Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

1.Значение возрастной  физиологии и школьной гигиены  в системе подготовки пед.кадров. Школьная гигиена и возрастная физиология как науки.

Для подготовки специалистов педагогов необходимы общие знания по анатомии и физиологии ребенка в возрастном аспекте. Эта необходимость обусловлена как изучением других дисциплин медико-биологического профиля, так и дальнейшей работой в школьных учреждениях. Педагог должен знать особенности развития детского организма, представлять себе взаимосвязь и взаимозависимость функций органов и тканей, необходимость организации режима дня и питания, биоритма жизни и влияния окружающей среды на развитие ребенка. В курсе “Возрастная анатомия, физиология и гигиена“ большое внимание уделено вопросам, необходимым для правильного понимания целого ряда аспектов возрастной психологии и педагогики, морфофизиологическим особенностям детей и подростков, вопросам физиологии нервной системы, высшей нервной деятельности, анализаторов и др. Этим определяется пропедевтическое значение данного курса для педагогики.

Физиология — наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Она изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе.

Школьная гигиена (гигиена детей  и подростков) – это медицинская  наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней  средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и  требований, направленных на охрану и  укрепление здоровья, гармоническое  развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и  подростков.

Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку  разработка гигиенических норм режимов  для детей разного возраста, организация  их труда и отдыха, питания и  одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника  в различные возрастные периоды. Обе эти дисциплины имеют особую практическую значимость для логопедов, так как чтобы заметить отклонение в работе того или иного органа и возвратить ему прежнюю функцию, надо знать, какой она должна быть на данном возрастном этапе, обязан точно  знать строение того или иного  органа, чтобы точно устранять  те или иные неполадки. Иметь четкие представления о структурных  и функциональных нарушениях, приводящих к дефектам речи, слуха, зрения, интеллекта.

Задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

- изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;

- ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;

- научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.

 

2.Закономерности роста  и развития детского организма.  Возрастная периодизация.

Рост – количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы отдельных органов  и тканей, всего организма в  целом.

Развитие – качественные изменения, функциональное совершенствование  органов и тканей, всего организма  в целом.

Общие закономерности:

1)рост и развитие непрерывны и необратимы

2)чем моложе организм, тем более  интенсивно протекают процессы  роста и развития, и тем более  организм подвержен влиянию внешней  среды

3)наблюдается неодновременность  в процессах роста и развития, в в созревании функциональных систем организма:

0-1год – 1ый период вытягивания

1-4 лет – 1ый период округления

5-7 лет – 2ой период вытягивания  (полуростовой скачек)

7-11 лет – 2ой период округления

11-13 лет – 3 период вытягивания  (преубертатный период – начало полового созревания)

14-18 лет - 3ий период округления

Неодновременность созревания – гетерохрония.

Неодновременность созревания функциональных систем

- с момента рождения наиболее  интенсивно развивается ЦНС к 6 годам она уже сформирована на 80%, а к 10-11 – на 100%.

-иммунитет активно развивается  с 3 лет

4)Деморфизм

5)адаптация к факторам внешней  среды в процессе развития  – необходимое условие нормального  роста и развития (тренирующее  воздействие)

Характерной особенностью процесса роста  детского организма являются его  неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются  его некоторым замедлением. Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа  роста организма ребенка 

Мышечная система развивается следующим образом: вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей - лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие движения выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового созревания развитие двигательного аппарата заканчивается. Особенности дыхательной системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой - в отставании роста сердца от роста сосудов. Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в 2-2.5 раза, к 3 годам - в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга заканчивается к 8-9 годам. Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте 1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в близорукость. Половые различия в физическом развитии можно проследить на примере основных размеров тела. Так рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у девочек.

Возрастная и педагогическая психология чаще использует периодизацию, основанную на педагогических критериях, когда  периоды дошкольного возраста подразделяются соответственно группам детского сада, а в школьном возрасте выделяют три  этапа: младший (I–IV классы), средний (IV–IX классы), старший (X–XI классы).

В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:

1) новорожденный (1-10 дней);

2) грудной возраст (10 дней –  1 год);

3) раннее детство (1–3 года);

4) первое детство (4–7 лет);

5) второе детство (8-12 лет для  мальчиков, 8-11 лет для девочек);

6) подростковый возраст (13–16 лет  для мальчиков, 12–15 лет для девочек);

7) юношеский возраст (17–21 год  для юношей, 16–20 лет для девушек);

8) зрелый возраст:

I период (22–35 лет для мужчин, 22–35 лет для женщин);

II период (36–60 лет для мужчин, 36–55 лет для женщин);

9) пожилой возраст (61–74 года  для мужчин, 56–74 года для женщин);

10) старческий возраст (75–90 лет);

11) долгожители (90 лет и выше).

Данная периодизация включает в  себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез  внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает  особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода  характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода  к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим  периодом. Продолжительность отдельных  возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические  рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными  факторами.

 

3.Понятие «здоровье». Факторы.  Определяющие здоровье ребенка. Показатели здоровья. «Школьные болезни». Группы здоровья.

Здоровье – психическое, социальное, физическое благополучие человека. Под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном — процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

В процессе онтогенеза детский и  подростковый период, от 0 до 17 лет, является чрезвычайно напряженным периодом морфофункциональных перестроек, что  должно учитываться при оценке формирования здоровья. Одновременно этот возрастной период характеризуется влиянием целого комплекса социальных условий и  частой их сменой (ясли, сад, школа, профессиональное обучение, трудовая деятельность).

В формировании состояния здоровья вклад социальных факторов и образа жизни составляет около 40 %, факторов загрязнения окружающей среды – 30 % (в том числе собственно природно-климатических условий – 10 %), биологических факторов —20 %, медицинского обслуживания – 10 %. Однако эти величины являются усредненными, не учитывают возрастных особенностей роста и развития детей, формирования патологии в отдельные периоды их жизни, распространенности факторов риска. Роль тех или иных социально-генетических и медико-биологических факторов в развитии неблагоприятных изменений в состоянии здоровья различна в зависимости от пола и возраста индивидуума.

На состояние здоровья детей  оказывают влияние отдельные  факторы:

1) медико-биологические факторы  риска периода беременности и  родов матери: возраст родителей  на момент рождения ребенка,  хронические заболевания у родителей,  острые заболевания у матери  во время беременности, прием  в течение беременности различных  препаратов, психотравмы во время беременности, осложнения беременности (особенно гестозы второй половины беременности) и родов и пр.;

2) факторы риска раннего детства:  масса тела при рождении, характер  вскармливания, отклонения в состоянии  здоровья на первом году жизни  и пр.;

3) факторы риска, характеризующие  условия и образ жизни ребенка:  жилищные условия, доход и уровень  образования родителей (в первую  очередь матерей), курение родителей,  состав семьи, психологический  климат в семье, отношение родителей  к реализации профилактических  и лечебных мероприятий и пр.

К сожалению, в настоящее время  показатели здоровья населения ухудшаются как по сравнению с серединой 80-х годов, так и по сравнению  с началом 90-х гг. Происходит рост заболеваемости практически по всем учитываемым категориям (рост инфекционных и паразитарных болезней; расстройства питания, нарушения обмена веществ  и ослабление иммунитета; болезни  крови и кроветворных органов; злокачественные  новообразования и т.д.). Особо  большое влияние на ухудшение  здоровья оказывает рост заболеваемости женщин. Происходит также значительный рост активного туберкулеза и  других социальных болезней, в т.ч. передающихся половым путем. За последние 5 лет возросло количество заболеваний детей в возрасте 0—14 лет. Чрезвычайно негативна динамика состояния интеллектуального    и    психического здоровья детей. При профилактических осмотрах выявляется понижение остроты слуха, зрения, дефекты речи, сколиоз, нарушения осанки.

90% школьников есть отклонения  в психическом или физическом  здоровье. Какие же болезни ребёнок  зарабатывает вместе с аттестатом  зрелости?

 

1. Нарушения осанки

Статистика: нарушения осанки выявляются у 40-80% школьников.

Причины возникновения: слабые, недоразвитые (или нетренированные) мышцы спины, длительное вынужденное неправильное положение тела, неудобная мебель дома и в школе, неправильно подобранный  портфель или ранец.

Как проявляется: при сутулости  — грудной отдел позвоночника выступает вперёд, грудная клетка уплощена, плечи сведены, живот выпячен. При сколиозе — боковое искривление  позвоночника.

Профилактика: подбор рациональной мебели, соответствующей росту ребёнка, выработка удобной позы при письме и чтении, занятия спортом, закаливающие процедуры, полноценное питание.

 

2. Гастрит

Статистика: К окончанию школы  число детей, страдающих заболеваниями  желудочно-кишечного тракта, увеличивается  в 2 раза.

Причины возникновения: еда всухомятку, большие перерывы между приёмами пищи, отсутствие в рационе горячих  блюд.

Как проявляется: периодические ноющие боли в верхней части живота, изжога.

Профилактика: дробное питание (5-6 раз в сутки), полноценный рацион, обязательное присутствие мясных или  овощных бульонов.

 

3. Близорукость

Статистика: количество близоруких детей  к моменту окончания школы  увеличивается в 5 раз.

Причины возникновения: недостаточная  освещённость рабочего места, длительное перенапряжение глаз.

Как проявляется: падение остроты  зрения — постепенное или резкое.

Профилактика: обеспечьте рабочее  место ребёнка достаточным освещением — 40-60 ватт на квадратный метр. Оптимальные  условия (мягкий рассеянный свет, отсутствие теней) даёт люминесцентная лампа. Следите, чтобы расстояние между глазами  ребёнка и рабочей поверхностью было не менее 30-35 см, а расстояние от телевизора — в 5 раз больше, чем  диагональ экрана. Длительность непрерывного просмотра телевизора не должна превышать 20-40 минут.

 

4. Невроз

Статистика: Различными формами неврозовстрадают до 50% школьников.

Причины возникновения: несоответствие между требованиями педагога и возможностями  ученика, чрезмерные нагрузки, хроническое  недосыпание. (Дефицит ночного сна, например, у учеников младших классов  — 1,5 — 2 часа в день.)

Как проявляется: чувство тревоги, беспокойства, напряжения, неуверенности  в себе, беспокойный сон.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"