Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

недостатком калия. Причины: нерациональное питание (дефицит овощей, фруктов, ягод), частая рвота, поносы, обильное потоотделение, болезни печени и почек, лечебное голодание, длительный прием мочегонных препаратов и гормонов коры надпочечников. Проявления дефицита калия в организме: мышечная слабость, сонливость, апатия, тошнота, рвота, уменьшение мочеотделения, снижение артериального давления, появление сердечных аритмий. Лечение: увеличение содержания калия в рационе, главным образом за счет овощей и фруктов; показаны курага, урюк, изюм, препараты калия (хлористый калий).

недостатком натрия. Причины: дефицит поваренной соли в пище, обильное потоотделение, поносы, рвота, обширные ожоги, недостаток белков и избыток углеводов в пище. Проявления: вялость, сонливость, ослабление памяти, мышечная слабость, потеря аппетита, в тяжелых случаях - рвота, поносы, понижение артериального давления, сердечная слабость, учащение пульса, судороги, потеря сознания. Лечение - введение поваренной соли.

недостатком магния. Причины: длительный понос, хронический алкоголизм, длительный прием мочегонных препаратов. Естественная недостаточность магния в смешанных рационах взрослых людей маловероятна. Проявления: мышечная слабость, депрессия, склонность к судорогам и сердечным аритмиям. Лечение: увеличение содержания в диетах магния за счет хлеба, круп, гороха, фасоли и пшеничных отрубей.

недостатком железа. Причины: питание продуктами, бедными железом и богатыми оксалатами и фосфатами (шпинат, щавель); поносы, кровопотери, наличие глистов, низкая кислотность желудочного сока. Проявление: малокровие. Лечение: увеличение содержания железа в рационе за счет мяса, печени, кровяной колбасы, икры и лиственных овощей; лечебные препараты железа.

 

21. Организация питания в школе. Роль учителя начальных классов.

ГЛАВА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ  ОБРАЗОВАНИЯ

14. Организация питания в учреждениях  образования осуществляется субъектами  предпринимательской деятельности, указанными в части первой  пункта 2 настоящего Положения. Питание  в учреждениях образования организуется  на основании договора субъекта  предпринимательской деятельности  с отделом (управлением) образования  местного исполнительного и распорядительного  органа или учреждением образования.При организации питания учреждением образования или отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа столовая учреждения образования является его структурным подразделением и функционирует за счет средств местных бюджетов и на возмездной основе.

Определение субъектов предпринимательской  деятельности для организации питания  учащихся осуществляется в соответствии с законодательными актами.

15. Питание учащихся организуется  в соответствии с требованиями  санитарных норм, правил и гигиенических  нормативов к устройству, оборудованию, содержанию и организации образовательного  процесса в учреждениях образования.

16. Горячее питание осуществляется  в соответствии с примерными  двухнедельными рационами питания,  разрабатываемыми с учетом физиологических  потребностей в основных пищевых  веществах и энергии, дифференцированными  по возрасту, с учетом сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), длительности  пребывания в учреждении образования,  разнообразия и сочетания пищевых  продуктов, трудоемкости приготовления  блюд.Примерные двухнедельные рационы питания, ассортиментный перечень товаров и продукции собственного производства в столовых учреждений образования разрабатываются субъектом предпринимательской деятельности, утверждаются руководителями учреждения образования и субъекта предпринимательской деятельности.

17. На основе примерных двухнедельных рационов питания с учетом товарного обеспечения, местных и иных особенностей составляются дневные рационы питания, единые для учащихся, которым предусмотрено питание за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также за счет средств родителей или иных законных представителей, и утверждаются руководителем учреждения образования или субъекта предпринимательской деятельности, подписываются заведующим производством и лицом, ответственным за формирование цен в столовой учреждения образования.

18. Составление рационов питания  осуществляется в соответствии  с требованиями санитарных норм, правил и гигиенических нормативов  к потреблению пищевых веществ  и энергии для различных групп  населения Республики Беларусь, а также нормативными и технологическими  документами.

19. Рационы питания учащихся в учреждениях образования включают: завтрак – закуска (салат), горячее блюдо, напиток; обед – закуска (салат), суп, горячее блюдо, сладкое блюдо или сок; полдник – напиток, выпечка, фрукты; ужин – закуска (салат), горячее блюдо, напиток.

По согласованию с родительским комитетом учреждения образования  допускается исключение из меню обеда (полностью или в отдельные  дни) супов.

20. Для отдельных учащихся организуется  щадящее (диетическое) питание.

21. В учреждениях образования  в соответствии с установленными  нормами питания проводится С-витаминизация готовой пищи в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.

22. Отбор суточных проб при  организации питания учащихся  осуществляется в соответствии  с законодательными актами.

23. Часы приема пищи устанавливаются  в соответствии с распорядком  дня учебы учащихся в учреждениях  образования и интервалами между  их приемами, установленными санитарными  нормами, правилами и гигиеническими  нормативами. В режиме учебного  дня на обед и отдых предусматривается  одна перемена продолжительностью 30 минут или две перемены по 20 минут. Отпуск учащимся питания в столовых учреждений образования осуществляется по классам (группам) в соответствии с графиком приема пищи, утверждаемым руководителем учреждения образования по согласованию с заведующим производством (руководителем) столовой учреждения образования.

24. Для организации горячего  питания учащихся могут использоваться  различные формы обслуживания: предварительный  заказ блюд по меню завтрашнего  дня, обслуживание по типу шведского  стола, отпуск отдельных блюд  в многопорционной посуде, централизованная система доставки и приготовления скомплектованных рационов питания, организация работы школьных кафе, буфетов и иные; новые технологии приготовления пищи (централизованное производство полуфабрикатов высокой степени готовности в расфасованном виде, готовой кулинарной продукции и иные).

 

 

 

 

 

22.Возрастные особенности  в младшем школьном возрасте  основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)

В организме человека 12 анатомо-функциональных систем.

1. Центральная нервная система  — регуляция и интеграция жизненных  функций организма.

2. Система органов дыхания —  обеспечение организма кислородом, который необходим для всех  биохимческих процессов, выделение углекислого газа.

3. Система органов кровообращения  — обеспечение транспорта питательных  веществ в клетку и освобождение ее от продуктов жизнедеятельности.

4. Система органов кроветворения  — обеспечение постоянства состава  крови.

5. Система органов пищеварения  — потребление, переработка, усвоение  питательных веществ, выделение  продуктов жизнедеятельности.

6. Система органов мочевыделения  и кожа — выделение продуктов  жизнедеятельности, очистка организма.

7. Репродуктивная система —  воспроизводство организма.

8. Эндокринная система — регуляция  биоритма жизни, основных процессов  обмена веществ и поддержание  постоянства внутренней среды.

9. Костно-мышечная система —  обеспечение структурности, функций  передвижения.

10. Лимфатическая система — осуществление  очищения организма и обезвреживание  чужеродных агентов.

11. Иммунная система — обеспечение  защиты организма от вредных  и чужеродных факторов.

12. Периферическая нервная система  — обеспечение протекания процессов  возбуждения и торможения, проведение  команд ЦНС до рабочих органов.

После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка  он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см.

 Масса тела также возрастает  более упорядоченно. Вес 7-летнего  - около 25 кг, 11-летнего - 37 кг.

 Кожа и подкожная клетчатка.  К 7 годам появляются большие  скопления жировых клеток в  области груди и живота, что  при неправильном питании усугубляется  общим ожирением. Окончательно  формируются потовые железы, теперь  ребенок менее подвержен переохлаждениям  и перегреваниям. 

 Мышечная система: сила мышц  увеличивается, работоспособность  восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая  работа - письмо, лепка. 

 Костная система. Процесс  роста и образования костей  не прекращается. Протяженность  работы сидя - на уроках в школе, при выполнении домашних заданий - делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

 Органы дыхания. К 7 годам  окончательно формируется структура  легочной ткани, увеличивается  диаметр воздухоносных путей  (трахеи, бронхов), и набухание слизистой  при заболеваниях дыхательной  системы уже не создает серьезной  опасности. Частота дыханий уменьшается  в 10 лет до 20 в минуту.

 Сердечно-сосудистая система: средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

 Органы пищеварения. Пищеварительные  железы хорошо развиты, активно  функционируют, пищеварение практически  не отличается от такового  у взрослых. Частота опорожнения  кишечника 1-2 раза в день.

 Органы мочевыделения. Строение  почек как у взрослых. Постепенно  нарастает суточное количество  мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-11 лет - 850 мл.

 Иммунная система. Защитные  силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически  соответствуют взрослым.

 Эндокринная система. Заканчивается  ее развитие, под действием гормонов  происходит постепенное появление  признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются  ягодицы, незначительно приподнимаются  соски молочных желез, в 10-11 лет - набухают грудная железа, появляются волосы на лобке.  У мальчиков в 10-11 лет начинается  рост яичек и полового члена. 

 Нервная система: расширяются  аналитические возможности. Ребенок  размышляет над своими поступками  и окружающих. Все же в поведении  ребят младшего школьного возраста  еще много игровых элементов,  они еще не способны к длительной  сосредоточенности. Некоторые, особенно  дети, которые воспитывались без  сверстников, замкнуты, с трудом  приживаются в коллективе, что  впоследствии может сказаться  на их психическом типе характера.

 

 

 

 

 

23.Система желез внутренней секреции. Понятие о гармонах.

Существуют две внутрь выделяющие специализированные структуры: железы внутренней секреции, одиночные эндокринные  клетки.

Железы внутренней секреции: центральные, периферические. К центральным относятся гипофиз, эпифиз, нейросекреторные ядра гипоталамуса. К периферическим относятся все остальные:

• Аденогипофизозависимые - щитовидная железа, кора надпочечников, половые железы,

• Аденогипофизонезависимые - паращитовидные железы, островковый аппарат поджелудочной железы, одиночные эндокринные клетки.

Есть истинные железы и железы смешанной  функции (например, поджелудочная железа одновременно является железной внешней  и внутренней секреции, половые железы, плацента и др.)

Одиночные эндокринные клетки могут  быть в различных органах (в эндокринных  и неэндокринных). Эти железы обладают повышенной функциональной активностью, называются APUD - системой. Клетки этой системы поглощают и декарбоксилируют предшественников аминокислот и вырабатывают нейроамины (некоторые авторы считают их нейротрансмиттерами). Эти клетки бывают различного происхождения:

Неврального происхождения - развиваются из нервного гребешка (в гипоталамусе, гипофизе, надпочечники (мозговое вещество), щитовидные железы, околощитовидные железы.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"