Анализ выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучение роли выручки от продажи продукции в формировании финансовых результатов и анализ основных особенностей планирования, формирования и использования выручки на предприятии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
1) Раскрытие содержания и экономического назначения выручки от реализации продукции;
2) Изучение маркетинговых факторов, определяющих величину выручки;
3) Анализ значение расчетов в формировании выручки от реализации продукции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретические основы выручки от реализации продукции………..5
1.1. Содержание и экономическое назначение выручки от реализации………5
1.2. Маркетинговые факторы, определяющие величину выручки…………...12
1.3. Значение расчетов в формировании выручки от реализации……………20
ГЛАВА II. Организационно-экономическая характеристика ОАО «ОЭМК».32
2.1.Общие сведения о предприятии ОАО «ОЭМК»…………………………..32
2.2.Организационная структура предприятия ОАО «ОЭМК»………………36
2.3. Финансовый анализ предприятия ОАО «ОЭМК»………………………...43
ГЛАВА III. Анализ выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»…56
3.1. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»……………………………………………………………………56
3.2. Факторный анализ изменения выручки от реализации продукции ОАО «ОЭМК»………………………………………………………………………….61
3.3. Повышение эффективности распределения выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»………………………………………………...…68
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая111.docx

— 496.55 Кб (Скачать файл)

а) влияние изменения экстенсивного фактора — величины оплаты труда (∆ВО):

∆ВО = ∆О * о0 + ∆О * ∆о / 2 = 140 061* 201, 61+ 140 061* (-140,81)/ 2 =18 376 703, 505 тыс. руб.

б) влияние изменения интенсивного фактора - величины оплатоотдачи (∆о):

∆Во = ∆о * О0 + ∆О * ∆о / 2 = -140,81* 254 927+ 140 061* (-140,81)/ 2 = -45 757 265,575 тыс. руб.[34].

По результатам расчетов видно, что спад объема выпуска продукции обусловлен снижением интенсивного фактора (-45 757 265,575 тыс. руб.).

Проведем анализ использования собственного капитала (табл. 3.9).

Таблица 3.9. Использование собственного капитала

Показатели 

Условные обозначения

Базовый год (0)  

Отчетный год (1)  

Отклонение 

Темп роста, % 

1.Объем выпуска продукции, тыс.руб.

В

57 100 252

64 435 181

4 334 656

112,85

2.Стоимость собственного  капитала, тыс. руб.

К

21 224 064

21 189 737

- 34 327

99,83

3.Капиталоотдача, руб.

К 

3,43

5,113

- 11,37

88,8


 

 

Рассчитаем влияние интенсивного и экстенсивного фактора на прирост выпуска продукции интегральным методом.

а) влияние изменения экстенсивного фактора — величины собственного капитала (∆ВК):

∆ВК = ∆К * к0 + ∆К * ∆к / 2 = - 34 327* 3,43+ - 34 327* (- 11,37) / 2 = -1 239 880,18 тыс. руб.

б) влияние изменения интенсивного фактора — величины капиталоотдачи (∆к):

∆Вк = ∆к * К0 + ∆К * ∆к / 2 = (- 11,37) * 21 224 064+ (- 34 327) * (- 11,37) / 2 = -241 122 458,685 тыс. руб. [34].

По результатам расчетов видно, что спад объема выпуска продукции обусловлен уменьшением экстенсивного (-1 239 880,18 тыс. руб.) и интенсивного (-237 801 тыс. руб.) факторов.

Соберем экстенсивные и интенсивные факторы прироста объема выпуска продукции в отдельную таблицу 3.10.

Таблица 3.10. Экстенсивные и интенсивные факторы роста объема выпуска продукции

Показатели 

Основные фонды

Материалы

Собственный капитал

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. 
 руб.

%

Экстенсивные

-6 640 820,91

-2,11

3 530 088,9

4,76

18 376 703, 505

67,12 

Интенсивные

320 720 946,75

102,11

70 091 550,1

113,46

-45 757 265,575

- 167,12

Итого

314 080 125,84

100  

73 621 639

95,24

- 27 380 562,07

100


 

Проведенный анализ показал, что:

  1. Наиболее эффективно на предприятии использовались основные фонды. Рост основных фондов обеспечил прирост выпуска продукции на 320 720 946,75тыс. руб.

  1. Менее эффективно на предприятии использовались материалы. Рост материалоотдачи обеспечил прирост выпуска продукции на 70 091 550,1тыс. или на 113,46 %.

  1. Собственный капитал использовался рационально.  Капиталоотдача снизилась на 67%.

Полученные результаты показывают резервы возможного роста производства и выручки от реализации готовой продукции. По результатам анализа разрабатываются мероприятия по повышению соответствующих показателей.

 

 

 

 

 

3.3. Повышение эффективности распределения выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»

Важным вопросом при рассмотрении процесса распределения выручки является вопрос соотношения выручки с прибылью. Понятия выручки и прибыли различны, как по экономическому смыслу, так и по практическому отражению. Прибыль в принципе отражает величину выручки за вычетом всех видов затрат. Но нельзя сказать, что прибыль от выручки зависит прямо пропорционально, так как существует, так называемый эффект операционного рычага.

Эффект операционного рычага заключается в том, что при росте выручки от реализации, прибыль растет более быстрыми темпами, чем выручка. Этот эффект вызван различной степенью влияния динамики переменных затрат и постоянных затрат на финансовый результат при изменении объема выпуска. Влияя на величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно определить, на сколько процентных пунктов увеличится прибыль.

Эффект рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли.

Эо.р. = М / П,

где Эо.р. - эффект операционного рычага;

М – валовая маржа;

П – прибыль [35].

M=64 435 181-49 792 471=14 642 710 тыс.руб.

Эо.р.= 14 642 710/8 927 567=1,64017 тыс.руб.

Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой и условно-переменными расходами.

Эффект операционного рычага рассчитывается в разах или в процентах и его значение показывает на какую величину увеличится прибыль, если выручка увеличится на 1%.

При увеличении объемов производства и продаж общие затраты увеличатся только за счет переменных затрат.

Теоретически, если объем производства и продаж стремится к бесконечности, то соответственно доля постоянных затрат в сумме общих затрат также как и эффект операционного рычага стремятся к нулю, которого он никогда не достигнет.

На практике объем производства и продаж ограничен многими факторами, такими как максимальный спрос, производственные мощности, трудовые ресурсы и т.п.

Естественно, что предприятие, учитывая все указанные факторы, стремится максимизировать прибыль, соотнося свои возможности с идеальной ситуацией.

Практическое применение эффекта операционного рычага состоит в том, что даже снижая цену для увеличения объема продаж (при достаточно весомой доле постоянных затрат), увеличивая объем производства, предприятие получит весомый прирост прибыли [35].

Существует нижний предел выручки от реализации, соответствующий такой выручке, при которой прибыль равна нулю (порог рентабельности). Порог рентабельности, или точка безубыточности, представляет собой выручку в таком размере, когда обеспечивается полное покрытие всех издержек при прибыли, равной нулю. В точке безубыточности выручка может меняться, что влечет за собой возникновение прибыли или убытка.

Порог рентабельности = Zпост. / КВМ,

где Zпост. – постоянные затраты;

КВМ = М / Вр – коэффициент валовой маржи

Вр – выручка от реализации [36].

КВМ=14 642 710/64 435 181=0,227 тыс. руб.

Порог рентабельности=5 715 143/0,227=25 176 841,41 тыс. руб.

Таким образом, при выручке, равной 25 176 841,41 тыс. руб., комбинат не понесет убытков, но и прибыли не будет. На практике Предприятия ОАО «ОЭМК» такой показатель будет указывать на условия прекращения производства, если оно не окупит свои завтраты.

  Отсюда можно определить запас финансовой прочности предприятия. Запас финансовой прочности предприятия выступает важнейшим показателем финансовой устойчивости. Расчет этого показателя позволяет оценить возможности дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности [37].

На практике возможны три ситуации, которые по-разному будут отражаться на величине прибыли и запасе финансовой прочности предприятия (рис. 3.3).



 




 

 

Рисунок 3.3. Показатели объемов реализации, влияющих на величину прибыли и запас финансовой прочности предприятия

Как прибыль, так и запас финансовой прочности, полученной при избытке произведенной продукции, меньше, чем при соответствии объемов продаж объему производства. Поэтому предприятие, заинтересованное в повышении как своей финансовой устойчивости, так и финансового результата, должно усилить контроль над планированием объема производства  [38].

В большинстве случаев увеличение товарно-материальных запасов предприятия свидетельствует об избытке объема производства. Прямо о его избытке свидетельствует увеличение запасов в части готовой продукции, косвенно - увеличение запасов сырья и исходных материалов, так как издержки за их предприятие несет уже при их покупке. Резкое увеличение запасов может свидетельствовать об увеличении объема производства в недалеком будущем, что также должно быть подвергнуто строгому экономическому обоснованию.

Таким образом, при обнаружении прироста запасов предприятия в отчетном периоде может делать вывод о его влиянии на величину финансового результата и уровень финансовой устойчивости. Поэтому для того, чтобы достоверно измерить величину запаса финансовой прочности, необходимо произвести коррекцию показателя выручки от реализации на сумму прироста товарно-материальных запасов предприятия за отчетный период.

В последнем варианте соотношений - при объеме продаж больше, чем объем производственной продукции, - прибыль и запас финансовой прочности больше, чем при стандартном построении. Однако факт продажи продукции, которая не была еще произведена, то есть фактически еще не существует в данный момент (например, при предоплате большой партии товара, которая не может быть произведена за текущий отчетный период), накладывает на предприятие дополнительные обязательства, которые должны быть выполнены в будущем. Существует внутренний фактор, уменьшает фактическую величину запаса финансовой прочности, - это скрытая финансовая неустойчивость. Признаком наличия у предприятия скрытой финансовой неустойчивости является резкое изменение объема запасов [39].

Запас ф.п. = Вр – Порог рентабельности

Запас ф.п. =64 435 181-25 176 841,41=39 258 339,59 тыс. руб.

Таким образом, рассчитав запас финансовой прочности в абсолютном выражении, можно сделать вывод, что выручка (64 435 181 тыс. руб.) превышает порог рентабельности (25 176 841,41 тыс. руб.),  комбинат имеет показатель финансовой устойчивости положительный и достаточно высокий (39 258 339,59 тыс. руб.), следовательно, риск потерь предприятия ОАО «ОЭМК» низкий, предприятие финансово устойчиво.

Заключение

В заключение курсовой работы, подводя итоги, следует отметить, что:

   Выручка от реализации - важнейшая экономическая категория, выражающая денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции, работ, услуг.

   Ожидаемая выручка и прибыль являются основными компонентами финансового планирования. На величину выручки от реализации продукции влияют множество зависящих и не зависящих от деятельности предприятия факторов.

   Для расчета выручки от реализации используются факторный анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции.

   Выручка от реализации продукции отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и является источником формирования валового дохода предприятия.

  Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных фондов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости.

  Прежде всего,  это связано с формированием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведенных товаров потребителю и поступление выручки.

  Поскольку материальную основу создаваемого товара составляют сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, их стоимость наряду с другими материальными затратами, износом основных производственных фондов, заработной платой работников составляют издержки предприятия по производству продукции, принимающие форму себестоимости. До поступления выручки эти издержки финансируются за счет оборотных средств предприятия, которые не расходуются, а авансируются в производство. После поступления выручки от реализации товаров оборотные средства восстанавливаются, а понесенные предприятием издержки по производству продукции возмещаются.

  На основании горизонтального анализа отчета о прибылях и убытках подведем итог, что к 2011 году выручка предприятия увеличилась на 23,79%, в то же время валовая прибыль также возросла на 25,49%. Но в тоже время высокими темпами увеличивались коммерческие расходы (на 34,50%) и управленческие расходы (на 34,34%). К 2012 году выручка предприятия снизилась на 6 249 894 тыс. руб. На это изменение оказали влияние такие факторы как валовой убыток  (-21,33%) и себестоимость продаж (-4,38%).

Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК» показал, что в базовом периоде наибольший удельный вес в структуре выручки наблюдается по статье «амортизация», а на втором месте – статья «прибыль от реализации продукции»; в отчетном периоде в структуре выручки произошло увеличение статьи «амортизация». В отчетном периоде по сравнению с базисным наблюдается снижение удельного веса по статьям: «заработная плата», «отчисления на социальные нужды» и «прибыль от реализации».

Факторный анализ изменения выручки от реализации продукции ОАО «ОЭМК» показал, что наиболее эффективно на предприятии использовались основные фонды. Рост основных фондов обеспечил прирост выпуска продукции на 320 720 946,75 тыс. руб. Собственный капитал использовался рационально. Капиталоотдача снизилась на 67%. Полученные результаты показали резервы возможного роста производства и выручки от реализации готовой продукции.

Рассчитав запас финансовой прочности в абсолютном выражении, выручка (64 435 181 тыс. руб.) превысила порог рентабельности (25 176 841,41 тыс. руб.),  комбинат имеет показатель финансовой устойчивости положительный и достаточно высокий (39 258 339,59 тыс. руб.), следовательно, риск потерь предприятия ОАО «ОЭМК» низкий, предприятие финансово устойчиво.

Информация о работе Анализ выручки от реализации продукции на ОАО «ОЭМК»