Шпаргалка по "Физиологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 17:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по предмету "Возрастная физиология и школьная гигиена".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ, физиология.docx

— 156.57 Кб (Скачать файл)

Слуховые рецепторы находятся  в улитке внутреннего уха, которая  расположена в пирамиде височной кости. Звуковые колебания передаются к ним через целую систему вспомогательных образований, обеспечивающих совершенное восприятие звуковых раздражений. Орган слуха человека состоит из трех частей — наружного, среднего и внутреннего уха. Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Наружное ухо служит для улавливания звуков.    На границе между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка. Это тонкая соединительнотканная пластинка (ее толщина около 0,1 мм), которая снаружи покрыта эпителием, а изнутри слизистой оболочкой. Среднее ухо представлено барабанной полостью, имеющей неправильную форму в виде маленького плоского барабана, на который туго натянута колеблющаяся перепонка, и слуховой трубой. Внутри полости среднего уха расположены сочленяющиеся между собой слуховые косточки — молоточек, наковальня и стремечко. Внутреннее ухо отделено от среднего перепонкой овального окна. Внутреннее ухо расположено в каменистой части височной кости и представляет собой костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт из соединительной ткани. Перепончатый лабиринт как бы вставлен в костный лабиринт и в общем повторяет его форму. Между костным и перепончатым лабиринтами имеется жидкость — перилимфа, а внутри перепончатого лабиринта — эндолимфа.

Возрастные особенности слухового  анализатора

Чем меньше ребенок:

1.  Тем меньше пороги слышимости, наименьшая величина порогов  слышимости, т.е. наибольшая острота  слуха свойственная подросткам  и юношам (14-19 лет)  2.Тем ниже острота слуха.  3.Тем быстрее развивается утомление слухового анализатора.

Гигиена слухового  анализатора- это комплекс норм, условий и требований, направленных на охрану слуха, создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

1.  Для слуха детей вредны  чрезмерно сильные звуки. Это  может привести к стойкому  снижению слуха и даже полной  глухоте.   2.Профилактика “ школьного шума”.    3.Речь    учителя    должна    быть    живой,    богатой разнообразными интонациями, слова должны   произноситься четко.   4.Правильная дозировка слуховых нагрузок.    5.Гигиеной    слуха    диктуются    размеры    учебного помещения.

Возрастные особенности. Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука.  Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет).  У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение  игре  на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Гигиена слуха.  Гигиена слуха  – это система мер, направленных на охрану слуха; создание оптимальных  условий для деятельности слухового  анализатора, способствующих  нормальному  его развитию и функционированию.

Наиболее опасным воздействием на орган слуха  обладает шум. Чрезмерный шум ведет к снижению слуха, длительно  действующий шум может вызвать  нарушение работы сердечно-сосудистой системы, снижает работоспособность. У взрослых уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движения, снижают остроту зрения. При 120 дБ через 4-5 лет происходят  изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается ритм сердечной деятельности, изменяется артериальное давление, появляются головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. А через 5-6 лет – формируется профессиональная тугоухость.  Так, если человек находился в течение 6 часов на оживленной улице (90дБ), то у него снижается острота слуха на 3-4%. У детей шум 50 дБ вызывает значимое снижение работоспособности. В 60 дБ – повышается порог чувствительности, снижается внимание.

К  мерам  профилактики отрицательного воздействия шумов относят:

1.Требования к учебным помещениям:

• Длина класса должна быть не более 8 м, то есть такой, чтобы сидящим  последними  партами  учащимся обеспечить четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного  на доске.

• Двери в класс должны быть плотно прикрыты.

• Мастерские, компьютерные классы, гимнастические залы должны  размещаться на первом   этаже здания или в отдельном крыле.

2. Вдоль периметра школы целесообразна  посадка деревьев, а также живой  изгороди высотой не менее  6 м.

3. Восстановлению функционального  состояния слухового анализатора  способствуют перерывы (10-15 минут  в тихих комнатах) – на первом  году обучения через 50 минут,  на втором году – через 1,5 часа, на третьем году – через  2 часа.

4. Речь учителя для наилучшего  слухового восприятия учащимися  учебного материала должна быть  негромкой, ясной, небыстрой, с  эмоциональным окрашиванием.

5. Так как во время урока  у школьника наибольшая нагрузка  падает на слуховой и двигательный анализаторы, а зрительный используется не полностью, то необходимо это учитывать при выборе методов и методических приемов при составлении планов-конспектов и проведении уроков.

Кроме отрицательного воздействия  шумов на слуховой анализатор, необходимо учитывать и воздействие таких  агентов как

• Попадание в наружный слуховой проход насекомых, что может вызвать отек среднего уха  и потерю сознания;

• Патогенные микроорганизмы  (при ангине, скарлатине, гриппе) могут попасть из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо и вызвать восполнение.

 

 

18.Обмен веществ. Особенности  у детей. Основные питательные  вещества, их роль для роста  и развития ребенка, физиологические  потребности детей. Источники  белков, жиров, углеводов.

Обмен веществ — характерный  признак всех живых существ. Без  обмена веществ жизнь невозможна. В организме человека, его органах, тканях, клетках непрерывно образуются, разрушаются, обновляются клеточные  структуры и различные сложные  химические соединения.

    Динамика основного обмена  с возрастом тесно связана  с энергетическими затратами  на рост. Энергетические затраты  на рост тем больше, чем моложе  ребенок. Так, расход энергии,  связанный с ростом, в возрасте 3 месяцев составляет 36%, в возрасте 6 месяцев —26%, 10 месяцев —21 % общей  энергетической ценности пищи.     В дошкольном и младшем школьном возрастах отмечается четкое соответствие интенсивности снижения основного обмена и динамики ростовых процессов: чем больше скорость относительного роста, тем значительнее изменения обмена покоя.     Величина основного обмена у девочек несколько ниже, чем у мальчиков. Это различие начинает проявляться уже во второй половине первого года жизни.     По изменению темпов ростовых процессов и интенсивности обмена девочки опережают мальчиков примерно на год.     Энергетическое обеспечение мышечной деятельности. Энергетика мышечного сокращения и ее возрастные особенности определяются соотношением различных источников энергии (аэробных и анаэробных). Анаэробные источники энергии в мышцах самые мощные, но очень быстро истощаются, они могут обеспечить работу продолжительностью не более 2—2,5 мин. Аэробные источники в мышцах более ограниченны по мощности, но могут быть использованы при работе умеренной интенсивности в течение длительного времени.

    К питательным веществам  относят белки, жиры, углеводы, минеральные  соли, витамины и воду. Эти вещества  организм получает в виде пищевых  продуктов (мясо, молоко, хлеб, крупа,  овощи и др.).

Роль белков в питании.

Важнейшей составной частью каждой клетки человека является белок. Он играет огромную роль в функциональных процессах  и состоянии иммунитета организма. Нормальный рост и развитие организма  ребенка возможны лишь при условии  снабжения его белком, не только достаточным по количеству, но и  полноценным по его аминокислотному  составу. Основным критерием биологической  ценности аминокислот является включение  их в комплексы, без которых невозможен синтез белка в организме. При белковом дефиците нарушается синтез гормонов, снижается иммунитет, может развиться пищевая дистрофия. Никакие пищевые вещества не могут заменить белок ни как важнейший пластический материал, ни в функциональном отношении. Поэтому вегетарианство в детском возрасте недопустимо.

Роль жиров в питании.

Жиры – энергетические вещества. В их состав входят фосфатиды, полиненасыщенные жирные кислоты, стерины, имеющие большое физиологическое значение. Фосфатиды оказывают влияние на процессы клеточного обмена. Среди стеринов большая биологическая роль принадлежит холестерину, который служит источником для образования ряда гормонов, участвует в превращениях желчных кислот, синтезе витамина D. Полиненасыщенные жирные кислоты являются жизненно необходимыми веществами, не синтезируемыми в организме. Они действуют на стенки кровеносных сосудов, повышая их эластичность и снижая проницаемость, играют важную роль в обмене холина и витаминов группы В, оказывают стимулирующее влияние на защитные механизмы организма. С жирами в организм поступают жирорастворимые витамины. Наличие жира увеличивает калорийность пищи и позволяет уменьшить ее объем. Присутствие жира в пище улучшает ее вкус, создает ощущение сытости, ограничивает распад белка в организме. Для детей наиболее ценны молочные жиры, входящие в состав молока и молочных продуктов. В ежедневный набор продуктов должно входить растительное масло. Не рекомендуется вводить твердые жиры – говяжье и баранье сало. Суточная физиологическая норма жиров, установленная для детей различных возрастов, – 25-106 г – должна быть обеспечена преимущественно молочными жирами. Чрезмерное употребление жиров может привести к ожирению, при котором снижается иммунитет и начинается нарушение обмена веществ. Значительный недостаток жиров в пище неблагоприятно влияет на рост, развитие и деятельность организма ребенка.

Роль углеводов в питании.

При достаточном поступлении углеводов  с пищей организм ребенка покрывает  свои энергетические потребности за их счет. В организме углеводы легко  и полностью окисляются. Одни формы  углеводов могут переходить в  другие, синтезироваться за счет белков и жиров. Углеводы необходимы для  работы мышц тела, мышцы сердца, нормального  функционального состояния центральной  нервной системы и умственной деятельности. Потребность в углеводах увеличивается при таких состояниях, как переохлаждение, перегревание, нервное напряжение. Суточная норма потребления углеводов в зависимости от возраста составляет 113-422 г. Употребление избыточного количества углеводов угнетающе действует на секрецию желудочных желез и ухудшает аппетит. Увеличение содержания углеводов отрицательно сказывается на белковом обмене, вызывая задержку азота в организме. При избыточном углеводном питании могут возникнуть относительная белковая недостаточность, а также относительная недостаточность витаминов В1, В2, РР, магния, железа и марганца. При избыточном поступлении углеводов в организме образуется избыток жира, которым пополняются жировые депо, нарушается жировой обмен, развивается тучность.

Соотношение белков и жиров в  питании детей должно составлять 1:1. Содержание белков, жиров и углеводов  в пище для детей младшего возраста должно быть 1:1:3, а для детей старшего возраста – 1:1:4. Разбалансированность основных компонентов питания неблагоприятно сказывается на обменных процессах, отрицательно влияя на рост детей  и подростков.

 

 

19.Витамины. Значение. Водорастворимые  и жирорастворимые витамины. Гиповитаминозы  у детей и их причины.

Витамины.

 Органические вещества, необходимые  в незначительных количествах  для нормальной жизнедея-тельности организма человека и животных, а также медицинские препараты, содержащие эти вещества. Они относятся к незаменимым факторам питания человека. Специфическая функция большинства витаминов состоит в том, что в виде образующихся из них коферментов или простатических групп они входят в состав активных центров ферментов и принимают участие в механизмах ферментативного катализа многочисленных реакций обмена веществ, лежащих в основе практически всех процессов жизнедеятельности и функций организма.

Жирорастворимые:

Витамин А ( Ретинол) - антиоксидантное, иммуномодулирующее, обеспечивающее нормальную структуру и функции эпителия и слизистых оболочек, репаративное и ранозаживляющее, регулирующее уровень глюкозы в крови, регулирующее функции половых желез, обеспечивающее метаболизм в сетчатке глаза, онкопротекторное. Для оптимальной усваемости и работы необходимы витамины D, Е и Zn

Дефицит витамина А: Изменений со стороны органов зрения, кожи, слизистых оболочек глаз, дыхательных, пищеварительных и мочевыводящих путей. Возможна задержка роста у детей. Снижение иммунитета. Нарушается выделение желудочного сока. При глубоком дефиците витамина А развивается так называемая "куриная слепота", в особо тяжелых случаях - размягчение и изъязвление роговицы глаза (кератомаляция), приводящая к частичной или полной слепоте.  Дефицит витамина А и каротина - один из факторов риска возникновения злокачественных новообразований.

Витамин D (кальциферол) -регулирующее обмен кальция и фосфора, способствующее усвоению витамина А, иммуномодулирующее, онкопротекторное, уменьшающее свинцовую интоксикацию. Витамин D является уникальным - это единственный витамин, действующий и как витамин, и как гормон. Как витамин он поддерживает уровень неорганического Р и Са в плазме крови выше порогового значения и повышает всасывание Са в тонкой кишке. В качестве гормона действует активный метаболит витамина D - 1,25-диоксихолекациферол (D3), образующийся в почках. Он оказывает влияние на клетки кишечника, почек и мышц: в кишечнике стимулирует выработку белка-носителя, необходимого для транспорта кальция, а в почках и мышцах усиливает реабсорбцию Ca2+. Участвует в метаболизме 2-х валентных ионов МЭ (Cd, Ni, Zn, Hg, Be, Sr,  и др.) Витамин D3 влияет на ядра клеток-мишеней и стимулирует транскрипцию ДНК и РНК, что сопровождается усилением синтеза специфических протеидов. Иммуномодулирующее действие.

Информация о работе Шпаргалка по "Физиологии"