтобы данная  сделка была характерной или обычной для  этой организации. Во-вторых,  хозяйственная  операция  может  рассматриваться  как  реализация даже в том случае, когда она совершается на безвозмездной основе; в-третьих, реализация согласно Налоговому Кодексу — это переход права собственности к другому лицу. Отсюда, признание реализацией для целей налогообложения  передачи  товаров,  работ  или  услуг  в  рамках  одного  предприятия (что записано в действующих налоговых законах) становится невозможным. Поэтому формально, с юридической точки зрения, подобные передачи между структурными  подразделениями  одного юридического  лица  выходят  из-под налогообложения. Одновременно  не  считается  реализацией  со  всеми  вытекающими  из этого последствиями следующие виды операций, которые выводятся из налогооблагаемого оборота (рис.  1.2).

Рисунок 1.2. Операции, не являющиеся реализацией

  С позиции управления выручкой от реализации, взаимосвязь между этими двумя терминами, используемыми для целей бухгалтерского и налогового учета, обеспечивается соподчиненностью этих результатов. Так выручка от продаж имеет более жесткие границы формирования, что позволяет ее рассматривать как составную часть выручки от реализации для целей налогообложения. Последняя существенно шире выручки от продаж по составу включаемых элементов. В частности, в состав выручки от реализации включается выручка от реализации имущества предприятия и его имущественных прав, в том числе основных средств, ТМЦ, ценных бумаг. С учетом различного состава элементов могут существенно различаться величина выручки от продаж, отражаемой в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» по строке 010, и величина выручки от реализации, которая является основой для расчета таких налогов, как НДС и налог на прибыль.

Экономическое содержание выручки от реализации характеризуется не столько учетной или налоговой практикой регулирования этого результата, сколько ее местом в кругообороте капитала.

Реализация продукции, работ, услуг, имущества и имущественных прав  свидетельствует о том, что по согласованию рыночных партнеров произведена сделка, относящаяся к обмену. Условия этой сделки удовлетворяют требованиям участвующих сторон. Результатом этой сделки является высвобождение капитала у одного участника и связывание капитала у другого участника рыночной сделки.

Анализируя механизм функционирования капиталистического общества, еще К.Маркс отмечал, что « … прежде чем товары могут реализоваться, как  стоимости,  они  должны  доказать  наличие  своей  потребительской  стоимости, потому что затраченный на них труд идет в счет лишь постольку, поскольку он  затрачен  в форме, полезного для других. Но лишь обмен может фактически показать, оказывается ли труд действительно полезным для других, удовлетворяет ли его продукт какой-либо чужой потребности» [2]. 

Реализация продукции  является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и представляет собой  законченную  стадию кругооборота средств предприятия,  т.е.  заключительный  этап  деятельности  предприятия  в  пределах данного цикла – означает превращение товаров в деньги Т1 – Д1. Это не формальный акт, а весьма важный момент, характеризующий товарно-денежные отношения,  обязательное  условие  непрерывности  расширенного  воспроизводства [3].

Таким образом, если остановиться на таком результате хозяйственных операций, как выручка от реализации продукции, то следует отметить ее особое значение. Оно состоит в том, что выручка есть форма высвобождения капитала. Это значит, что часть капитала ранее вложенного в сырье, вспомогательные материалы, стоимость основных средств, заработную плату, вновь обретает свою денежную форму, вновь обретает «летучесть», ликвидность какой обладает денежная наличность. Классическое наполнение выручки от реализации продукции, имущества и имущественных прав это денежные средства. То есть выручка от реализации должна быть сопоставима с суммой денежных средств, которые поступили на расчетный счет предприятия или в кассу по операциям реализации.

Однако  на практике величина выручки от реализации продукции или иного имущества может существенно отличаться от суммы денежных средств, поступивших по операциям реализации.

Как правило, существует определенный «стоимостной»  разрыв, который характеризуется тем, что выручка от реализации как доход предприятия по операциям от реализации может быть существенно больше, по сумме, чем выручка от реализации в виде денежных средств, поступивших в течении определенного  отчетного  периода.  Основной  причиной  возникновения  таких «стоимостных» разрывов является применяемый в практике бухгалтерского и налогового  учета «метод  начисления».  Согласно  этому  методу,  доходы  от реализации, а значит и выручка от реализации,  признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они фактически имели место, независимо от фактического  поступления  денежных  средств,  иного  имущества (работ,  услуг) и (или) имущественных прав.

Метод признания выручки от отгрузке создает иную основу для наполнения дебиторской и кредиторской задолженности, образующихся при взаимоотношениях с партнерами.

При формировании  выручки  по  оплате,  согласно  практике  бухгалтерского  учета,  дебиторская  задолженность  оценивалась  по  величине фактической себестоимости отгруженной продукции работ, услуг. Во втором случае, когда  выручка  оформлялась  по  отгрузке,  стоимостное  наполнение  дебиторской  задолженности  существенно  расширяется,  помимо  фактической  себестоимости, сюда включается прибыль, косвенные налоги [4].

Управление  формированием  выручки  от  реализации  включает  учет места реализации работ (услуг) (рис. 1.3).

 

Рисунок 1.3. Места реализации работ (услуг)

Выручка от реализации является важнейшим объектом управления для финансового менеджера предприятия.

Особенность значения выручки определяется многоаспектностью этого показателя результатов предпринимательской деятельности.

Во-первых,  как  отмечалось  выше,  выручка  от  реализации  может  рассматриваться  в  качестве инструмента, позволяющего обеспечить  высвобождение капитала, вложенного ранее в материальные и нематериальные активы, в финансовые вложения (дебиторская задолженность). Так, основной капитал возвращается в  составе выручки либо в виде  амортизационных отчислений, которые включены в издержки производства и обращения, либо в виде возмещаемых сумм при продаже материальных и нематериальных активов.

Во-вторых,  выручка от реализации представляет  собой  валовой доход предприятия, позволяющий обеспечивать принцип самоокупаемости, создать основу для баланса между доходами и расходами хозяйствующего субъекта.

В-третьих, выручка от реализации есть отражение оборота как объекта налогообложения для косвенных налогов, прежде всего для налога на добавленную стоимость. 

В-четвертых,  выручка  от  реализации  формирует  поток  денежной  наличности (поступления) или денежно-стоимостной поток, в случае, если наполнение выручки происходит не только в виде денежной наличности, но и в виде бартерных сделок, взаимозачетов, корпоративных векселей и др.

В-пятых,  выручка  от  реализации,  с  точки  зрения  оборота  или  объема продаж, может служить важнейшим оценочным показателем при внешнем и внутреннем финансовом анализе. Достаточно отметить, что величина выручки от реализации является неотъемлемым элементом в расчетах показателей деловой активности предприятия [5].

Управление выручкой от реализации предполагает учет обстоятельств, которыми сопровождается этот процесс.

Имеется  в  виду,  что  необходимо  разграничивать  выручку  от  реализации,  которая формируется на  внутреннем, отечественном рынке и  выручку, которая формируется  при  осуществлении  внешнеэкономической  деятельности. Тем  самым  учитываются  особенности финансово-правовых  отношений между экономическими субъектами, которые могут отличаться по своей результативности и последствиям для предприятия, его отношений с бюджетом в части налогов, по результатам влияния колебания валютных курсов национальных валют.

Информация о работе Анализ выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»